Проблемы развития валютной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение валютной политики РФ, оценка ее эффективности.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
- рассмотреть варианты валютной политики;
- проанализировать политику валютного курса ЦБ РФ;
- выявить проблемы валютной системы в России;

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие валютной политики РФ.
1.1 Варианты валютной политики.
1.2 Организации валютных операций в России на современном этапе.
Глава 2. Политика валютного курса ЦБ РФ.
2.1 Валютный курс.
2.2 Факторы влияющие на валютный курс.
2.3 Инфляция.
2.4 Причины инфляции.
Глава 3. Проблемы развития валютной системы в России.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая мировая экономика.docx

— 63.43 Кб (Скачать)

В последнее  время масштабы мошеннических операций, связанных с переводом валюты в оффшорные зоны такими фирмами  по заключенным импортным контрактам, предусматривающим 100%-ные авансовые  платежи, а также по импортным  контрактам на оказание услуг и результатов  интеллектуальной деятельности, приобрели  особую остроту. В 1999 г. их ежемесячный  объем увеличился с 800 млн. долларов в январе до 1 млрд. долларов в марте, то есть более одной трети от всей продаваемой экспортерами валютной выручки «уходит» в оффшоры.

«Бегство» капитала имеет ряд отрицательных  последствий для экономики страны:

1. Сокращается  предложение валюты и уменьшается  в целом денежная масса (денежный  агрегат М2). Рубли поступают на  валютный рынок, конвертируются  и вывозятся, или вообще не  поступают в страну, если в  результате ценовых манипуляций  скрывается валютная выручка  или совершается нелегальный  вывоз экономических активов.  Сокращается объем предложения  валюты, продаваемой на Московской  межбанковской валютной бирже,  валютное поле резко сужается  и курс рубля становится неустойчивым.

2. Сокращаются  валютные резервы, что косвенно  бьет по курсу рубля. Если  хотя бы часть «сбежавшего»  капитала осталась в стране, валютные  резервы могли бы быть в  3-4 раза больше, чем в настоящее  время.

3. Сокращаются  инвестиционные ресурсы, и создается  искусственный спрос на зарубежные  кредиты.

4. Уменьшается  налогооблагаемая база. При государственном  регулировании вывоза капитала  сделки регистрируются, а потому  уплачиваются налоги.

5. В страну  не инвестируется прибыль, полученная  от «сбежавшего» за границу  капитала.

6. Снижается  устойчивость финансового рынка,  возникает асимметрия между его  сегментами.

Для содержания утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу  и тактику действий, сделать "бегство" капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую  и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно использовать мировой опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на содержание "бегства" капитала, с мерами административного  и финансового контроля за валютными  операциями, переводами и инвестициями за рубежом. Необходимо преодолеть трудности, связанные с тем, что каждое перемещение  денежного капитала удаляет его  от нелегального источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление  этого источника. К тому же за рубежом  более 1 млн. компаний типа "почтовый ящик" (без активов и пассивов) отмывают "грязные" деньги.

Специалисты в области валютного регулирования  предполагают, что для содержания "бегства" капитала и стимулирования его репатриации должен быть правовой режим гарантий для страхования  коммерческих и политических рисков, непредвиденных действий государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичной его репатриации требует  проведения специальных мер воздействия  на этот процесс. В их числе: неуклонное соблюдение созданной единой цепочки  российских субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), унификация форм отчетности. Важное место в  этой сфере принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями  внешнеэкономических сделок в целях  сужения питательной среды "бегства" капитала.

Не менее  важен контроль за авансовыми платежами  по российскому экспорту, которые  нередко используются как форма "бегства" капитала, если после  перевода предварительной оплаты за рубеж импортер аннулирует фиктивный  контракт как несостоявшийся.

Необходим контроль за бартерными контрактами, так  как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько  раз (от двух до пяти-шести, по некоторым оценкам) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены отклоняются от среднемировых. Разница "уплывает" за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются меры для сдерживания "бегства" капитала в оффшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия.

Учитывая  важную роль банков и различных финансово-кредитных  учреждений в механизме утечки капитала, целесообразно вменить им в обязанность  сообщать о подозрительных денежных переводах за рубеж компетентным органам, в частности, созданному на базе МВД в мае 1999 г. Межведомственному  центру по противодействию отмыванию  доходов.

В целях  частичной репатриации "беглого" капитала с учетом мирового опыта  целесообразно избирательно применять  экономическую амнистию, не распространяя  её на "грязные" деньги, связанные  с уголовными преступлениями.

Необходимо  также ускорить формирование в России более эффективной структуры  управления экономикой в целях ограничения  олигархического и коррумпированного  аппарата и "теневого" перераспределения  доходов в пользу бизнесменов, которые  переводят их за рубеж. По оценкам  экспертов, в России в среднем "теневой" капитал достиг 40% ВВП.

Международное сотрудничество непременное условие  сдерживания утечки капитала из России. Подписание Россией Венской конвенции  о борьбе с наркобизнесом, вступление в Интерпол - первые шаги в этом направлении. Необходимы межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного  и валютного контроля.

Чтобы уменьшить  возможность махинаций с переводом  валюты за рубеж, целесообразно совершенствовать правила открытия счетов в банках за рубежом, сотрудничество с ними в  целях выявления российских владельцев крупных банковских счетов и их возможной  репатриации.

