Проблемы малого предпринимательства в Республике Коми

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

Содержание

Введение 3
1. Малое предпринимательство: понятие, показатели,
признаки. 5
2. Состояние и развитие малого предпринимательства в
Республике Коми 9
3. Проблемы малого предпринимательства в
Республике Коми 12
3.1.Приоритетные виды деятельности малых предприятий. 14
3.2.Предлагаемая программа поддержки малого
предпринимательства в Республике Коми. 16

Работа содержит 1 файл

Пшеницина Елена.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

                                               Содержание:

    Введение                                                                                                3

  1. Малое предпринимательство: понятие, показатели,

      признаки.                                                                                             5

  1. Состояние и развитие малого предпринимательства в

    Республике  Коми                                                                                9

  1. Проблемы малого предпринимательства в        

    Республике Коми                                                                                12

          3.1.Приоритетные виды деятельности малых предприятий.     14

          3.2.Предлагаемая программа поддержки малого

          предпринимательства в Республике Коми.                                16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

    В настоящее  время в экономике России ключевым источником роста эффективности  производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.  

    Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без  которых немыслима его высокая  эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна. 

    Как убедительно  показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников. 

    Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.  

    Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка 

                                                               3

    товаров и  услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможности начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке. 

    Однако малый  бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой  капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. 

    Поэтому перечисленное  выше, требует разработки государственной  поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества. 

    Важно и то, что в условиях активных трансформационных  процессов в обществе и экономике  практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                              4 
     
     

    1.Малое предпринимательство: понятие, показатели, признаки.

Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних  предприятий, выступающих как экономические  субъекты рынка.  

 Для малого  бизнеса характерно: 

* юридическая  независимость; 

* управление  предприятием собственником капитала  или партнерами-собственниками с  целью получения предпринимательского  дохода; 

* небольшие  размеры по основным показателям  деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);  

численность персонала.

Мелкие и средние  предприятия не являются уменьшенной  моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим: 

 высокая степень  централизации и персонализации  управления. Руководитель-собственник  сосредоточивает в своих руках  финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств; 

 высокая зависимость  от внешней среды: банков, крупных  предприятий, государственной администрации,  научных лабораторий, консультационных фирм; 

 дефицит финансовых  ресурсов — как собственных,  так и заемных. 

 Вместе с  тем малому бизнесу присущи:  быстрая реакция на требования  рынка; высокий уровень специализации;  возможность мобилизации ресурсов  на перспективных направлениях . 

 Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:  

- увеличение  числа собственников, а значит, формирование среднего класса 

                                                             

                                                               5

– главного гаранта  политической стабильности в демократическом  обществе; 

- рост доли  экономически активного населения,  что увеличивает доходы граждан  и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; 

- селекция наиболее  энергичных, дееспособных индивидуальностей,  для которых малый бизнес становится  первичной школой самореализации; 

- создание новых  рабочих мест с относительно  низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания; 

- трудоустройство  работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально  уязвимых групп населения (беженцев  из «горячих точек», инвалидов,  молодежи, женщин); 

- подготовка  кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы; 

 разработка  и внедрение технологических,  технических и организационных  новшеств (стремясь выжить в конкурентной  борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты); 

- косвенная  стимуляция эффективности производства  крупных компаний путем освоения  новых рынков, которые солидные  фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают  не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства); 

- ликвидация  монополии производителей, создание  конкурентной среды; 

- мобилизация  материальных, финансовых и природных  ресурсов, которые иначе остались  бы невостребованными, а также более эффективное их использование; 

- снижение фондовооруженности  и капиталоемкости при выпуске  более трудоемкой продукции, быстрая  окупаемость вложений; например, в  США у компаний с числом  занятых менее 100 чел. продажи   на доллар активов больше, чем  у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности; 

- улучшение  взаимосвязи между различными  секторами экономики. 

                                                               6 

 Кроме того, собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда  высокий уровень личной мотивации  в достижении успеха, что положительно  сказывается в целом на деятельности  предприятия.  

 Однако, как  уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству присущи  и определенные недостатки, среди  которых можно выделить самые  существенные:  

 более высок  уровень риска, поэтому высокая  степень неустойчивости положения  на рынке; 

 зависимость от крупных компаний; 

 недостатки  в управлении собственным делом; 

 слабая компетентность  руководителей; 

 повышенная  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования; 

 трудности  в заимствовании дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов; 

 неуверенность  и неосторожность хозяйствующих  партнеров при заключении договоров  (контрактов) и др.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.  

 Как правило,  наиболее общими критериальными  показателями, на основе которых  субъекты хозяйственной деятельности  относятся к субъектам малого  предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.  

                                                               7

 Но во всех  развитых странах первым критерием  отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства   является численность работающих. 

 В развитых  европейских странах малый бизнес  производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий. 

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства в Республике Коми