Проблемы сертификации товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является составление единого, общего представления о сертификации товаров и проблемах существующих в этой области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности сертификации товаров…………………………….5
Понятие, цели и принципы сертификации………………………………5
Формы сертификации……………………………………………………..8
Виды сертификатов и их характеристика……………………………....12
Глава 2. Современное состояние системы сертификации товаров в России………16
2.1 Отмена обязательной сертификации и её возможные
последствия……………………………………………………………….16
2.2 Проблемы сертификации для потребителей и производителей............22
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………………....31
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экон.отрасли.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

     В то же время за свой сравнительно короткий век, вновь созданные МП могут довольно легко избежать санкций за отсутствие сертификата. По данным опроса 29,6% предприятий, получивших сертификаты, в течение года ни разу не подвергались проверкам на их наличие. Возможно, что именно это обстоятельство является одной важнейших причин того, что сертификаты имеют в среднем менее половины обследованных предприятий. Таким образом, несмотря на целую рать контрольно-проверяющих органов и частые проверки, российский потребитель пока не имеет гарантированной защиты от появления на рынке несертифицированной и, возможно, недоброкачественной и/или небезопасной продукции.

     По данным опроса основная масса предпринимателей не удовлетворена действующей системой сертификации продукции. Среди тех, предпринимателей, которым приходилось оформлять сертификат, почти 2/3 опрошенных (64,6%) считают существующий порядок сертификации неоптимальным, и только 35,4% респондентов придерживаются противоположного мнения. Удельный вес недовольных существующей практикой особенно высок в Воронеже и томской области — соответственно 71,2 и 72,9%. В столице число недовольных нынешним порядком существенно меньше, но и там оно превышает половину опрошенных (56,6%).

     Как и следовало ожидать из вышеизложенного, больше всего недовольных действующей системой сертификации насчитывается среди представителей инновационного бизнеса — 88,2%. Настораживает также большое число недовольных в сфере торговли и общественного питания (77,6%), на которую приходится около четверти всех опрошенных предпринимателей.(см.приложение №1)

    Очевидно, что единого рецепта по совершенствованию системы сертификации, который удовлетворил бы чаяния всех заинтересованных сторон не существует. Тем не менее опрос помог наметить наиболее общие и актуальные подходы. Так, например, более половины опрошенных (51%) указали на необходимость сократить количество документов, представляемых в сертифицирующие органы.

     Более 40% респондентов заинтересованы в унификации соответствующих заявлений и документов. Это особенно актуально для предпринимателей в томской области. Там этот пункт стоит на первом месте по числу поддерживающих его предпринимателей - 56,3% опрошенных. В Воронеже эта проблема стоит не столь остро, так как местная администрация уже приложила немало усилий в этом направлении, поэтому число сторонников подобных мероприятий в Воронеже сравнительно невелико - 33,5% опрошенных.

     Почти 40% предпринимателей призывают снизить расходы на процесс сертифицирования, включая не только оплату заявки и оформления сертификатов, но и расходы на осуществление испытаний, экспертиз и согласований с соответствующими контрольно-проверяющими органами.

     В Москве число сторонников сокращения расходов почти вдвое ниже, чем в других обследованных регионах, хотя, судя по результатам опроса, средний уровень затрат на получение сертификата в Москве выше, чем в Воронеже и томской области соответственно на 20 и 29%. По-видимому, этот парадокс объясняется тем, что в отличие от других регионов, московские предприниматели при оформлении сертификатов основную часть расходов несут в виде неформальных платежей, которые согласно заявлениям большинства московских респондентов (60,9% опрошенных) значительно превосходят величину официально установленных ставок. (см. приложение №2) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Широкий ассортимент товаров заставляет покупателя быть более щепетильным и придирчивым при их покупке. Множество фирм-производителей представляют аналогичную продукцию, что затрудняет выбор. Ведь на ряду с качественными товарами могут попадаться такие, которые недобросовестные производители путем обмана стараются просто дороже продать. Одним из таких нечестных способов является неправдивая информация, указанная на упаковке товара. Ведь в основном именно она является решающей при выборе. Чтобы избежать таких манипуляций, на государственном уровне проводится сертификация товаров народного потребления, услуг и другой продукции. Получение документа – эта сложная процедура, которая включает в себя подачу определенного перечня документов, проведения анализов и экспертиз, исследования производства, регистрацию и получение самого документа.

     Сертификация является независимой  оценкой, которая служит для  контроля над продаваемой продукцией. Выполняется она независимо от  производителей и покупателей, которые не могут повлиять на её результат. Она помогает здоровой конкуренции в условиях рыночных отношений, поскольку добросовестные изготовители таким способом защищаются от недобросовестных подделок и имеют возможность выйти на широкий рынок.

