Проблемы развития валютной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение валютной политики РФ, оценка ее эффективности.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
- рассмотреть варианты валютной политики;
- проанализировать политику валютного курса ЦБ РФ;
- выявить проблемы валютной системы в России;

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие валютной политики РФ.
1.1 Варианты валютной политики.
1.2 Организации валютных операций в России на современном этапе.
Глава 2. Политика валютного курса ЦБ РФ.
2.1 Валютный курс.
2.2 Факторы влияющие на валютный курс.
2.3 Инфляция.
2.4 Причины инфляции.
Глава 3. Проблемы развития валютной системы в России.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая мировая экономика.docx

— 63.43 Кб (Скачать)

Преимуществом гибких (плавающих) валютных курсов является то, что они, в результате свободного колебания спроса и предложения  на валюту, автоматически корректируются таким образом, что в итоге  происходит выравнивание дебета и кредита ПБ (устранение несбалансированности платежей). Вместе с тем использование плавающих валютных курсов порождает большую, чем ФВК неопределенность и риск как торговой, так и инвестиционной деятельности. При падении интернациональной стоимости валюты страны условия торговли будут ухудшаться, так как нужно будет экспортировать больший объем товаров и услуг для оплаты определенного объема импорта. При значительных колебаниях валютного курса появляется дополнительный риск заграничных инвестиций.

Изменения интернациональной стоимости валюты ведет также к нестабильности экономики страны. Дело в том, что  существует взаимосвязь между изменением интернациональной стоимости валюты (понижение или повышение) инфляцией  и безработицей. Если интернациональная  стоимость валюты, в условиях полной занятости, снижается, то появляются инфляционные тенденции. Это происходит по двум причинам: 1) повышается спрос на товары данной страны, т.е. увеличивается доля чистого  экспорта в совокупных расходах, что  вызывает порожденную спросом инфляцию и 2) цены на весь импорт поднимутся. Если произойдет удорожание валюты, то сократится экспорт и увеличится импорт, что  может вызвать безработицу.

Теперь  сравним фиксированные и плавающие  валютные курсы с точки зрения угрозы дестабилизирующих валютных операций.

Дестабилизирующая спекуляция на валютном рынке возможна при любых валютных режимах. При  ФВК она менее вероятна, чем  при плавающих валютных курсах в  том случае, если правительство серьезно намерено и имеет возможность  поддерживать валютный курс на фиксированном  уровне. В то же время система  фиксированных, но периодически изменяемых валютных курсов (Бреттон-Вудская) создает  возможность спекулянтам вести  «одностороннюю игру» на валютном рынке, атаковать те валюты, которых ожидает  девальвация и ревальвация. При  ожидании девальвации спекулянты продают  валюту на краткосрочном форвардном рынке и, если их ожидания оправдываются, они получают значительную прибыль, выкупая валюту после девальвации  по пониженному курсу. Когда валюта покупается при высокой цене и  продается при низкой (в ожидании дальнейшего повышения или понижения), такие операции приводят к дестабилизации валютного рынка.

При системе  плавающих курсов происходит, преимущественно, «двусторонняя игра»: валютный курс может пойти вверх и вниз от ожидаемого уровня, так как, текущий курс спот представляет курс равновесия, а не искусственно установленный официальный паритет, который не отражает реальное соотношение рыночных сил:

Если  сравнивать систему чистого плавания и управляемого плавания, то исторический опыт применения систем показывает, что  опасность спекуляции выше при системе  управляемого плавания, чем при системе  чистого плавания валютных курсов.

Стремление  к валютной стабилизации заставляет государственные валютные органы (центральные  банки) проводить значительные валютные операции в одном направлении (так  называемое «грязное плавание»). Попытки  поддержать курс, который уже не соответствует курсу равновесия, посредством валютных интервенций  ведет к валютным потерям государства  и перекачке прибыли в руки валютчиков, проводящих дестабилизирующие  валютные операции (односторонние спекулятивные  операции). Центральный банк, проводящий валютные интервенции в поддержку  нереальных валютных курсов, выступает  по существу как спекулянт, дестабилизирующий  валютный рынок, так как длительное время проводить такую политику невозможно, она ведет к все  большим и большим валютным потерям, увеличивает расходную часть  государственного бюджета. Частные  участники рынка пользуются тем, что правительство поддерживает нереалистический курс и получает прибыль, а государство теряет валюту.

Мы можем  сделать вывод, что дестабилизирующей  спекуляции чаще всего подвержены фиксированные  валютные курсы в условиях фундаментальной  несбалансированности экономики и  курсы, находящиеся в управляемом  плавании в условиях сильной инфляции и нестабильности государственной  валютной политики.

Дестабилизирующая роль государственных органов особенно деструктивна и приводит к наиболее негативным социальным последствиям в  тех случаях, когда обстановка в  стране не стабильна, а у правительства  нет достаточных резервов для  стабилизационной политики, имеется  хронический дефицит ПБ и бюджета, сильная Инфляция.

Важным  аспектом проблемы выбора валютной политики является определение взаимосвязи  того или иного валютного режима с инфляцией и безработицей, состояние  экономики и проводимой правительством бюджетной, денежно-кредитной и налоговой  политики. 

При режиме ФВК необходимость поддерживать курс сдерживает инфляцию. Переход  к плавающим валютным курсам чаще всего приводит к инфляционной политике, так как в этом случае нет сдерживающего  начала чрезмерной эмиссии денег.

Выбор режима валютных курсов зависит от того, какую  цель преследует экономическая политика. В ситуации, когда основной целью  ставится достижение полной занятости, а инфляции особого значения не придается, предпочтение может быть отдано плавающим  валютным курсам. Тогда же, когда  ставится цель избежать инфляции, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. По-существу проблема сравнительных преимуществ  ФВК и плавающего валютного курса, в значительной мере, сводится к  проблеме оптимальною сочетания  безработицы и инфляции.

