Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 22:14, курсовая работа
цель исследования - рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику доходам населения, методы измерения доходов
2)определить причины неравенства и государственная политика в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности,
3)выяснить проблемы распределения доходов в республике Беларусь
4)возможности социальной политики и государственного регулирования в решении проблем неравенства в республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1.Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения………………………………………………….5
1.1 Доходы населения (сущность, виды доходов)………………………………..5
1.2 Причины неравенства доходов и методы его измерения…………………….8
1.3 Государственная политика перераспределения доходов…………………...12
2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ…………………………...19
3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ………..24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложения…………………………………………………………………………33
3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ
Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения. Для решения проблем неравенства потребуется:
гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
последовательное повышение
формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения; взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 - 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах. Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению). Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг, компенсация – возмещение части населения дополнительны расходов, связанных с ростом потребительских цен и носит, как правило, адресный характер; регулирование цен на социально значимые группы товаров.
В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита ( включающая социальную помощь, соцстрахование и соцобслуживание) населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:
-
праве граждан республики на
социальную защиту от
- социальном страховании
- адресности социальной помощи;
- разнообразии форм и видов социальной помощи;
-
предоставлении
-
реформировании пенсионной
- реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д. [4, С.716]
Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Государственная адресная социальная помощь оказывается в форме ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, технических средств социальной реабилитации, одежды, обуви, проездных билетов, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности. С 1 января 2010 года повышен критерий нуждаемости при оказании малообеспеченным гражданам единовременного социального пособия со 120% до 150% бюджета прожиточного минимума (БПМ). Вопросы предоставления ГАСП регулируются Указом Президента РБ от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи». В 1 квартале 2010 года ГАСП предоставлена 65,2 тыс. человек на общую сумму около 19,2 млрд. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено почти 6 тыс. человек на общую сумму около 2,4 млрд. рублей.
Основной целью социальной
Основной целью преобразования существующей системы предоставления льгот населению Республики Беларусь является создание экономических и социальных условий для значительного повышения эффективности предоставления льгот населению страны. Для этого необходимо:
Одной
из реальных возможностей совершенствования
системы социальных льгот представляется
создание и ведение Единой общереспубликанской
базы данных по льготам, Межведомственного
совета по социальным льготам и введение
"Пластиковой карты социального льготника",
что позволит не только облегчить жизнь
упомянутым группам населения, но и обеспечит
существенную экономию средств. Держателями
"социальной карты" в Республике
Беларусь могли бы стать граждане, имеющие
право на социальные льготы, установленные
законодательством (льготный проезд в
общественном транспорте, льготное медицинское
обслуживание, льготы по оплате за пользование
жильем и коммунальными услугами и т.д.),
и состоящие на учете в органах социальной
защиты, пенсионеры, студенты. Это способ
перехода к адресной социальной помощи,
когда льгота будет предоставляться не
в виде права, а в виде денежных средств
для конкретного лица, может быть значимым
учетным инструментом для получения статистической
информации о стоимости льгот в целом
для государства. Это также возможность
сэкономить значительные бюджетные средства,
так необходимые сегодня для эффективного
развития страны. Реформирование системы
льгот населения должно быть увязано
реформами в области социального страхования.[5,
с.140-151]
Заключение.
Разработка мер по регулированию неравенства доходов возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также определять результаты воздействия на нее с помощью государственной политики. Для оценки масштабов различия доходов используют «метод построения Кривой Лоренца», а также определения уровня бедности.
Политическая философия не выработала единого подхода к роли правительства в изменении пропорций распределения доходов.
Государство реализует различные программы, направленные на оказание помощи беднейшим слоям населения, — закон о минимальном размере оплаты труда, социальное страхование, отрицательный подоходный налог и трансферты в натуральной форме, прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки.
Бедность является давней проблемой всех стран. Для улучшения условий жизни беднейших граждан государство обычно оказывает им помощь через социальные программы. Однако такие системы помощи всегда имеют те или иные недостатки и часто порождают иждивенчество. Кроме того, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения фирм и наиболее активных и состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.
Практика
регулирования доходов
1)
установление верхнего предела
увеличения номинальной
2)
установление гарантированного
минимума (или ставки) заработной
платы, который имеет важное
значение для таких категорий
населения, как
3)
защиту денежных доходов
Политика перераспределения доходов включает:
1)
аккумуляцию денежных средств
в руках государства для
2)
предоставление населению
3)
финансирование систем
Вмешательство
государства в перераспределительные
процессы должно осуществляться в оптимальных
размерах. Выравнивание доходов может
привести к сокращению эффективности
экономики в результате чрезмерного роста
налогов и, как следствие, подрыву стимулов
к предпринимательству, инвестициям, высокоэффективному
труду, а также снижению стимулов к труду
у самих получателей трансфертных выплат.
Список использованных источников: