Проблемы сертификации товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является составление единого, общего представления о сертификации товаров и проблемах существующих в этой области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности сертификации товаров…………………………….5
Понятие, цели и принципы сертификации………………………………5
Формы сертификации……………………………………………………..8
Виды сертификатов и их характеристика……………………………....12
Глава 2. Современное состояние системы сертификации товаров в России………16
2.1 Отмена обязательной сертификации и её возможные
последствия……………………………………………………………….16
2.2 Проблемы сертификации для потребителей и производителей............22
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………………....31
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экон.отрасли.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

     В России подход ретейлеров к контролю качества продукции поставщиков зависит от политики розничной сети. Рынок сбыта, и в первую очередь, крупные сети, — пока единственный рычаг воздействия на производителя и чем больше рынок насыщен предложением со стороны производителей, тем выше критерий отбора. Требования к поставщикам ослабевают при отсутствии конкуренции среди производителей, например в регионах.

     В обязанности департамента качества сети «Ашан» входит контроль качества продукции, поставляемой партнерами, организация аудита производства поставщиков, анализ продуктов питания и товаров непродовольственной группы, осуществляемый непосредственно с полок магазинов. Действует программа «Гарантия свежести», согласно которой продукты питания изымаются из продажи до окончания срока реализации. Например, если срок реализации охлажденной птицы, согласно законодательным нормам, составляет семь дней, товар снимается с реализации за два дня до указанной на упаковке даты срока годности.

     В компании «Лента» проверка товаров осуществляется на стадии ввода в ассортиментную матрицу. Специалистами по сертификации отдела качества проверяется наличие разрешающих документов на каждую единицу товара, полной и достоверной информации на потребительской упаковке в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, а также качество продукции. При необходимости, проводится экспертиза самого продукта в аккредитованных испытательных лабораториях. Результатом такого жесткого контроля является уверенность в том, что в гипермаркеты сети не поступит продукция без документов, подтверждающих ее соответствие.[20]

     Отделом по сертификации «Лента» обязательно проверяются продукты питания, товары детского ассортимента (одежда, обувь, игрушки), товары бытовой химии и парфюмерно-косметические изделия. Товары секции мультимедиа проходят контроль на распределительном центре компании, где также работают инспекторы по качеству. Два раза в месяц инспекторы проверяют качество товаров непосредственно в гипермаркетах сети (срок годности, характеристики, товарный вид, условия хранения). Каждая секция оценивается по балльной системе. Если инспектор выявляет нарушения, товар снимается с продажи и возвращается поставщику. Особое внимание уделяется собственному производству, продукция которого должна удовлетворять пятидесяти критериям, причем каждый цех инспектируется и оценивается отдельно. Важно понимать, что отмена обязательной сертификации не влечет за собой появления на прилавках опасной для здоровья продукции. Качество товаров не должно снизиться, поскольку изготовитель сам заинтересован в конкурентоспособности своей продукции.

     Самостоятельно контролирует качество товаров в сетях холдинг X5 Retail Group. Используются современные методы контроля, подключаются профильные научно-исследовательские центры и аккредитованные лаборатории, куда регулярно направляются образцы всех видов пищевой продукции. Под особый контроль попадает вся пищевая продукция животного происхождения, которая и до вступления в силу Постановления Правительства №982 не имела стабильного уровня качества, выявлялась и браковалась еще при получении от поставщиков на наших распределительных центрах. В 2009 году только в одном Центральном филиале компании не допущено в сеть 46 млн 9 тыс. 907 кг пищевой продукции, несоответствующей требованиям нормативно-технической документации, в соответствии с которой она произведена, включая скрытые дефекты и производственный брак. И это при том, что в 2009 году практически все пищевые продукты подлежали обязательной сертификации. Поэтому служба качества тщательно проверяет продукцию поставщиков. Компания проводит испытания продукции и аудиты предприятий производителей, тем самым отчасти выполняя функции органов контроля и надзора и оценивая возможности предприятия гарантировать качество выпускаемой продукции.

