Проблемы малого предпринимательства в Республике Коми

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

Содержание

Введение 3
1. Малое предпринимательство: понятие, показатели,
признаки. 5
2. Состояние и развитие малого предпринимательства в
Республике Коми 9
3. Проблемы малого предпринимательства в
Республике Коми 12
3.1.Приоритетные виды деятельности малых предприятий. 14
3.2.Предлагаемая программа поддержки малого
предпринимательства в Республике Коми. 16

Работа содержит 1 файл

Пшеницина Елена.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

                                                                13

3.1.Приоритетные виды деятельности малых предприятий.

С точки зрения государства, приоритетными в стратегическом плане направлениями деятельности малых предприятий являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов, медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность. Применительно к конкретным территориям при установлении приоритетов государственной поддержки должны учитываться первоочередные потребности региона, в первую очередь насущные социальные задачи, решение экологических проблем, внедрение новшеств, формирование рыночной инфраструктуры, безотходные технологии, насыщение рынка товарами и услугами. Каковы же конкретные направления малого бизнеса, которые могут обеспечить вам безусловную государственную поддержку? 

Вот некоторые  приоритетные направления развития малого бизнеса, которые позволят рассчитывать на поддержку государства: 

• промышленное (обрабатывающее) производство; 

• жилищно-коммунальное хозяйство; 

• научно-техническая  и инновационная деятельность; 

• сфера услуг; торговля и сервис; 

• переработка производственных отходов крупных промышленных предприятий; 

• природоохранная  деятельность и производство оборудования для экологических целей; 

• развитие народных художественных промыслов; 

• переработка  сельскохозяйственной продукции в  товары с длительным сроком хранения; 

• производство товаров народного потребления; общественное питание и различные  виды бытовых услуг; 

• транспортное обслуживание; 

• переработка  древесины; 

                                                                14

• аудиторские, рекламные, маркетинговые услуги; 

• благоустройство  дворовых территорий, озеленение; утилизация бытовых отходов; 

• организация  эксплуатации жилищного фонда; ремонтные  и строительные работы. 

Ориентируясь  на приоритетные направления и исходя из имеющихся материальных, природных и трудовых ресурсов, территориальные региональные и местные власти разрабатывают программы содействия малому бизнесу соответствующих видов, предусматривая для них создание благоприятных условий деятельности: льготные налогообложение и арендную плату, предоставление ресурсов, другие виды помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               15

3.2Предлагаемая программа поддержки малого предпринимательства в Республике Коми. 
 

43 миллиона 930 тысяч рублей будет направлено в 2010-2011 годах из бюджета Коми на поддержку предпринимательства. Соответствующее постановление республиканского правительства "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на 2010-2011 годы подписал Глава Коми Владимир Торлопов, сообщает официальный портал Правительства Коми.  

Целью программы  является развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Коми как одного из стратегических факторов социально-экономического развития Республики Коми.  

Среди задач  программы - развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, содействие продвижению продукции субъектов  малого и среднего предпринимательства на межрегиональные и международные рынки.  

В Республике Коми в настоящее время насчитывается  свыше 100 средних предприятий, 13 тысяч  малых предприятий (включая микропредприятия) и более 22 тысяч индивидуальных предпринимателей. Если в 2005 году в сфере малого бизнеса в Коми был занят каждый пятый из числа занятых в организациях республики, то в 2008 году в сфере малого бизнеса был задействован уже каждый четвертый. За последние три года число малых предприятий, приходящихся на 10 тысяч населения республики, возросло с 46 до 71 предприятия. На долю малого и среднего предпринимательства приходится 20 процентов от оборота товаров (работ, услуг) по республике.  

В результате реализации программы ожидается увеличение числа малых и средних организаций, осуществляющих свою деятельность в приоритетных для Республики Коми отраслях деятельности, увеличение инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, привлечение в эту сферу инвестиций в объеме около 117 миллионов рублей.  

А также - расширение сети кредитных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, укрепление их материально-технической базы, увеличение производственных возможностей субъектов  малого предпринимательства, повышение  общественного статуса предпринимательской деятельности и социальной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, вовлечение в сферу предпринимательства большего количества молодежи. 

                                                                16

Одним из важнейших  условий эффективного функционирования рыночного хозяйства является формирование конкурентной среды путем развития малого бизнеса. Формирование рыночных отношений определяется, прежде всего, общей экономической политикой, проводимой в стране. Вместе с тем в республике существуют и региональные особенности, обусловленные закономерностями и тенденциями ее социально-экономического развития и рыночной конъюнктуры.

 Для эффективного  функционирования малого бизнеса  в Республике Коми имеются  все необходимые предпосылки.  Это - выгодное географическое положение, разнообразные природные условия, позволяющие заниматься многими видами хозяйственной деятельности, а также формирующаяся на местах рыночная инфраструктура обслуживания малого бизнеса. Кроме того, существует необходимость дальнейшего повышения уровня экономической освоенности и структурной переориентации окраинных районов республики, где имеется большое число незанятых трудовых ресурсов. Значение малого бизнеса для экономики республики весьма неоднозначно. С одной стороны, очевидна его положительная роль в решении проблем занятости и повышения доходов населения, расширении рынка товаров и услуг. Так, малый бизнес в значительной степени сдерживает падение уровня жизни населения и рост безработицы. Кроме того, он предоставляет бывшие еще недавно дефицитными товары и услуги, а также позволяет многим выбрать удобный режим работы. Но в месте с тем в малом бизнесе зачастую отсутствуют социальные гарантии, контроль за условиями труда, качеством предоставляемых товаров и услуг; занятые там работники нередко утрачивают квалификацию, профессиональные навыки.

