Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Функционирование рынка ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих этот рынок и решающих его задачи. Кроме того, фондовые операции требуют применения сложной компьютерной техники, обеспечивающей процесс ценообразования и распространения необходимой информации, для которой также нужны профессионалы.
Под профессиональными участниками рынка понимают такие категории участников, для которых осуществление конкретных операций на фондовом рынке является основной профессиональной деятельностью.

Работа содержит 1 файл

РЦБ.docx

— 90.21 Кб (Скачать)

 НФ МЭСИ

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Рынок ценных бумаг»

специальность

«Экономика»

 

Тема работы «Профессиональные участники

рынка ценных бумаг»

Работа студентки    Вороновой Светланы Александровны

1 курса, группы ЗВЭС/11-01

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2012г.

Введение

Функционирование рынка  ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих этот рынок и решающих его задачи. Кроме того, фондовые операции требуют применения сложной компьютерной техники, обеспечивающей процесс ценообразования и распространения необходимой информации, для которой также нужны профессионалы.

Под профессиональными участниками  рынка понимают такие категории  участников, для которых осуществление конкретных операций на фондовом рынке является основной профессиональной деятельностью. К ним в настоящее время относят:

    • брокеры, дилеры, доверительные управляющие;
    • организаторы торговли и фондовые биржи;
    • депозитарии, регистраторы;
    • расчетно-клиринговые организации.

Наряду с указанными категориями  участников рынка ценных бумаг его  обслуживают также банковские служащие, работники инвестиционных фондов, государственные служащие.

Во всех странах применяется  система лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. С этой целью вырабатываются правила лицензирования. Для специалистов, работающих в данной области и выполняющих конкретные обязанности, предусмотрена также система аттестации, которая является обязательным условием допуска к операциям с ценными бумагами.

Правила лицензирования в  отдельных странах могут различаться, но практически универсальными являются такие требования, как соответствие определенной организационно-правовой форме, размеру собственного капитала и способу его расчета, уровню квалификации специалистов. Во многих странах существуют и дополнительные условия, касающиеся совмещения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с другими видами деятельности.

Надзор за деятельностью  профессиональных участников рынка  ценных бумаг осуществляет специализированный государственный орган. Наряду с  ним существенную работу в области надзора и контроля ведут профессиональные объединения участников рынка.

 

 

 

1. Брокеры и дилеры на фондовом рынке

 

Брокеры на рынке ценных бумаг представлены специализированными  фирмами, имеющими статус юридического лица.  В зарубежных странах они действуют в форме, как частной фирмы, так и акционерного общества. В России они существуют обычно в форме товариществ с ограниченной ответственностью. Уставный капитал таких обществ имеет небольшой размер, с тем чтобы подпадать под законодательство о малых предприятиях и получать льготы по налогообложению. Однако со временем эти фирмы стремятся увеличить рост собственного капитала, расширяя сеть своих клиентов.

Основная задача брокеров и дилеров, являющихся посредниками в операциях с ценными бумагами, состоит в обеспечении партнерства  между компаниями, которые стремятся получить капитал, и инвесторами, готовыми его предоставить на определенных условиях и получить прибыль.

Роль посредников весьма высока, поскольку по своему положению  на рынке, уровню квалификации сотрудников  и доступу к информации именно они могут помочь инвесторам в  выборе правильной стратегии действий на фондовом рынке. Для этого посредникам  необходимо:

    • четко понимать цели своего клиента;
    • вместе с клиентом определить риск, на который готов пойти клиент;
    • хорошо знать доходность различных видов операций с финансовыми инструментами и проинформировать об этом клиента;
    • правильно сочетать потребности клиента и допустимый риск, на который тот готов пойти;
    • консультировать клиента по текущей ситуации на рынке и ближайшим прогнозам.

Посредники, участвующие  в операциях по купле-продаже  ценных бумаг, могут действовать как брокерские фирмы или брокерско-дилерские компании. Они классифицируются в зависимости от клиентуры (работающие с мелкими или только с крупными инвесторами), оказываемых услуг (весь комплекс услуг или только некоторые из них), специализации (по видам ценных бумаг, с которыми работают).