     Как признают сами производители, сети стимулируют тщательную работу над качеством. Крупный ретейл очень строго относится к качеству поставляемой продукции и внимательно следит за отзывами потребителей. Если даже все документы в порядке, а потребители постоянно жалуются на продукт, то сеть просто выведет продукцию из матрицы и компания лишится рынка сбыта. Сети следят за имиджем, и регулярная поставка продукта низкого качества может закончиться блокировкой позиции.

     

2.2 Проблемы сертификации для потребителей и производителей. 

     Пока остается неясным, отразится ли отмена обязательной сертификации на отношении покупателей к товару, и различает ли потребитель сертифицированную и не сертифицированную продукцию на полке. Участники рынка указывают на недостаточную информированность потребителя. К сожалению, российскому обывателю не хватает базовых знаний о том, что означает та или иная маркировка, в нашей стране вопросам массового просвещения в области качества уделяется недостаточное внимание. В Европе же, судя по результатам социологических опросов, узнаваемость сертификационных знаков довольно высока. Как потребитель, я однозначно отдаю предпочтение сертифицированному товару, причем сертифицированному в добросовестном органе по сертификаци.

     Для многих потребителей, наличие или отсутствие знаков о сертификации, а тем более, о виде сертификации (не каждый потребитель знает, что означают и чем отличаются знаки РСТ, РСТ с номером или «РСТ Добровольная сертификация»), не играет ключевой роли при выборе товара. Как считают эксперты основными критериями и мотиваторами при выборе товара по-прежнему остаются цена, опыт предыдущей покупки, наличие ГОСТа, желание попробовать новинку.[22]

     Потребителя, к сожалению, напугали отменой сертификации и ничего не объяснили. Покупатель должен знать, что если у продукции есть сертификат, на пачке должен быть значок РСТ и номер органа, выдавшего сертификат. Если у продукции есть декларация, то на пачке стоит только значок РСТ. Потребитель имеет право требовать либо сертификат, либо декларацию на продукцию и удостоверение о качестве и безопасности. Эти документы обязаны иметь все торговые точки. Покупатель, к сожалению, до сих пор путает товар, который не оправдал вкусовых надежд, с некачественным. Дешевая колбаса, даже изготовленная по техническим условиям, имеющая все необходимые документы и правдивую информацию на упаковке, может не понравится потребителю как менее вкусная. Но в таком случае сеть блокировать позицию не будет — в ее портфеле могут быть представлены дешевые и менее вкусные товары, товары среднего и высокого ценовых сегментов.

     Отдельная категория знаков - значки, получаемые товарами в результате конкурсов (отраслевых или общих). Причем, эта категория, помимо "отраслевой" или "общей" привязки подразделяется на формы принятия решений. Как правило, таких форм две: голосование самих потребителей ("Марка №1" (ранее - "Народная марка")) или келейное решение конкурсного жюри (конкурс "100 лучших товаров России"). В 2009 г лауреатом московского регионального тура конкурса "100 лучших товаров" стала услуга "Перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в городском сообщении".

     Очевидно, что ни в одном из этих случаев на некую "объективность" нельзя рассчитывать. В отношении голосования покупателей ясно, что, во-первых, голосуют не все из числа приобретших данный товар. Во-вторых, невозможно составить картинку вследствие потребительской "вкусовщины". В-третьих, очевидно, что голосуют только те, кто является восторженным владельцем товара. В-четвертых, совершенно не понят (непрозрачен) процесс подсчета голосов, не исключающий различных махинаций и подтасовок.

     В том же случае, когда решение принимает жюри, вкусовые предпочтения малой группы являются чрезвычайно сильными, во-вторых, вероятность финансовой "мотивировки" со стороны производителя, заинтересованного в высокой номинации своего товара ("голосование кошельком") является чрезвычайно высокой.

     Изложенное выше не может не отразиться на степени доверия потребителей к различным знакам сертификаций. Исследователи фиксируют низкий интерес, проявляемый россиянами к различным маркировкам на товарах. Так, несмотря на то, что по различным социологическим данным, от 70 до 90% населения РФ не хочет употреблять трансгенные продукты, лишь пятая часть российских потребителей внимательно изучали надписи на упаковке продуктов (AC Nielsen, 2008 г.).[13]

     Очевидно, что состав именно продуктов питания вызывают наибольший интерес у потребителей. В свое время, был отмечен потребительский интерес к продукции, маркированной знаком "100 лучших товаров России", однако, это было около 2 лет назад - с тех пор марка сильно потеряла в популярности, в том числе, и из-за отсутствия ее продвижения.

