Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа
Целью работы является составление единого, общего представления о сертификации товаров и проблемах существующих в этой области.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности сертификации товаров…………………………….5
Понятие, цели и принципы сертификации………………………………5
Формы сертификации……………………………………………………..8
Виды сертификатов и их характеристика……………………………....12
Глава 2. Современное состояние системы сертификации товаров в России………16
2.1 Отмена обязательной сертификации и её возможные
последствия……………………………………………………………….16
2.2 Проблемы сертификации для потребителей и производителей............22
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………………....31
Приложения
В то же время за свой сравнительно короткий век, вновь созданные МП могут довольно легко избежать санкций за отсутствие сертификата. По данным опроса 29,6% предприятий, получивших сертификаты, в течение года ни разу не подвергались проверкам на их наличие. Возможно, что именно это обстоятельство является одной важнейших причин того, что сертификаты имеют в среднем менее половины обследованных предприятий. Таким образом, несмотря на целую рать контрольно-проверяющих органов и частые проверки, российский потребитель пока не имеет гарантированной защиты от появления на рынке несертифицированной и, возможно, недоброкачественной и/или небезопасной продукции.
По данным опроса основная масса предпринимателей не удовлетворена действующей системой сертификации продукции. Среди тех, предпринимателей, которым приходилось оформлять сертификат, почти 2/3 опрошенных (64,6%) считают существующий порядок сертификации неоптимальным, и только 35,4% респондентов придерживаются противоположного мнения. Удельный вес недовольных существующей практикой особенно высок в Воронеже и томской области — соответственно 71,2 и 72,9%. В столице число недовольных нынешним порядком существенно меньше, но и там оно превышает половину опрошенных (56,6%).
Как и следовало ожидать из вышеизложенного,
больше всего недовольных действующей
системой сертификации насчитывается
среди представителей инновационного
бизнеса — 88,2%. Настораживает также большое
число недовольных в сфере торговли и
общественного питания (77,6%), на которую
приходится около четверти всех опрошенных
предпринимателей.(см.
Очевидно, что единого рецепта по совершенствованию системы сертификации, который удовлетворил бы чаяния всех заинтересованных сторон не существует. Тем не менее опрос помог наметить наиболее общие и актуальные подходы. Так, например, более половины опрошенных (51%) указали на необходимость сократить количество документов, представляемых в сертифицирующие органы.
Более 40% респондентов заинтересованы в унификации соответствующих заявлений и документов. Это особенно актуально для предпринимателей в томской области. Там этот пункт стоит на первом месте по числу поддерживающих его предпринимателей - 56,3% опрошенных. В Воронеже эта проблема стоит не столь остро, так как местная администрация уже приложила немало усилий в этом направлении, поэтому число сторонников подобных мероприятий в Воронеже сравнительно невелико - 33,5% опрошенных.
Почти 40% предпринимателей призывают снизить расходы на процесс сертифицирования, включая не только оплату заявки и оформления сертификатов, но и расходы на осуществление испытаний, экспертиз и согласований с соответствующими контрольно-проверяющими органами.
В Москве число сторонников сокращения
расходов почти вдвое ниже, чем в других
обследованных регионах, хотя, судя по
результатам опроса, средний уровень затрат
на получение сертификата в Москве выше,
чем в Воронеже и томской области соответственно
на 20 и 29%. По-видимому, этот парадокс объясняется
тем, что в отличие от других регионов,
московские предприниматели при оформлении
сертификатов основную часть расходов
несут в виде неформальных платежей, которые
согласно заявлениям большинства московских
респондентов (60,9% опрошенных) значительно
превосходят величину официально установленных
ставок. (см. приложение №2)
Заключение.
Широкий ассортимент товаров заставляет покупателя быть более щепетильным и придирчивым при их покупке. Множество фирм-производителей представляют аналогичную продукцию, что затрудняет выбор. Ведь на ряду с качественными товарами могут попадаться такие, которые недобросовестные производители путем обмана стараются просто дороже продать. Одним из таких нечестных способов является неправдивая информация, указанная на упаковке товара. Ведь в основном именно она является решающей при выборе. Чтобы избежать таких манипуляций, на государственном уровне проводится сертификация товаров народного потребления, услуг и другой продукции. Получение документа – эта сложная процедура, которая включает в себя подачу определенного перечня документов, проведения анализов и экспертиз, исследования производства, регистрацию и получение самого документа.
Сертификация является
Сертификация в России развита довольно слабо. Большие расходы связанные с сертификацией товаров и огромное количество документов, представляемые в сертифицирующие органы явно свидетельствуют о наличие проблем. Среди тех, предпринимателей, которым приходилось оформлять сертификат, почти 2/3 опрошенных (64,6%) считают существующий порядок сертификации неоптимальным, и только 35,4% респондентов придерживаются противоположного мнения. Эти данные свидетельствуют о том, что данное состояние дел не приемлема для развития благополучного бизнеса, необходимы изменения, которые облегчать жизнь предпринимателей и позволят им сертифицировать большее количество товаров.
