Проблемы сертификации товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является составление единого, общего представления о сертификации товаров и проблемах существующих в этой области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности сертификации товаров…………………………….5
Понятие, цели и принципы сертификации………………………………5
Формы сертификации……………………………………………………..8
Виды сертификатов и их характеристика……………………………....12
Глава 2. Современное состояние системы сертификации товаров в России………16
2.1 Отмена обязательной сертификации и её возможные
последствия……………………………………………………………….16
2.2 Проблемы сертификации для потребителей и производителей............22
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………………....31
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экон.отрасли.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

3. Копирование  – разборка изделия и его  полное копирование, причем объем  продаж таких товаров порой  превосходит продажи оригиналов, что характерно для машиностроительной  и электронной продукции.

4. Опережение  – копирование товара с небольшими  изменениями, в том числе в  написании и звучании торговой  марки. Причем и то, и другое  бывает, весьма близким к оригиналу.

5. Нарушение  принципов продажи – несоблюдение  законодательства о регистрации товарных знаков.

     Организационно-методические основы  сертификации, базируясь на упомянутых  выше принципах, включают в  себя твердые правила по проведению  сертификации, которые распространяются  на все объекты сертификации  вне зависимости от страны  происхождения товара, а также могут служить основой для организации сертификации однородной продукции.

     Правила сертификации направлены  на разработку основных положений  для участников сертификации, проведения  сертификационных действий, систем  сертификации однородной продукции.[2 c.360]

      

1.2 Формы сертификации.

     Основными формами сертификации  является сертификация третьей  стороной, самосертификация и сертификация, осуществляемая потребителем.

     Сертификация третьей стороной, при которой сертификационный документ выдает - арбитр, а не производитель – «первая сторона» и не покупатель – «вторая сторона». В нормативном документе (ИСО/МЭК РУК 2-86) указывается, что это – «действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкурентному стандарту или другому нормативному документу.»

     Самосертификация осуществляется  предприятием – изготовителем  или объединением производителей, зарегистрированных в установленном порядке в органах Госстандарта, что удостоверяется сертификатом или сертификационным знаком. Это довольно широко распространено в странах Западной Европы и США, а в России используется мало. [ 2 c.415 ]

     Самосертификация должна отвечать следующим условиям:

1. Полное  и точное соблюдение требований  к продукту, предъявляемых стандартами,  техническими условиями, договорами, контрактами.

2. Современный  уровень системы комплексности  испытаний и контроля качества  производимого продукта от сырья до упаковки и маркировки товара.

3.  Ответственность (экономическая и юридическая) изготовителя за качество сертификации и достоверность сертификата.

4. Доступность  для клиентов информации о  применяемых методах испытаний,  системе контроля качества с правом посещения и наблюдения за процессом сертификации.

     Сертификация, осуществляемая потребителем  по базовым условиям проведения, практически совпадает с самосертификацией,  но проводится крайне редко,  так как требует технической  оснащенности поверочных и испытательных работ, должной квалификации персонала, современных методик, аккредитации Госстандарта, что абсолютному большинству предприятий страны решить сегодня практически невозможно.

     Сертификация традиционно рассматривалась  как единство следующих составляющих её задач:

1. Создание  необходимых условий для производства  сертифицированной продукции.

2. Организационно-контрольное  обеспечение сертификации продукции  на стадии эксплуатации изделия  в соответствие с нормативно-технической документацией.

3. Экономическое  обеспечение процесса сертификации  на основе регулирования внешних  составляющих комплекса маркетинга.

4. Техническое  обеспечение сертификации на  базе совершенствования технологии  производства, организация труда,  безопасности и экологичности продукции.

     Цель любой формы сертификации  заключается в решение следующих  вопросов:

1. Необходимость  повышения конкурентоспособности  товара, его способности завоевать  определенную нишу рынка

2. Стремление  подтвердить безопасность товара для потребителей и окружающей среды.

     Реализация поставленных целей  достигается с помощью обязательной  сертификации, в основе которой  – критерий безопасности, являющийся  обязательным требованием сертификации, и добровольной сертификации, где  определяющим положением является повышение конкурентоспособности товара.

     Проведение обязательной сертификации  в нашей стране регламентируется  Законом « О защите прав  потребителей». Результатом обязательной  сертификации продукции является  наличие сертификата соответствия и проставленного знака соответствия на продукции. [ 4 c.235 ]

     Система сертификации (Certification system) – это система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Отечественная система сертификации продукции включает в себя соответствующий стандарт России, систему аккредитованных Госстандартом органов по сертификации (испытательные лаборатории, центры, НИИ, территориальные органы Госстандарта, ассоциации и др.), систему испытаний продукции, выдачу сертификата. Обязательным условием для органа сертификации является объективность проводимых испытаний и определяемая на их основе оценка продукции.

      Сертификационные испытания (certification test) – контрольные испытания продукции, проводимые с целью установления соответствия характеристик, её свойств национальным и международным нормативно-техническим документам.