Так, на рынке США фирмами, выполняющими все виды услуг, являются крупнейшие брокерско-дилерские компании типа «Меррил Линч»(Merrill Lynch Pierce Fenner & Smith), «Хатон» (E.F. Hutton &Company Inc.), «Дин Уитер Рейнолдз» (Dean Witter Reynolds), «Пруденшл Бак» (Prudencial-Bach Capital Funding), «Смит Барни» (Smith Barney, Harris Upman&Co.), «Пайн Уэббер» (Paine Webber Incorporated), «Ширсон Леман» (Shearson Lehman Brothers) и некоторые другие. У этих фирм действуют сотни отделений в разных странах мира, где работают тысячи специалистов.

Ряд посредников, работающих только с крупными клиентами, в США  носят название инвестиционных банков (carriage trade houses). К ним относятся такие компании, как « Морган Стенли» (Morgan Stanley & Co.), «Саломон бразерс» (Salomon Brothers), «Голдман, Закс» (Goldman, Sachs & Co.), «Дональдсон, Лафкин» (Donaldson, Lufkin & Jenrette) и «Беар, Стенз» (Bear, Sternz & Co. Inc.).

В качестве специализированной компании можно привести американсую фирму «Лебенталь энд компании» (Lebental & Co.), которая работает только с муниципальными облигациями.

Гораздо более многочисленна  группа брокерских фирм, выполняющих  только одну операцию из всего комплекса, - прием и исполнение заявки по поручению  клиента с сопутствующими процедурами  по клирингу и зачислению ценных бумаг на счета клиента. Такие фирмы на рынке США называют дисконтными фирмами, или дисконтными домами (discount broker). Поскольку объем услуг подобных фирм ограничен и они не занимаются консультированием клиентов, размер комиссионных у них на 25-60% ниже, чем у брокерско-дилерских фирм с полным комплексом услуг.

Сотрудники брокерско-дилерских фирм также являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, и им требуется пройти регистрацию и получить лицензию. Для оказания услуг клиентам они должны сдать соответствующий экзамен. В случае успешной его сдачи служащий именуется зарегистрированным представителем и может работать со всеми видами ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг  брокеры и дилеры могут выполнять  и некоторые другие виды деятельности, также требующие лицензии, например функции депозитария и управляющего ценными бумагами. Совмещение с другими функциями не допускается.

Ведущие брокерские фирмы  оказывают огромное влияние на состояние биржевой торговли. Выполняя информационную и консультационную функцию для своих клиентами, одновременно влияют на их поведение, причем весьма часто приспосабливают деятельность клиентов к потребностям своей компании.

Рассмотрим, как решается клиентами вопрос о выборе брокерской фирмы. Безусловно, такое решение всякий раз индивидуально, нов то же время можно отметить некоторые общин моменты. Например, крупная компания, осуществляющая большой объем операций, выберет скорее всего две-три брокерские фирмы, имеющие опыт работы с крупными заказами. Компания меньших размеров, возможно, предпочтет работать со средней брокерской фирмой, у которой хот и будут более высокие комиссионные, будет и больше времени на анализ рынка и работу с каждым клиентом.

Учитывается также и специализация  брокеров на отдельных видах ценных бумаг. Так, в фондовой торговле многих стран есть брокерские компании, работающие преимущественно на рынке облигаций, в том числе специализирующиеся на конкретном виде облигаций.

Выбирая не одного, а нескольких брокеров, фирма может через одного из них размещать свои заказы на сделки, а другого использовать для  получения информации о рынке и консультаций. Кроме того, многие фирмы предпочитают иметь несколько брокеров, чтобы ни один из них не имел полного представления об операциях клиента.

Иногда фирмами учитывается  и такой фактор, кА система оплаты, которую брокерская фирма применяет  для своих служащих. В принципе в этой области используется два  варианта: служащий может получать базовый оклад плюс бонус, зависящий  от полученной им прибыли, либо определенную долю от всех полученных им сумм комиссионных.

На выбор конкретного  вида брокера и брокерской фирмы  сказывается и стратегия, используемая инвесторами. Например, инвесторы, применяющие стратегию однодневного трейдинга, должны постоянно наблюдать за ситуацией на рынке и иметь доступ к залу для быстрого исполнения приказов. Они не так нуждаются в консультировании, поскольку сами находятся в курсе происходящего на бирже или в торговой системе. Поэтому такие инвесторы часто предпочитают открывать счета у дисконтных брокеров, экономя на оплате услуг посредников.