     Сертификация в России развита довольно слабо. Большие расходы связанные с сертификацией товаров и  огромное количество документов, представляемые в сертифицирующие органы явно свидетельствуют о наличие проблем. Среди тех, предпринимателей, которым приходилось оформлять сертификат, почти 2/3 опрошенных (64,6%) считают существующий порядок сертификации неоптимальным, и только 35,4% респондентов придерживаются противоположного мнения. Эти данные свидетельствуют о том, что данное состояние дел не приемлема для развития благополучного бизнеса, необходимы изменения, которые облегчать жизнь предпринимателей  и позволят им сертифицировать большее количество товаров.

     Постановление Правительства РФ, отменяющее обязательную сертификацию на ряд товаров, в том числе, на все продовольственные товары, вступило в силу с февраля этого года. Упразднение сертификации, обеспокоило многих экспертов возможными последствиями. По опыту внедрения закона о техническом регулировании можно предположить, что нововведение увеличит количество некачественного товара, так как бизнес всегда стремится снизить издержки за счет качества. Опасаются последствий и сами производители, считая, что с отменой обязательной сертификации возрастет недоверие со стороны контролирующих органов и потребителей. Специалисты отмечают, что только за счет ужесточения контроля со стороны государства проблему качества продукции не решить. Важно повышение личной ответственности производителя, в частности, за счет применения добровольной сертификации. Проблему может решить создание единой саморегулируемой организации, вход в которую будет возможен только при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов и национальных стандартов. В этом случае производители небезопасной и некачественной продукции будут вынуждены уйти с потребительского рынка. В любом случае, к каким последствиям приведут данное нововведения,  покажет лишь время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

1) Федеральный  Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 1 января 1993 г.

2) Горфинкель В.Я. – Товароведение, экспертиза, стандартизация. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.

3) Ким.  М.М -  Метрология, стандартизация, сертификация и измерительная техника. Учебник - М.,: КНОРУС, 2009.

4) Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник - М.:

ЮНИТИ, 2008.

5) Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-е издание, дополненное и переработанное, М.: Открытое Акционерное Общество(а) Издательство "Экономика", 2008.

6) Радинович  Я.М. Метрология, стандартизация и метрология. – Учебник, М., Проспект, 2005.

7) Сергеев  А.Г. – Сертификация. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2009.

8) Федько В.П., Альбеков А.У. – Маркировка и сертификация товаров и услуг. Учебник – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

9) Фомин В. Н., Чиннов И. Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация. Учебник - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.

10) http://www.ecsn.ru/ Современный экономический журнал.

11) http://www.ecsoc.msses.ru/ - Экономическая социология.

12) http://www.eeg.ru/ - Экономическая экспертная группа.

13) http://www.expert.ru/ - Эксперт.

14) http//www.icss.ac.ru/ - Обзоры экономической политики.

15) http://www.i-u.ru/biblio/magazines.aspx - Русский гуманитарный интернет – университет, библиотека учебной и научной литературы.

16) http://www.kommersant.ru/ "Коммерсантъ" - деловая газета

17) http://www.m-economy.ru/ Журнал проблемы современной экономики

18) http://www.nlr.ru/res/inv/ic_old/econ.htm / Научные журналы по экономике

19) http://www.rej.guu.ru / Российский экономический журнал

20) http://www.rian.ru/"РИА Новости" - информационное агентство

21) http://www.ruseconomy.ru/ Журнал «ЭКОНОМИКА РОССИИ: XXI век»

22) http://www.vopreco.ru/ - Вопросы экономики.

23) http://www.wikipedia.org/wiki/Сертификация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

Таблица №1

Отношение предпринимателей к  существующему порядку  сертификации 

Сферы деятельности МП Распределение респондентов по ответу на вопрос: "Является ли существующий порядок  сертификации оптимальным?" (%)
  да нет всего
Промышленность 34 66 100
Торговля  и общепит. 22,4 77,6 100
Инновационный бизнес 11,8 88,2 100
Прочие  отрасли 43,1 56,9 100
Все отрасли в целом 35 65 100
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 2 

Таблица №2

Пути  оптимизации процесса сертификации товаров и услуг в секторе  малого предпринимательства 

Рекомендации  по оптимизации процесса сертификации товаров и услуг для МП Доля  предпринимателей, поддерживающих соответствующие  рекомендации, в общем числе опрошенных (в процентах)
Москва Воронеж Томская обл. В целом по всем регионам
Сократить количество представляемых документов 56,3 54,1 43,1 51,0
Унифицировать документы и заявления, представляемые в сертифицирующие органы 40,4 33,5 56,3 33,3
Снизить расходы на процесс сертифицирования (оплату заявки, получение сертификатов, процедуры экспертиз и т.д. 23,8 46,5 41,4 38,0
Другое 17,9 4,9 5,7 9,0
 
 
 

Приложение № 3 

 
 
 

 
 

Приложение  № 4 
 

 
 

Приложение  № 5 

Информация о работе Проблемы сертификации товаров