Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:38, курсовая работа
Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования денежных доходов, бедности и социальной справедливости в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
2. Проследить динамику показателей, характеризующих уровень доходов в 2006-2008 гг.
3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.
Введение……………...………………………………………………………...….4
1. Общая характеристика бедности и социальной справедливости.….….........6
1.1 Доходы: понятие и виды.…….………..…………………….….….........6
1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения……………………..7
1.3 Характеристика социальной справедливости………………………...10
2. Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной
справедливости в РБ……………………………………………………….……13
2.1 Уровень и качество жизни в РБ…………………………………..…...13
2.2 Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения…………………………..………………………….……….17
2.3 Государственная политика перераспределения доходов в РБ………20
2.4 Обеспечение социальной справедливости в РБ…..…………...…......23
3. Пути решения проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости……………………...……………………………………….…….........26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………..….30
Приложения………………………………………………………………….…..32
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
Дисциплина макроэкономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Проблема неравенства доходов, бедности, и социальной справедливости и государственное регулирование.
студент
ЭУП АПК, 2 курс,
группа 821213
__________________
Руководитель
Ассистент
___________________
ПИНСК 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………...……………………………………
1. Общая характеристика бедности и социальной справедливости.….….........6
1.1 Доходы: понятие и виды.…….………..…………………….….….....
1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения……………………..7
1.3 Характеристика социальной справедливости………………………...10
2. Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной
справедливости в РБ……………………………………………………….……13
2.1 Уровень и качество жизни в РБ…………………………………..…...13
2.2 Динамика уровня доходов населения и
характеристика проблемы их распределения…………………………..……………
2.3 Государственная политика перераспределения доходов в РБ………20
2.4 Обеспечение социальной справедливости в РБ…..…………...…......23
3. Пути решения проблемы
неравенства доходов, бедности и социальной
справедливости……………………...……………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..….
Приложения……………………………………………………
Введение
Экономика – это система отношений
по поводу производства, распределения,
потребления материальных ценностей;
- это сорок отраслей народного
хозяйства; - это теория и практика
рационального использования
Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности Беларуси в том, что во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились.
В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.
Правительство, будучи главным
кормчим экономического корабля
страны, избирает курс, проводит определенную
линию действий для реализации избранной
социально-экономической
Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования денежных доходов, бедности и социальной справедливости в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
2. Проследить динамику
показателей, характеризующих
3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.
Основными источниками литературы при выполнении данной курсовой работы являлась различная учебная и методическая литература, а также периодические издания, посвященные экономике Республики Беларусь.
ГЛАВА 1
Общая характеристика бедности и социальной справедливости
Денежные доходы населения включают оплату труда, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению), доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности), прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления). Прочие доходы включают поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления (сальдо полученных и отправленных населением денежных переводов, поступления от продажи товаров через магазины комиссионной торговли, поступления от продажи лома черных и цветных металлов, макулатуры и прочего вторичного сырья). Выделяют следующие виды доходов:
Реальные денежные доходы населения – относительный показатель, рассчитанный путем деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги за соответствующий временной период.
Располагаемые денежные доходы населения – это денежные доходы населения за вычетом налогов и взносов.
Среднедушевые денежные доходы рассчитываются путем деления общего объема денежных доходов населения на среднегодовую численность населения.
Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, на оплату налогов, взносов и других платежей, сбережения и величину изменения задолженности населения по кредитам. Бюджет прожиточного минимума – стоимость минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума ежеквартально рассчитывается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала [8, c.248].
1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения.
Бедность – это
экономическое и
Категория минимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности всегда относительны и зависят от уровня развития экономики и богатства общества. Чем более богато государство, тем разнообразнее круг минимальных потребностей и выше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей и степень их удовлетворения, которые обществом признаются минимально допустимыми, в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся. Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция как с теоретической так и с эмпирической точек зрения. Точное определение границ бедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворить первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. Бедность - это «намного больше чем деньги»[8, c.237].
Определение бедности как - состояния, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности, каково их значение для жизнедеятельности человека?
Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные классификации. Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях человека в благах и услугах - личных потребностях. Однако их не следует абсолютизировать, так как они изменчивы, что затрудняют их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), социальные и интеллектуальные (духовные).Физиологические потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности [15, c.74]. Социальные потребности. Они связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относят потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека. Социальные качества человека порождают также духовные потребности. Если потребности физические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовных потребностей человека открывает простор для развития личности, возвышает человека, делает его жизнь интересной и осмысленной. Здесь проявляются потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного. Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.
Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения. Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д. В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной. [19, c.274].