Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 18:58, курсовая работа
Функционирование рынка ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих этот рынок и решающих его задачи. Кроме того, фондовые операции требуют применения сложной компьютерной техники, обеспечивающей процесс ценообразования и распространения необходимой информации, для которой также нужны профессионалы.
Под профессиональными участниками рынка понимают такие категории участников, для которых осуществление конкретных операций на фондовом рынке является основной профессиональной деятельностью.
НФ МЭСИ
Курсовая работа
по дисциплине
«Рынок ценных бумаг»
специальность
«Экономика»
Тема работы «Профессиональные участники
рынка ценных бумаг»
Работа студентки Вороновой Светланы Александровны
1 курса, группы ЗВЭС/11-01
г. Нижний Новгород
2012г.
Введение
Функционирование рынка ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих этот рынок и решающих его задачи. Кроме того, фондовые операции требуют применения сложной компьютерной техники, обеспечивающей процесс ценообразования и распространения необходимой информации, для которой также нужны профессионалы.
Под профессиональными участниками рынка понимают такие категории участников, для которых осуществление конкретных операций на фондовом рынке является основной профессиональной деятельностью. К ним в настоящее время относят:
Наряду с указанными категориями участников рынка ценных бумаг его обслуживают также банковские служащие, работники инвестиционных фондов, государственные служащие.
Во всех странах применяется система лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. С этой целью вырабатываются правила лицензирования. Для специалистов, работающих в данной области и выполняющих конкретные обязанности, предусмотрена также система аттестации, которая является обязательным условием допуска к операциям с ценными бумагами.
Правила лицензирования в
отдельных странах могут
Надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляет специализированный государственный орган. Наряду с ним существенную работу в области надзора и контроля ведут профессиональные объединения участников рынка.
1. Брокеры и дилеры на фондовом рынке
Брокеры на рынке ценных бумаг представлены специализированными фирмами, имеющими статус юридического лица. В зарубежных странах они действуют в форме, как частной фирмы, так и акционерного общества. В России они существуют обычно в форме товариществ с ограниченной ответственностью. Уставный капитал таких обществ имеет небольшой размер, с тем чтобы подпадать под законодательство о малых предприятиях и получать льготы по налогообложению. Однако со временем эти фирмы стремятся увеличить рост собственного капитала, расширяя сеть своих клиентов.
Основная задача брокеров
и дилеров, являющихся посредниками
в операциях с ценными
Роль посредников весьма высока, поскольку по своему положению на рынке, уровню квалификации сотрудников и доступу к информации именно они могут помочь инвесторам в выборе правильной стратегии действий на фондовом рынке. Для этого посредникам необходимо:
Посредники, участвующие в операциях по купле-продаже ценных бумаг, могут действовать как брокерские фирмы или брокерско-дилерские компании. Они классифицируются в зависимости от клиентуры (работающие с мелкими или только с крупными инвесторами), оказываемых услуг (весь комплекс услуг или только некоторые из них), специализации (по видам ценных бумаг, с которыми работают).
Так, на рынке США фирмами, выполняющими все виды услуг, являются крупнейшие брокерско-дилерские компании типа «Меррил Линч»(Merrill Lynch Pierce Fenner & Smith), «Хатон» (E.F. Hutton &Company Inc.), «Дин Уитер Рейнолдз» (Dean Witter Reynolds), «Пруденшл Бак» (Prudencial-Bach Capital Funding), «Смит Барни» (Smith Barney, Harris Upman&Co.), «Пайн Уэббер» (Paine Webber Incorporated), «Ширсон Леман» (Shearson Lehman Brothers) и некоторые другие. У этих фирм действуют сотни отделений в разных странах мира, где работают тысячи специалистов.
Ряд посредников, работающих только с крупными клиентами, в США носят название инвестиционных банков (carriage trade houses). К ним относятся такие компании, как « Морган Стенли» (Morgan Stanley & Co.), «Саломон бразерс» (Salomon Brothers), «Голдман, Закс» (Goldman, Sachs & Co.), «Дональдсон, Лафкин» (Donaldson, Lufkin & Jenrette) и «Беар, Стенз» (Bear, Sternz & Co. Inc.).
В качестве специализированной компании можно привести американсую фирму «Лебенталь энд компании» (Lebental & Co.), которая работает только с муниципальными облигациями.
Гораздо более многочисленна группа брокерских фирм, выполняющих только одну операцию из всего комплекса, - прием и исполнение заявки по поручению клиента с сопутствующими процедурами по клирингу и зачислению ценных бумаг на счета клиента. Такие фирмы на рынке США называют дисконтными фирмами, или дисконтными домами (discount broker). Поскольку объем услуг подобных фирм ограничен и они не занимаются консультированием клиентов, размер комиссионных у них на 25-60% ниже, чем у брокерско-дилерских фирм с полным комплексом услуг.
Сотрудники брокерско-дилерских фирм также являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, и им требуется пройти регистрацию и получить лицензию. Для оказания услуг клиентам они должны сдать соответствующий экзамен. В случае успешной его сдачи служащий именуется зарегистрированным представителем и может работать со всеми видами ценных бумаг.
На рынке ценных бумаг брокеры и дилеры могут выполнять и некоторые другие виды деятельности, также требующие лицензии, например функции депозитария и управляющего ценными бумагами. Совмещение с другими функциями не допускается.
Ведущие брокерские фирмы оказывают огромное влияние на состояние биржевой торговли. Выполняя информационную и консультационную функцию для своих клиентами, одновременно влияют на их поведение, причем весьма часто приспосабливают деятельность клиентов к потребностям своей компании.