Далее, выбор  той или иной валютной политики определяется степенью зависимости национальной экономики от процессов, происходящих в мировом хозяйстве. Если страна в большей степени подвержена угрозе внутренней нестабильности и  в меньшей степени зависит  от внешней, то для нее, как правило, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. В случае, когда экономика  страны в значительной степени зависит  от мирового рынка, а внутренняя экономическая  обстановка и национальная макроэкономическая политика относительно стабильны, то предпочтительнее плавающие валютные курсы.

Наконец, в плавающих валютных курсах больше заинтересованы страны с дефицитом  ПБ, и страны, которые предпочитают независимость в проведении денежно-кредитной  и бюджетной политики. В самом  общем виде можно сказать, что  в условиях современного мира к выбору валютной политики нужно подходить  с точки зрения оптимального сочетания  ее оценки как инструмента экономической  интеграции и средства защиты национальной экономики от негативных, разрушительных воздействий со стороны мирового хозяйства.

1.2 Организации валютных  операций в России  на современном  этапе

Внешнеэкономические связи, международные валютные и  кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование  этих отношений осуществляется через  рыночный механизм, а также посредством  воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию  порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для  этого государство использует как  прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка). Регулирование валютных и кредитных операций осуществляется также на межгосударственном уровне для координации валютной политики отдельных государств. Современный этап валютного регулирования начался в конце 80-х годов. Отмена монополии внешней торговли и валютной монополии государства привела к децентрализации валютных ресурсов и создала предпосылки для формирования внутреннего валютного рынка. Субъекты валютных отношений подразделяются на две категории:

резидентов;

нерезидентов.

К "резидентам" относятся:

* физические  лица (граждане России, иностранные  граждане, лица без гражданства), имеющие постоянное местожительство  на территории России, в том  числе временно находящиеся за  границей;

* юридические  лица, субъекты предпринимательской  деятельности, не имеющие статуса  юридического лица (филиалы, представительства  и т.п.) с местонахождением на  территории России, осуществляющие  свою деятельность на основании  законов России;

* дипломатические,  консульские, торговые и другие  официальные представительства  России за рубежом, пользующиеся  иммунитетом и дипломатическими  привилегиями, а также филиалы  и представительства предприятий  и организаций России за рубежом,  не осуществляющие предпринимательскую  деятельность. К“нерезидентам"относятся: 

* физические  лица (иностранные граждане, граждане  России, лица без гражданства), имеющие  постоянное местожительство за  пределами России, в том числе  временно находящиеся на территории  России;

* юридические  лица, субъекты предпринимательской  деятельности, не имеющие статуса  юридического лица (филиалы, представительства  и т.п.), с местонахождением за  пределами России, созданные и  действующие в соответствии с  законодательством иностранного  государства, в том числе юридические  лица и другие субъекты предпринимательской  деятельности с участием юридических  лиц и других субъектов предпринимательской  деятельности России;

* расположенные  на территории России иностранные  дипломатические, консульские, торговые  и другие официальные представительства,  международные организации и  их филиалы, пользующиеся иммунитетом  и дипломатическими привилегиями, а также представительства других  организаций и фирм, не осуществляющие  предпринимательскую деятельность  на основании законов России. Объектом валютного регулирования  являются операции, осуществляемые  с валютными ценностями. К валютным  ценностям относят: 

иностранную валюту - иностранные денежные знаки  в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении  и являющихся законным платежным  средством на территории соответствующего иностранного государства, а также  изъятые из обращения или изымаемые  из него, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства в денежных единицах иностранных  государств и международных расчетных (клиринговых) единицах, находящиеся  на счетах или вносимые в банковские и другие кредитно-финансовые учреждения за пределами России;

платежные документы и прочие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в иностранной  валюте или монетарных металлах. К  валютным операциям относят:

операции, связанные с переходом права  собственности на валютные ценности, за исключением операций, осуществляемых между резидентами в валюте России;

операции, связанные с использованием валютных ценностей в международном обращении  как средства платежа, с передачей  задолженностей и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности;

операции, связанные с ввозом, переводом  и пересылкой на территорию России и вывозом, переводом и пересылкой за ее пределы валютных ценностей. Основными  институтами, осуществляющими валютное регулирование в России, являются Центральный банк России и Кабинет  Министров России. Рассмотрим теперь более подробно основные функции  ЦБР и Правительства в рамках валютного регулирования. Центральный  банк России в сфере валютного  регулирования:

осуществляет  валютную политику исходя из принципов  общей экономической политики России,

составляет  совместно с Кабинетом Министров  России платежный баланс России,

контролирует  соблюдение утвержденного Федеральным  Собранием России лимита внешнего государственного долга России,

определяет  при необходимости лимиты задолженности  в иностранной валюте уполномоченных банков нерезидентам,

издает  обязательные к исполнению нормативные  акты по осуществлению операций на валютном рынке России,

накапливает, сохраняет и использует резервы  валютных ценностей для осуществления  государственной валютной политики,

выдает  лицензии на осуществление валютных операций и принимает решения  об их отмене,

устанавливает способы определения и использования  валютных (обменных) курсов иностранных  валют, выраженных в валюте России, курсов валютных ценностей, выраженных в иностранной валюте или расчетных (клиринговых) единицах,

устанавливает единые формы учета, отчетности и  документации о валютных операциях, порядок контроля за их достоверностью и своевременным представлением,

Информация о работе Проблемы развития валютной системы в России