В то же время многие позиционные  трейдеры не могут постоянно сидеть перед компьютером, наблюдая за происходящими событиями, поэтому они в большей степени нуждаются в услугах брокера с полной комиссией. Во-первых, они в этом случае в любой момент могут воспользоваться советом своего брокера. Во-вторых, брокер с полным обслуживанием принимает к исполнению больше видов приказов и не оговаривает их выполнение какими-либо дополнительными условиями, как это часто делают дисконтные брокеры.

Отношения между брокером и клиентом возникают по инициативе клиента, но брокерские фирмы активно  действуют по привлечению новых  клиентов, давая рекламные объявления. Наиболее часто используются печатные объявления в изданиях, адресованные деловым людям, или в финансовых колонках известных газет. В рекламном объявлении брокерской фирмы обычно содержится информация, описывающая направления работы и деловую политику фирмы, размеры ее операций.

Прибегая к услугам  брокерской фирмы, клиенты имеют  следующие преимущества:

    • значительно увеличивают объем торговых операций без роста собственных затрат на эти цели;
    • имеют возможность пользоваться услугами высококвалифицированного торгового персонала;
    • могут регулировать свои затраты на операции, так как расходы на посреднические услуги непосредственно связаны с объемом операций клиента.

Организационно брокерская фирма представляет собой ряд  специализированных отделов, занимающихся торговой и консультационной деятельностью. В среднем на небольшой брокерской фирме занято не более 15-25 человек, хотя могут существовать и совсем небольшие компании, штат которых не превышает пяти человек.

Кроме операций по купле  и продаже ценных бумаг на вторичном  рынке крупные брокерские компании занимаются также размещением ценных бумаг на первичном рынке, созданием и управлением инвестиционными фондами. Многие из них оказывают своим клиентам посреднические услуги в области банковского кредита, по страхованию сделок и др.

Отношения клиента и брокера  оформляются письменным соглашением, в котором оговариваются все виды поручений, которые клиент будет давать брокер. Чаще всего брокерская компания старается оговаривать условие о совершении ею операций в пользу клиента в пределах определенной клиентом суммы и при сохранении за брокером права выбора ценных бумаг с учетом установок, полученных от клиента. Выполнение каждого поручения завершается представлением брокером своему клиенту отчета о совершенных сделках и перечислением клиенту средств, полученных о продажи ценных бумаг (за вычетом комиссионных). Поскольку се сделки на фондовом рынке регистрируются брокером особым образом, клиент имеет право получать выписку из торговых книг брокерской фирмы и проверить правильность предоставленной ему информации.

Брокерская фирма действует  от имени клиента и за его счет, поэтому в договоре отдельно определяется порядок представления клиентом гарантий платежа и форма расчетов. В качестве гарантии будущих сделок клиент может предоставить денежные средства в виде наличных либо векселей, текущий счет, открытый для брокера, либо, если это допускает национальное законодательство, страховой полис.

В договоре может быть также  оговорена возможность предоставления брокером кредита своему клиенту. В этом случае операция совершается за счет брокерской фирмы, которая принимает на себя весь финансовый риск. По таким операциям доход брокера включает не только комиссионные и процент за кредит, но и плату за риск.

В каждом соглашении, кроме  того, оговариваются все виды приказов, которые брокер будет принимать  от своего клиента, порядок их исполнения и особенности.

В последнее время в  зарубежных странах получила распространение  еще одна форма посредничества при  совершении операций с ценными бумагами – деятельность агентов по управлению капиталом. Главное отличие между брокером и агентом заключается в источниках получения дохода. Брокер получает доход только за счет потока заявок от своих клиентов. Кроме того, брокер может заработать между реальной ценой исполнения сделки и ценой, указанной в приказе клиента. Конечно, это не означает, что брокер заинтересован только в максимальном количестве сделок, совершаемых его клиентом. Стратегия квалифицированного брокера заключается в удержании своих постоянных клиентов и привлечения новых. Для этого он должен качественно обслуживать своих клиентов и давать им такие рекомендации, которые бы обеспечили устраивающую их доходность.

Информация о работе Профессиональные участники рынка ценных бумаг