 Малые предприятия  созданы и действуют во всех  без исключения отраслях экономики. Однако на сегодняшний день сектор малого бизнеса уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в начале 90-х годов, когда происходила либерализация внешней торговли и были сняты запреты на частную торговлю внутри страны.

 В настоящее  время в республике действует  4 645 малых предприятия и 604 крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, 28,7 тыс. человек занимаются индивидуальной  предпринимательской деятельностью.  На 1000 постоянного населения в  республике приходится 4 действующих малых предприятия и 18 предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью то есть 22 субъекта малого предпринимательства. Для оказания заметного позитивного влияния на социально-экономическую ситуацию, по мировым стандартам, на 1000 населения должно быть 25-30 стабильно функционирующих малых предприятий.

 Наибольшее  количество субъектов малого  предпринимательства (37 %) сосредоточено  в торговле и общественном  питании (включая посреднические  услуги в сфере торговли), 21 % - в строительстве, 20 % - в промышленности, 4 % занято общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка.

 На сегодняшний  день в совокупности число  работающих в сфере малого  

                                                                17

предпринимательства составило свыше 92,0 тыс. человек. С  учетом работников малых предприятий  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также предпринимателей, которые работали на других предпринимателей, но самостоятельной предпринимательской деятельности не осуществляли, в сфере малого бизнеса занято 17,4% от всех занятых в экономике республики.

 Растет доля  малых предприятий в объеме  промышленного производства. Если  в 1997-98 годах она составляла 1,9 %, то в 1 полугодии 2000 года она выросла до 2,2 %. Малый бизнес дает 61,9 % оборота розничной торговли в общем объеме по республике, 42,2 % от объема всех подрядных работ, 62 % оказываемых бытовых услуг, 91,8% услуг правового характера.

 Субъекты  малого предпринимательства сегодня действуют во всех основных отраслях экономики. В промышленности малый бизнес успешно развивается в лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой, пищевкусовой отраслях и производстве ремонта машин и оборудования. Малый бизнес обеспечивает производство 92,% всего выпуска минеральной воды, 64 % кондитерских и хлебобулочных изделий, 28 % мясных полуфабрикатов, 97,9% диванов,. Малое предпринимательство производит полностью весь объем валяной обуви, угля древесных лиственных пород.

 Следует отметить, что отраслевая структура индивидуального  предпринимательства в республике  несколько отличается от структуры  малых предприятий. Здесь очень  выражена ориентация на посредническую  сферу деятельности, удельный вес  предпринимателей, занятых в торговле и общественном питании, на 39 процентных пунктов выше доли малых предприятий этой отрасли.

 Развитие  малого бизнеса в торговой  и посреднической сферах деятельности  стало закономерной реакцией  на введенный правительством  налоговый прессинг. Торговля и посредничество, ориентируемые на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывают большие возможности для ухода от налогов. Кроме того, торговые капиталы оборачиваются быстрее, чем в других отраслях. Приток новых предпринимательских сил в условиях кризиса ограничивается необходимостью вести борьбу за конкурентоспособность производства. 

 Наиболее  динамично процесс развития предпринимательства  происходит в городах, где шире  потребительский рынок, сконцентрированы  трудовые и сырьевые ресурсы.

 Два центра  в Республике Коми, где наиболее  развито малое предпринимательство  - Сыктывкар и Ухта. Каждое третье  предприятие из общего числа  малых функционирует на сегодня  в столице республики, каждое  пятое - в Ухте. Такая же ситуация  и с индивидуальным предпринимательством, которое особенно развито в Сыктывкаре, Ухте и Воркуте.

 Поэтому традиционно  первое место по производству  товаров и услуг держат предприятия  и предприниматели Сыктывкара - более  40 % в общем  

                                                               18

объеме выпуска  продукции и услуг малого бизнеса  республики. Усинск обеспечивает 22,6 % выпуска, 13,6 % - Ухта и 7,4 % - Воркута. Доля субъектов  малого предпринимательства Корткеросского, Троицко-Печорского и Усть-Куломского районов в общем производстве минимальна - по 0,3 %.

 В целях  формирования и осуществления  в Республике Коми государственной  политики, направленной на развитие  законной предпринимательской инициативы, ускорение формирования рыночных  структур Указом Главы Республики  Коми от 11 мая 1999 года № 174 создан Комитет по поддержке и развитию предпринимательства Республики Коми.

 Выполнение  своих основных задач Комитет  осуществляет в первую очередь  за счет активного участия  органов местного самоуправления  в создании в городах и районах республики системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства в Республике Коми