Проблемы сертификации товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является составление единого, общего представления о сертификации товаров и проблемах существующих в этой области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности сертификации товаров…………………………….5
Понятие, цели и принципы сертификации………………………………5
Формы сертификации……………………………………………………..8
Виды сертификатов и их характеристика……………………………....12
Глава 2. Современное состояние системы сертификации товаров в России………16
2.1 Отмена обязательной сертификации и её возможные
последствия……………………………………………………………….16
2.2 Проблемы сертификации для потребителей и производителей............22
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………………....31
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экон.отрасли.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

     Позиция 5 – код продукции ( 6 разрядов с пробелом после первых двух) по общероссийскому классификаторов продукции. [ 2 c. 398]

     Позиция 6 – 9-разрядный код  продукции по классификатору  товарной номенклатуры внешней  экономической деятельности (заполняется обязательно для импортируемой и экспортируемой продукции).

     Позиция 7 – если сертификат  выдан изготовителю, указывают наименование, юридический адрес, код ОКПО  предприятия-изготовителя или номера  регистрационного документа индивидуального  предпринимателя. Если сертификат выдан продавцу, подчеркивают слово «продавец», указывают наименование и адрес предприятия, код ОКПО или номер регистрационного документа индивидуального предпринимателя, которому выдан данный сертификат, а также начиная со слова «изготовитель», - наименование и адрес предприятия – изготовителя продукции. Наименование и адреса предприятий указывают в соответствии с заявкой.

     Позиция 8 – обозначение нормативных  документов, на соответствие которым  проведена сертификация. Если продукция сертифицирована не на все требования нормативного документа (документов), то указывают разделы или пункты, содержащие подтверждаемые требования.

     Позиция 9 – указывают все документы,  учтенные органом по сертификации  при выдаче сертификата, в том  числе:

1. протоколы  испытаний в аккредитованных  лабораториях с указанием ее  регистрационного номера в Госреестре.

2. документы,  выданные органами и службами  федеральных органов исполнительной  власти

3. документы  других органов по сертификации  и испытательных лабораторий, в том числе зарубежных: сертификаты с указанием их наименования, адреса, даты утверждения и срока действия документа

4. декларацию  о соответствии.

     Позиция 10 – дополнительную информацию приводят при необходимости, определяемой органом по сертификации. К такой информации могут относиться внешние идентифицирующие признаки продукции (вид тары, упаковки, нанесенные на них сведения и т. п.), условия сохранения действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знака соответствия, схема сертификации и т.п.

     Позиция 11 – подпись, инициалы, фамилия руководителя органа, выдавшего  сертификат, и экспортера, проводившего  сертификацию, печать органа по  сертификации или организации  установленного образца.

     Приложение к сертификату оформляется в соответствии с правилами заполнения аналогичных реквизитов в сертификате.

      После положительного прохождения  процедуры сертификации товары  или услуги получают право  быть маркированными знаком соответствия.

     Знак соответствия в области  сертификации – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. [ 5 c.173 ] 

Глава 2 Современное состояние системы сертификации товаров в России.

2.1 Отмена обязательной сертификации и её возможные последствия.

     Постановление Правительства РФ, отменяющее обязательную сертификацию на ряд товаров, в том числе, на все продовольственные товары, вступило в силу с февраля этого года. Вся вновь ввозимая и производимая продукция подлежит только декларированию соответствия, оформляемому поставщиком самостоятельно. С отменой обязательной сертификации производитель или импортер продукции предоставляет лишь декларацию на товар, тем самым возлагая на себя ответственность за безопасность продуктов.

     Как прогнозируют эксперты, нововведение увеличит поток некачественного товара, так как в России пока не сложилась культура производства. Опасаются последствий и производители, считая, что с отменой обязательной сертификации возрастет недоверие контролирующих органов и потребителей. [13]

     До принятия постановления производитель должен был иметь либо сертификат соответствия, либо декларацию о соответствии. Основное отличие этих документов-ответственность, если у предприятия есть сертификат на продукцию, то ответственность за ее качество несет и производитель, и орган, выдавший сертификат. Если предприятие работает с декларацией, то всю ответственность оно берет на себя, но при этом орган, выдавший декларацию, продолжает контролировать производителя. Список продуктов, по которым можно работать с декларацией, а не с сертификатом, существенно расширился, но это не означает отмены контроля за качеством продуктов питания со стороны контролирующих органов. Просто вместо одного документа можно получить другой, более дешевый. Например, с орехами и сухофруктами работать по декларации, а не по сертификату, можно было с конца 1990-х.

     Тем не менее, упразднение сертификации, обеспокоило многих экспертов возможными последствиями. По опыту внедрения закона о техническом регулировании могу предположить, что нововведение увеличит количество некачественного товара, так как бизнес всегда стремится снизить издержки за счет качества.

     Ряд экспертов заявляют, что не верят декларированию производителей, так как много раз были свидетелями нарушений санитарных и прочих условий производства. Если в Европе или США предпосылки к саморегуляции рынка создавались десятилетиями, то в России пока не сложилась достаточная культура производства. Ответственные или безответственные производители придут на российский рынок в нынешних условиях, никто предсказать не может.

     Кроме того, считают эксперты, для успешного внедрения нового порядка нужно изменить систему штрафов за некачественные товары. Пока штрафы за обман смешные, и любой продавец легко откупится и возложит откуп на потребителей.