Как свидетельствует  мировой опыт, для эффективного противодействия "бегству" капитала и стимулирования его репатриации необходимо создать  четкую институциональную структуру  управления этим процессом, возглавляемую  ответственным координатором. Сферой деятельности такого межведомственного  центра должно стать не только противодействие  отмыванию незаконных доходов, что  находится в компетенции Межведомственного  центра на базе МВД, но и "бегству" капитала по легальным и нелегальным  каналам и стимулирование его  репатриации. В центре его внимания должны быть как нелегальные каналы - не возврат экспортной выручки, упущенная выгода по внешнеэкономическим сделкам, авансовые платежи по фиктивным внешнеторговым контрактам, контрабандный экспорт товаров; так и легальные каналы - увеличение зарубежных активов предприятий и банков, не декларируемый вывоз иностранной валюты, в частности с использованием пластиковых карточек, долларизация экономики и другое .

России  система контроля необходима для  ограничения бегства капитала и  направление средств, полученных от операций с сырьем, в сектор с  высокой добавочной стоимостью, а  также, чтобы предоставить правительству  определенную денежную автономию, необходимую  для проведения политики быстрого роста. Существующая экономическая литература подтверждает необходимость контроля за капиталом в условиях, когда  рыночные институты слабы, как в  России.

Во-первых, контроль за капиталом может использоваться для достижения или получения  автономии определенного вида денежной политики и политики обменного курса. Управление валютным курсом может быть жизненно необходимо стране, нуждающейся  в перестройке большинства сегментов  экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает не ясным возможности  обеспечения прибыли и сводит к нулю попытки инвестирования. Стабилизация номинального обменного курса могла  бы привести к завышению реального  обменного курса, который всегда оказывается деструктивным. Попытка  сбалансировать фиксированный валютный курс посредством небольшой инфляции ради опосредованного контроля над  реальным курсом обычно приводит к  тому, что денежная политика начинает негативно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромное казино. Единственным решением проблемы в таком случае будет  влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию  номинального обменного курса. Но для  этого необходима полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках. При  отсутствии всесторонней системы контроля за капиталом страна может оказаться  перед выбором: или смириться  с невозможностью такого воздействия, или опереться на административно  установленный обменный курс, то есть не конвертируемость. Введение контроля за капиталом помогло бы избежать возвращения к административной экономике.

Утечка  капитала является несомненным основанием для введения контроля за капиталом, и это тем более справедливо, если имеется серьезное подозрение, что значительная часть банковского сообщества не подчиняется закону. Проблема России заключается, скорее, не в привлечении иностранного капитала, а утечки российского капитала из страны. Цели, для достижения которых нужно вводить ограничения потоков капитала:

Удержание внутренних сбережений;

Сохранение  внутренней базы налогообложения;

Сохранение  денежной автономии ради достижения управлять плавающим валютным курсом;

Установление  правильной последовательности шагов  по достижению экономической либерализации;

Ограничение изменяемости краткосрочных потоков  капитала и снижение колебания обменного  курса и уменьшение частоты и  силы спекулятивных актов.

Таким образом, если грамотно производить контроль за капиталом, то это может дать возможность  правительству России сохранить  свой денежный и экономический суверенитет  и свободу действия для стремления к положительному росту, а также  восстановить финансовые институты  в России, поскольку это необходимо, так как рынки могут быть эффективны только в тех случаях, когда их деятельность обеспечивается соответствующими институтами. Россия может и должна найти способы пресечь "бегство" капитала и частично вернуть его  в страну в целях возрождения  национальной экономики. Непременным  условием эффективного противодействия "бегству" капитала, его репатриации  является усиление экономической и  политической стабилизации. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Валютная  политика является составной частью денежно-кредитной политики государства, имея те же цели и задачи в масштабах  государства.

В России, как и в других странах мира существует развитая система валютного  регулирования, основанная на валютном законодательстве, в частности «Закон о валютном регулировании и валютном контроле». Валютное регулирование  является основой валютной политики России, ее главным исполнительным органом является Центральный банк Российской Федерации.

Как любая  часть финансового сегмента валютная политика требует государственного контроля. Валютный контроль необходим  для надзора, регистрации и учета  операций с валютными ценностями. Каждый орган валютного контроля действует строго в пределах своей  компетенции, решая определенные задачи, преследуя строго поставленные цели.

Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль являются важной частью механизма, обеспечивающего экономическую  безопасность национального хозяйства  и развитие ее внешнеэкономических  связей.

Валютный  рынок, являясь одним из объектов валютной политики, наиболее полно  отражает взаимосвязь национальной экономики с мировой экономикой отдельных стран. Основой валютного  рынка России являются межбанковский  и биржевой рынки.

В сложных  условиях перехода к рыночной экономике  валютная политика России направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы

1. Конституция  Российской Федерации.

2. Федеральный  закон от 08 декабря 2003г. № 164 - ФЗ (ред. от 02.02.2006г.) «Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности».

3. Федеральный  закон от 10 декабря 2003г. № 173 - ФЗ (ред. от 26.07.2006г.) «О валютном  регулировании и валютном контроле».

4. Международные  экономические отношения: Учебник/  Под ред. И. П. Фаминского. - М.: Юристъ, 2005.

5. Прокушев  Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. - М., 2006.

6. Елизаветин  М. Е. О месте России в  мировых потоках капитала.//Банковское  дело, №1, 2005.

7. Международная  торговля: финансовые операции, страхование  и другие услуги. - М., 1998.

8. Международные  правила толкования торговых  терминов. Перевод Вилкова Н.Г. - М., 1999.

9. Мировая  экономика. Под ред. Николаева  И.П. - М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Абрамов  В.Л. Мировая экономика. Учебное  пособие. - М.: Дашков и К, 2004.

11. Авдокушин  Е.Ф. Международные экономические  отношения. Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1999.

12. Агапова  Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М., 1998.

13. Балаков  П. Международные торговые отношения  и расчеты. - М., 1998.

14. Бондарев  А.К., Евдокимов А.И. Международные  экономические отношения. Учебник. - М.: ТК Велби, 2003.

Информация о работе Проблемы развития валютной системы в России