Постановление Правительства РФ, отменяющее
обязательную сертификацию на ряд товаров,
в том числе, на все продовольственные
товары, вступило в силу с февраля этого
года. Упразднение сертификации, обеспокоило
многих экспертов возможными последствиями.
По опыту внедрения закона о техническом
регулировании можно предположить, что
нововведение увеличит количество некачественного
товара, так как бизнес всегда стремится
снизить издержки за счет качества. Опасаются
последствий и сами производители, считая,
что с отменой обязательной сертификации
возрастет недоверие со стороны контролирующих
органов и потребителей. Специалисты отмечают,
что только за счет ужесточения контроля
со стороны государства проблему качества
продукции не решить. Важно повышение
личной ответственности производителя,
в частности, за счет применения добровольной
сертификации. Проблему может решить создание
единой саморегулируемой организации,
вход в которую будет возможен только
при подтверждении соответствия продукции
требованиям технических регламентов
и национальных стандартов. В этом случае
производители небезопасной и некачественной
продукции будут вынуждены уйти с потребительского
рынка. В любом случае, к каким последствиям
приведут данное нововведения, покажет
лишь время.
Список
литературы.
1) Федеральный Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 1 января 1993 г.
2) Горфинкель В.Я. – Товароведение, экспертиза, стандартизация. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.
3) Ким. М.М - Метрология, стандартизация, сертификация и измерительная техника. Учебник - М.,: КНОРУС, 2009.
4) Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник - М.:
ЮНИТИ, 2008.
5) Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-е издание, дополненное и переработанное, М.: Открытое Акционерное Общество(а) Издательство "Экономика", 2008.
6) Радинович Я.М. Метрология, стандартизация и метрология. – Учебник, М., Проспект, 2005.
7) Сергеев А.Г. – Сертификация. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2009.
8) Федько В.П., Альбеков А.У. – Маркировка и сертификация товаров и услуг. Учебник – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
9) Фомин В. Н., Чиннов И. Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация. Учебник - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.
10) http://www.ecsn.ru/ Современный экономический журнал.
11) http://www.ecsoc.msses.ru/ - Экономическая социология.
12) http://www.eeg.ru/ - Экономическая экспертная группа.
13) http://www.expert.ru/ - Эксперт.
14) http//www.icss.ac.ru/ - Обзоры экономической политики.
15) http://www.i-u.ru/biblio/
16) http://www.kommersant.ru/ "Коммерсантъ" - деловая газета
17) http://www.m-economy.ru/ Журнал проблемы современной экономики
18) http://www.nlr.ru/res/inv/ic_
19) http://www.rej.guu.ru / Российский экономический журнал
20) http://www.rian.ru/"РИА Новости" - информационное агентство
21) http://www.ruseconomy.ru/ Журнал «ЭКОНОМИКА РОССИИ: XXI век»
22) http://www.vopreco.ru/ - Вопросы экономики.
23) http://www.wikipedia.org/wiki/
Приложение №1
Таблица №1
Отношение
предпринимателей к
существующему порядку
сертификации
Сферы деятельности МП | Распределение респондентов по ответу на вопрос: "Является ли существующий порядок сертификации оптимальным?" (%) | ||
да | нет | всего | |
Промышленность | 34 | 66 | 100 |
Торговля и общепит. | 22,4 | 77,6 | 100 |
Инновационный бизнес | 11,8 | 88,2 | 100 |
Прочие отрасли | 43,1 | 56,9 | 100 |
Все отрасли в целом | 35 | 65 | 100 |
Приложение
№ 2
Таблица №2
Пути
оптимизации процесса сертификации
товаров и услуг в секторе
малого предпринимательства
Рекомендации по оптимизации процесса сертификации товаров и услуг для МП | Доля предпринимателей, поддерживающих соответствующие рекомендации, в общем числе опрошенных (в процентах) | |||
Москва | Воронеж | Томская обл. | В целом по всем регионам | |
Сократить количество представляемых документов | 56,3 | 54,1 | 43,1 | 51,0 |
Унифицировать документы и заявления, представляемые в сертифицирующие органы | 40,4 | 33,5 | 56,3 | 33,3 |
Снизить расходы на процесс сертифицирования (оплату заявки, получение сертификатов, процедуры экспертиз и т.д. | 23,8 | 46,5 | 41,4 | 38,0 |
Другое | 17,9 | 4,9 | 5,7 | 9,0 |
Приложение
№ 3
Приложение
№ 4
Приложение
№ 5