     Функции участников сертификации. Госстандарт России – национальный орган по сертификации товаров и услуг, разрабатывающий государственную политику в области сертификации, устанавливающий общие  правила сертификации и осуществляющий государственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия, ведение Государственного реестра по сертификации. Принимаемые им правила определяют основные действия и функции органов по проведению сертификации в рамках определенной системы, принятых схем сертификации. Госстандарт разрабатывает правила аккредитации и выдачи лицензий, если системы относятся к обязательной сертификации; аккредитует органы по сертификации и испытательные лаборатории выдает им соответствующие лицензии, осуществляет контрольные функции. Госстандарт России отвечает и за международные связи в области сертификации:

1. Разрабатывает  предложения об участии в работе  и присоединении к международным  системам сертификации.

2. Заключает  соглашения с международными  и региональными организациями  о взаимном признании результатов  сертификации, а также сертификатов и знаков соответствия, протоколов испытаний.

3. Представляет  Российскую Федерацию в международных  и региональных организациях, занимающихся  вопросами сертификации.

     Согласно правилам, государственные  органы управления, создавшие свои системы обязательной сертификации, имеют право выдавать сертификаты соответствия и лицензии на использование знаков соответствия. При формировании систем обязательной сертификации Госстандарт РФ и другие государственные органы управления решают вопросы состава, количества и географического размещения органов по сертификации и испытательных лабораторий. [ 3 c.185 ]

     Основной задачей центрального  органа каждой системы сертификации  является организация работы  по формированию системы сертификации однородной продукции и руководство ею, а также координация работы органов по сертификации и испытательных лабораторий в составе системы, кроме того, он обязан:

     1. Разрабатывать предложения по  номенклатуре продукции, которая  может сертифицироваться в руководимой их системе.

     2. Разрабатывать и совершенствовать  фонд используемых в системе  нормативных документов.

     3. Рассматривать апелляции, содержащие  претензии к действию органов  по сертификации и испытательных  лабораторий

     4. Вести учет сертификатов, лицензий на использование знака соответствия, обеспечение информацией о системе. 

    

1.3 Виды сертификатов и их характеристика.

     Практика производственно-коммерческой  деятельности и предоставления  услуг, в том числе  и по  техническому обслуживанию, выделяет следующие виды сертификатов[ 6 c.89 ]:

 1. Сертификат соответствия – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.(см.приложение №3)

     По правилам Международной организации  по стандартизации (ИСО) и в  соответствии с Руководством  №2 ИСО от 1992г. «Общие термины и их определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий» сущностное содержание представлено в следующей формулировке: «Сертификация на соответствие представляет собой действие, проводимое с целью подтверждения посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям».

2. Сертификат  гигиенический – документ, подтверждающий, что произведенная и предлагаемая  на продажу продукция не является потенциально опасной для потребителя, не оказывает неблагоприятного воздействия на здоровье человека при его использовании.(см.приложение №4)

3. Сертификат  качества - товаросопроводительный  документ, удостоверяющий качество  фактически поставленного товара. Качество – совокупность свойств или характеристик изделия или услуг, обеспечивающая удовлетворение обусловленных или предлагаемых требований.

4. Сертификат  безопасности – документ, удостоверяющий  отсутствие недопустимого риска,  связанного с возможным нанесением личного ущерба пользователю. Данный документ подтверждает безопасности потребления товара, т.е. потребительское свойство товара, характеризующие степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при потреблении товара. (см.приложение №5)

5. Карантинный  (ветеринарный) сертификат – согласно ГОСТ 18861-73 санитарный документ, удостоверяющий незаражённость импортируемого      (экспортируемого) скота (живого и битого), птицы (живой и битой), продуктов их переработки и подтверждающий, что они происходят из районов, благополучных в отношении острозаразных заболеваний.

6. Сертификат (свидетельство) происхождения –  документ, выдаваемый компетентным  органом в стране экспортера (например, Торгово-промышленной палатой РФ  или её подразделениями на территории страны), который ответственно удостоверяет страну происхождения товара.

7. Фитосертификат  – санитарный документ, удостоверяющий, что импортируемые (экспортируемые) растения, плоды и овощи не  заражены вредителями и болезнями, оговоренными в контракте, и происходят из районов, благополучных в карантинном отношении.

     Рассмотрим правила заполнения  бланка сертификата соответствия  на продукцию. В графах сертификата  указывают следующие сведения:

     Позиция 1 – регистрационный номер сертификата – в соответствии с правилами ведения Государственного реестра.

     Позиция 2 – срок действия сертификата  – в соответствии с правилами  и порядками сертификации однородной  продукции. Даты записываются: число,  месяц и год – двумя арабскими цифрами, разделенными точками. При этом первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в Государственном реестре. При сертификации партий или единичного изделия вместо второй даты проставляют прочерк.

     Позиция 3 – регистрационный номер  органа по сертификации – по Государственному реестру, наименование – в соответствии с аттестатом аккредитации, адрес и телефон.

     Позиция 4 – наименование, тип,  вид, марка продукции, обозначение  технических условий или иного  документа, по которому она  выпускается. Далее указывают: «серийный выпуск», или «партия», или «единичное изделие». Для партии и единичного изделия, номер накладной (договора, контракта, документа о качестве). Здесь же дается ссылка на имеющееся приложение записью «см.приложение».

Информация о работе Проблемы сертификации товаров