Рассмотрим, как решается клиентами вопрос о выборе брокерской фирмы. Безусловно, такое решение всякий раз индивидуально, нов то же время можно отметить некоторые общин моменты. Например, крупная компания, осуществляющая большой объем операций, выберет скорее всего две-три брокерские фирмы, имеющие опыт работы с крупными заказами. Компания меньших размеров, возможно, предпочтет работать со средней брокерской фирмой, у которой хот и будут более высокие комиссионные, будет и больше времени на анализ рынка и работу с каждым клиентом.
Учитывается также и специализация брокеров на отдельных видах ценных бумаг. Так, в фондовой торговле многих стран есть брокерские компании, работающие преимущественно на рынке облигаций, в том числе специализирующиеся на конкретном виде облигаций.
Выбирая не одного, а нескольких брокеров, фирма может через одного из них размещать свои заказы на сделки, а другого использовать для получения информации о рынке и консультаций. Кроме того, многие фирмы предпочитают иметь несколько брокеров, чтобы ни один из них не имел полного представления об операциях клиента.
Иногда фирмами учитывается и такой фактор, кА система оплаты, которую брокерская фирма применяет для своих служащих. В принципе в этой области используется два варианта: служащий может получать базовый оклад плюс бонус, зависящий от полученной им прибыли, либо определенную долю от всех полученных им сумм комиссионных.
На выбор конкретного вида брокера и брокерской фирмы сказывается и стратегия, используемая инвесторами. Например, инвесторы, применяющие стратегию однодневного трейдинга, должны постоянно наблюдать за ситуацией на рынке и иметь доступ к залу для быстрого исполнения приказов. Они не так нуждаются в консультировании, поскольку сами находятся в курсе происходящего на бирже или в торговой системе. Поэтому такие инвесторы часто предпочитают открывать счета у дисконтных брокеров, экономя на оплате услуг посредников.
В то же время многие позиционные трейдеры не могут постоянно сидеть перед компьютером, наблюдая за происходящими событиями, поэтому они в большей степени нуждаются в услугах брокера с полной комиссией. Во-первых, они в этом случае в любой момент могут воспользоваться советом своего брокера. Во-вторых, брокер с полным обслуживанием принимает к исполнению больше видов приказов и не оговаривает их выполнение какими-либо дополнительными условиями, как это часто делают дисконтные брокеры.
Отношения между брокером и клиентом возникают по инициативе клиента, но брокерские фирмы активно действуют по привлечению новых клиентов, давая рекламные объявления. Наиболее часто используются печатные объявления в изданиях, адресованные деловым людям, или в финансовых колонках известных газет. В рекламном объявлении брокерской фирмы обычно содержится информация, описывающая направления работы и деловую политику фирмы, размеры ее операций.
Прибегая к услугам брокерской фирмы, клиенты имеют следующие преимущества:
Организационно брокерская фирма представляет собой ряд специализированных отделов, занимающихся торговой и консультационной деятельностью. В среднем на небольшой брокерской фирме занято не более 15-25 человек, хотя могут существовать и совсем небольшие компании, штат которых не превышает пяти человек.
Кроме операций по купле и продаже ценных бумаг на вторичном рынке крупные брокерские компании занимаются также размещением ценных бумаг на первичном рынке, созданием и управлением инвестиционными фондами. Многие из них оказывают своим клиентам посреднические услуги в области банковского кредита, по страхованию сделок и др.
Отношения клиента и брокера оформляются письменным соглашением, в котором оговариваются все виды поручений, которые клиент будет давать брокер. Чаще всего брокерская компания старается оговаривать условие о совершении ею операций в пользу клиента в пределах определенной клиентом суммы и при сохранении за брокером права выбора ценных бумаг с учетом установок, полученных от клиента. Выполнение каждого поручения завершается представлением брокером своему клиенту отчета о совершенных сделках и перечислением клиенту средств, полученных о продажи ценных бумаг (за вычетом комиссионных). Поскольку се сделки на фондовом рынке регистрируются брокером особым образом, клиент имеет право получать выписку из торговых книг брокерской фирмы и проверить правильность предоставленной ему информации.
Брокерская фирма действует от имени клиента и за его счет, поэтому в договоре отдельно определяется порядок представления клиентом гарантий платежа и форма расчетов. В качестве гарантии будущих сделок клиент может предоставить денежные средства в виде наличных либо векселей, текущий счет, открытый для брокера, либо, если это допускает национальное законодательство, страховой полис.
В договоре может быть также
оговорена возможность
В каждом соглашении, кроме того, оговариваются все виды приказов, которые брокер будет принимать от своего клиента, порядок их исполнения и особенности.
В последнее время в зарубежных странах получила распространение еще одна форма посредничества при совершении операций с ценными бумагами – деятельность агентов по управлению капиталом. Главное отличие между брокером и агентом заключается в источниках получения дохода. Брокер получает доход только за счет потока заявок от своих клиентов. Кроме того, брокер может заработать между реальной ценой исполнения сделки и ценой, указанной в приказе клиента. Конечно, это не означает, что брокер заинтересован только в максимальном количестве сделок, совершаемых его клиентом. Стратегия квалифицированного брокера заключается в удержании своих постоянных клиентов и привлечения новых. Для этого он должен качественно обслуживать своих клиентов и давать им такие рекомендации, которые бы обеспечили устраивающую их доходность.
Информация о работе Профессиональные участники рынка ценных бумаг