     Опасаются последствий и сами производители, считая, что с отменой обязательной сертификации возрастет недоверие со стороны контролирующих органов и потребителей. Боятся необоснованных претензий и это связано с тем, что потребители, которые будут предъявлять необоснованные претензии, не разбираясь в системе сертификации и декларирования, станут думать, что с отменой сертификатов компании стали более уязвимы, что производителя, не получающего сертификат, никто не контролирует систематически, и если проверки выборочные, значит, производитель должен их бояться. Соответственно, можно попытаться на этом нажиться, выставив обвинения в плохом качестве продукта. Но продукцию проверяли как при получении сертификата, так проверяют и при получении декларации.

     В то же время, участники рынка отмечают, что существующая система, когда сертификат можно попросту купить, изжила себя. По оценке экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства, на обязательную сертификацию пищевых продуктов в 2004 году было потрачено 6,6 млрд руб., а в 2009 году, по данным ряда экспертов, эта цифра могла составить более 12 млрд руб.[14]

     Отмена обязательной сертификации связана с реализацией административной реформы, стартовавшей еще в 2003 году по инициативе Президента РФ, одна из основных целей которой — ограничение вмешательства государства в деятельность бизнеса, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.

Почти все участники и аналитики  рынка признают, что большинство  сертификационных центров работали, в основном, фиктивно, не имея необходимого лабораторного оборудования и специалистов. Наличие обязательного сертификата не давало гарантии качества. Резкого увеличения количества некачественных продуктов питания, скорее всего, не произойдет: их уже было немало и в условиях обязательной сертификации, по причинам недобросовестного подхода производителя к процессу сертификации (подготовка отдельных образцов), коммерческих целей органов по сертификации, недостаточного уровня экспертов по сертификации и недостаточного оснащения лабораторий. При желании производители могли обмануть сертификационные органы — привезти на экспертизу отдельные образцы или специально изготовленную партию продуктов, полностью соответствующих заявленным стандартам, а в массовом производстве использовать другие ингредиенты, более дешевые и менее качественные.[19]

     С отменой обязательной сертификации по сути ничего не изменилось, как сертификат соответствия не гарантировал, так и декларация о соответствии не гарантирует качества выпускаемой предприятием пищевой продукции. В целом, постановление дает больше самостоятельности поставщикам и рассчитано на порядочность производителей.

     Одной из причин отмены сертификации стало взяточничество в контролирующих органах. Как утверждают специалисты, известны случаи, когда производители договаривались с проверяющими организациями на коммерческой основе, и на любом рынке можно найти поддельные сертификаты на ряд продукции.

     Еще один повод для отмены — подведение российского производства под европейские стандарты: для вступления в ВТО необходимо сократить количество товаров, подлежащих обязательной сертификации.

     Неверно полагать, что отныне к производителю не будут предъявляться никакие требования по подтверждению безопасности его продукции. Производитель обязан проводить испытания продукции в аккредитованных лабораториях, проходить процедуру получения санитарно-эпидемиологических заключений, регистрировать оформленную самостоятельно декларацию соответствия в аккредитованном органе по сертификации. В настоящее время в России действует многоступенчатая система контроля качества сырья, поставляемого для дальнейшего производства полуфабрикатов. Жесткие меры предпринимаются как со стороны органов Россельхознадзора, так и со стороны Роспотребнадзора.

     С отменой обязательной сертификации российское правительство намерено жестко следить за качеством поставляемых в розницу товаров. Ожидается, что штрафные санкции за производство некачественных товаров будут увеличены в 10 раз, и составят от 5 до 500 тыс. руб.[19]

     Далеко не все предприятия могут гарантировать безопасность и качество своей продукции. Как утверждают специалисты региональной организации по сертификации и тестированию «Ростест», лишь 10-15% пищевых производств имеют техническую и кадровую возможность подтверждать безопасность своей продукции. Производителям и импортерам лучше подстраховать себя добровольной сертификацией, а предприятиям розничной торговли целесообразно ориентироваться на продукцию, которая прошла добровольную сертификацию.

     В настоящее время, помимо системы добровольной сертификации в системе ГОСТ Р (Госстандарт России ГОСТ Р ИСО9001—2008 соответствует международному стандарту ISO 9001:2008), есть и другие системы, официально зарегистрированные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Например, система добровольной сертификации ГУП города Москвы «Московское Качество», которая, кроме подтверждения показателей безопасности качества, установленных ГОСТами, проверяет и показатели, например, натуральности продукции, отсутствия ГМО, антибиотиков.

     Специалисты ГУП «Московское Качество» отмечают, что только за счет ужесточения контроля со стороны государства проблему качества продукции не решить. Важно повышение личной ответственности производителя, в частности, за счет применения добровольной сертификации. Проблему может решить создание единой саморегулируемой организации, вход в которую будет возможен только при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов и национальных стандартов. В этом случае производители небезопасной и некачественной продукции будут вынуждены уйти с потребительского рынка.

     Сети стимулируют к качеству

     Заслоном от некачественного товара могут стать розничные сети, диктующие свои условия поставщикам. Ретейлеры борются за покупателей, за репутацию и вынуждены принимать решения относительно недобросовестных производителей. Хотелось бы надеяться, что торговые сети будут оказывать предпочтение поставщикам, сертифицированным в добровольном порядке, как это принято во всем цивилизованном мире. Сертификаты BRC, IFS или FSSC 22000 по законодательству не являются обязательными, тем не менее, дают доступ в такие сети, как Wal-Mart, Tesco, Metro, Ahold, Carrefour. Более того, обладая такими сертификатами, производитель получает преимущественное право стать поставщиком McDonald’s, Coca-Cola, Kraft, Danone и других глобальных компаний, заботящихся о своей репутации в области обеспечения качества.[21]

Информация о работе Проблемы сертификации товаров