Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 22:14, курсовая работа
цель исследования - рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику доходам населения, методы измерения доходов
2)определить причины неравенства и государственная политика в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности,
3)выяснить проблемы распределения доходов в республике Беларусь
4)возможности социальной политики и государственного регулирования в решении проблем неравенства в республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1.Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения………………………………………………….5
1.1 Доходы населения (сущность, виды доходов)………………………………..5
1.2 Причины неравенства доходов и методы его измерения…………………….8
1.3 Государственная политика перераспределения доходов…………………...12
2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ…………………………...19
3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ………..24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложения…………………………………………………………………………33
1) различие в способностях. Все люди имеют разные интеллектуальные и физические способности. Врожденные таланты дают возможности некоторым индивидам внести свой вклад в совокупный продукт - вклад, который приносит очень высокие доходы, другие же оказываются в гораздо менее благоприятных условиях. 2) Возможность получения образования (люди существенно отличаются друг от друга по уровню получения образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать доход.) 3) Дискриминация по признакам пола, расы, возраста (мужчинам не приходится вступать в конкуренцию с женщинами в «мужских» профессиях (плотники, пилоты), а это приводит к искусственному ограничению предложения по сравнению со спросом, в результате чего заработная плата и доходы повышаются.) 4) Профессиональные вкусы и риск. Например, увеличения своих доходов путем «совместительства», то есть, работая в двух местах. Кроме того, люди отличаются друг от друга способностью на предпринимательский риск. 5)Здоровье/Физические возможности, трудолюбие человека также влияют на распределение доходов. 6)Наследуемое богатство дает его обладателям хорошие стартовые возможности, преимущество перед другими людьми.
7)Рыночная или политическая власть. Некоторые люди в силу состояния в профсоюзе или обладания монопольной властью либо по другим причинам имеют возможность увеличить свои доходы, используя рыночную власть. Это также способствует неравенству. 8) И, наконец, нельзя исключать также влияние удачи, везения, связей.[10 с. 182]
С другой стороны, доходы сами оказываются фактором многих социальных явлений, в частности, влияющих на занятость, профессионально-трудовую карьеру, качества жизни, социальные отношения, поведение и сознание людей. Они также являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальнозначимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Экономическое неравенство состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.
Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются так называемые кривая Лоренца и индекс Джинни.
Кривая Лоренца — это кривая, показывающия, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.
Если мы разделим все население страны на 5 частей (квинтилей), т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов (рис.1).
Рис.
1 Кривая Лоренца
Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вторую группу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения - 40% доходов, и т. д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения - 15% доходов, 60% населения - 35% доходов, 80% населения - 60% доходов, и, наконец, 100% населения - 100% всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис.1 мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE). Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов.
Некоторые ученые-экономисты полагают, что предел натяжения «лука Лоренца» наступает в тот момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится менее 12—13% общей суммы доходов семей страны. Такой перекос в распределении благ обычно порождает огромное недовольство малоимущих граждан и может привести к совершенно нежелательным для страны социально-экономическим и даже политическим последствиям. [3, с.297-302]
Индекс
Джини показывает, какую долю площадь
между кривой Лоренца и прямой
абсолютного равенства
Более
простым способом определения неравенства
доходах населения является определение
соотношения доходах между
Степень неравенства в распределении доходов определяют посредством коэффициента дифференциации доходов, или коэффициента фондов (Kg), который представляет собой соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного населения (d1): (Kg)=d10/d1. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения.
В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5,7 раз, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза.
Высокие
темпы роста доходов
Косвенно о реальных доходах населения можно судить по количественным показателям фармрынка. Учитывая, что основными потребителями лекарств являются пенсионеры и, хотя темпы роста пенсий опережают темп роста потребительских цен, отмечается снижение потребления более дорогих препаратов, повышение доли отечественных и препаратов-дженериков (более дешевых). Также существуют ключевые детерминанты, определяющие успешность действия ситстемы здравоохранения по увеличению использования ее услуг бедными слоями населения: физическая доступность (например, процент населения, живущего в пределах 5-10 км от какого-либо медицинского учреждения), наличие необходимых вводимых ресурсов, качество организации, преодоление действующих на уровне домохозяйств барьеров для использования услуг (соответствуют ли предоставляемые услуги тем заболеваниям, от которых страдают бедные слои населения), своевременность и непрерывность, техническое качество, социальная подотчетность, эффективность и справедливость в распределении ресурсов.
1.3 Государственная политика перераспределения доходов.
Перераспределением называют процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов и богатства в целях достижения большей социальной справедливости.
Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:
-
трансфертные платежи, то есть
пособия, выплачиваемые
-
регулирование цен на
-
индексацию фиксированных
- обязательный минимум зарплаты как базы оплаты труда на всех предприятиях;
-
прогрессивное
Реализация социальной
Это достигается за счет
На первом плане социальной политики находятся: преодоление бедности, осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан, создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекватную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой деятельности, улучшение медицинского обслуживания граждан, обеспечение эффективной занятости. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
Абсолютная черта бедности —
это минимальный уровень жизни,
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Среднедушевой МПБ семьи из четырех человек с 1 мая 2010г. - 440 600руб. в месяц.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Самое важное - это то, что черта бедности позволяет получить состоятельную сравнительную оценку в том смысле, что оценка бедности любого человека зависит только от его жизненного уровня, т. е. черта бедности устанавливается на основе показателей уровня жизни.