     Несмотря на это, количество значков качества с каждым годом все увеличивается-за счет дополнительных необязательных маркировок, получаемых за отдельные деньги.

     Вывод достаточно очевиден. Сертификационный знак сам по себе является товаром, рассчитанным на продвижение товара-носителя маркировки, но, зачастую, знаком необоснованно дорогим с неясными коммерческими (реализационными) результатами.

     Поэтому, в создавшихся условиях, вкладываться в обретение дополнительного значка производитель, в общем-то, не спешит, т.к. зачастую вложения в получение знака сертификации не окупаются продажами данного товара, тем более сейчас, в период кризиса, и, особенно, если маркируется сравнительно дешевый товар (продукты быстрого приготовления - лапша, картофельное пюре, пр.), ценовая "нагрузка" значка сертификации на который является тем более ощутимой.

     Сегодня гораздо более эффективным следует признать прямое информационное сообщение (в отличие от "знакового", опосредованного) - надпись "не содержит ГМИ", например.

     Что же следует предпринять для того, чтобы вернуть доверие потребителей к различным сертификационным знакам? Главное видится в четком понимании назначения этого знака, состоящем в повышении доверия покупателя к потребительским свойствам товара. Именно это, в конечном счете, определяет и комплекс необходимых мер.[17]

1) Остановить "знаковую мультипликацию". Покупатель просто не в состоянии разобраться в огромном количестве товарных значков и ярлычков. Чем знаков меньше, тем лучше.

2) Единая система знаков (федеральные при минимально возможном региональном "участии").

3) Понятная система индикаторов и методик, основанная на возможно меньшем их числе и открытости процедуры.

4) Авторитет организаций, проводящих сертификацию, базирующийся на обладании ими высокими техническими возможностями и проведении качественной, непредвзятой и публичной сертификации.

5) Выведение сертифицирующих органов (предприятий) из пространства коммерческих отношений.

6) Наличие четкой законодательной базы и правовых документов, регулирующих процедуру сертификации.

7) Жесткий контроль за проведением процедур по сертификации со стороны компетентных госконтролирующих органов (Прокуратура, МВД, пр.)

     Каждый из знаков должен обладать солидной историей, дабы быть зафиксированным в массовом сознании (как это произошло со Знаком качества СССР). Знаки сертификаций не должны меняться из года в год. История знака должна быть свидетельством его надежности и успешной "проверки временем".

     В течение года различные контрольно-проверяющие органы проверили наличие сертификатов в 70,4% МП, получивших сертификаты. Больше всего предприятий было охвачено проверками в Воронеже — 85,9% и меньше всего в Москве — 60,7%. В томской области в течение года сертификаты были проверены в 74,4% МП.

     Срок действия сертификата обычно составляет три года. При выявленной опросом частоте проверок, можно быть почти полностью уверенным, что в течение своего срока действия сертификат будет обязательно проверен хотя бы одним из контрольно-проверяющих органов. Это значит что, для постоянно присутствующего на рынке предпринимателя, обязанного по закону сертифицировать свою продукцию, все хлопоты и затраты на приобретение сертификата вполне оправданы и окупаются хотя бы тем, что он тем самым избегает санкций со стороны контрольно-проверяющих органов.

     Следует, однако, учесть, что в условиях российской экономики жизненный цикл МП весьма краток. На основе существующих экспертных оценок, можно с известной вероятностью предположить, что в среднем более половины вновь создаваемых МП не проживут и полгода. Для новых предприятий, ещё не уверенных в том, как рынок воспримет их продукцию или услуги, и удастся ли им продержаться хоть несколько месяцев, проблемы сертификации товара отступают на второй план, принимая во внимание, что получение сертификата втягивает их в дополнительные расходы, но, как было показано ранее, не даёт им ощутимых преимуществ в завоевании своей рыночной ниши. Это обстоятельство имеет особенно важное значение для МП, пытающихся закрепиться в сфере промышленного производства и инновационных технологий, где сроки и затраты на получение сертификатов значительно выше, чем в других отраслях.

Информация о работе Проблемы сертификации товаров