Проблемы кредитования аграрного сектора РК на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Сельское хозяйство – это не просто производство определенной продукции, выполняемое любыми случайными людьми. Сельское хозяйство – это тип жизни, особое мировоззрение, присущее в Казахстане не только 6-и миллионам сельских жителей.
Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Примерно 70% предметов потребления производится из продукции сельского хозяйства, поэтому от эффективности этой отрасли прямо зависит жизненный уровень населения. Вклад аграрного сектора в экономический рост по участию в рынке связан с его двоякой ролью. Во-первых, как поставщика продукции на внутренний и внешний рынки, а, во-вторых, как потребителя ресурсов, произведенных в других отраслях экономики.

Содержание

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 7
1.1 Специфика кредитования сельскохозяйственного производства 7
1.2 Зарубежный опыт кредитования аграрного сектора 11
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА В РК НА ПРИМЕРЕ АО « КазАгроФинанс» 16
2.1 Современное состояние кредитования аграрного сектора в Казахстане 16
2.2 Состояние кредитования сельскохозяйственных производителей в Казахстане 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА В РК 28
3.1 Поддержка агарарного сектора в Казахстане 28
3.2 Реформирование системы кредитования аграрного сектора 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

КР Проблемы кредитования агрсектора РК на современном этапе.doc

— 614.00 Кб (Скачать)

      - увеличение масштабов привлечения микрокредитов.

      В целях совершенствования системы  налогообложения в курсовой работе предлагаются следующие меры:

      - введение налоговых льгот для  лиц, инвестирующих собственные  средства в отечественное сельское хозяйство;

      - для предприятий по переработке  сельхозпродукции снижение ставок  НДС, по оборотам ее производства, переработки и реализации;

      - установление специального налогового режима для юридических лиц-предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, предусматривающего особый порядок расчетов с бюджетом на основе патента с уменьшением уплаты налогов в бюджет на 50%, что позволит высвободить оборотные средства предприятий и направить их на модернизацию производства, вывести из теневой экономики значительную долю переработки сельскохозяйственной продукции и увеличить на 25% налоговые поступления в бюджет;

      - снижение таможенных пошлин и  налогов по лизинговым операциям.

      В соответствии с условиями Всемирной  торговой организации бюджетное субсидирование потерь от снижения урожая относится «к зеленой корзине» и не подлежит сокращению. Государство вправе финансировать эти расходы, исходя из возможностей бюджета. Поэтому перед вступлением в ВТО Казахстану необходимо совершенствовать страховую систему и постепенно осуществлять поддержку товаропроизводителей через механизм страхования.

      В этой связи, для развития системы  страхования сельского хозяйства  автор считает целесообразным создать Агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства, подведомственное Министерству сельского хозяйства, основными задачами которого должны быть:

      - организация мероприятий по обеспечению  государственного регулирования страхования в аграрной сфере, контроль за соблюдением порядка и условий предоставления средств республиканского бюджета на эти цели;

  • информационное обеспечение деятельности по страхованию в сфере АПК, разработка предложений по совершенствованию и использованию новых механизмов и форм государственной поддержки страхования в агропромышленном производстве.

      Поскольку производители сельхозпродукции не имеют достаточных средств для уплаты страховых взносов, необходима государственная поддержка при проведении страхования урожая сельскохозяйственных культур за счет средств, предусматриваемых на эти цели бюджетом на соответствующие годы, в виде субсидий на уплату сельскохозяйственными товаропроизводителями части страхового взноса по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями.

      Рыночная  экономика не может ограничиваться механизмом саморегулирования, она должна опираться на участие в ней государства, степень регулирования которого зависит от развитости его структур, уровня включения в международное разделение труда. Следует отметить, что оптимальный размер государственного регулирования наукой и практикой не установлен и не существует общепринятого однозначного подхода к решению этой проблемы.

      В вопросах повышения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия мерам государственной поддержки отводится большое внимание во всех странах мира. Эта задача важна и без необходимости вступления в ВТО, поскольку входит в национальную систему обеспечения продовольственной безопасности, однако в условиях ВТО она выходит на первый план. Как полагает автор, прямая государственная поддержка должна быть направлена на стимулирование эффективности сельхозпроизводства. Необходимо увеличить государственные закупки через АО «Продовольственная контрактная корпорация» на зерно в размере до 50% по ценам, возмещающим затраты, получающую определенную доходность с обязательным бюджетным финансированием (50% - на выполнение основных работ и 50% - при последующей реализации продукции), а также на животноводческую продукцию через АО «Мал - Өнімдері корпорациясы».

     Основная  часть бюджетной поддержки может  быть направлена на финансирование существующих и вновь создаваемых государственных  институтов, развития потребительской кооперации, гарантийных фондов, а также на субсидирование процентных ставок по кредитам, лизинговых платежей и затрат на землеустроительные работы.

3.2 Реформирование системы кредитования аграрного сектора

 

     Действующая система кредитования сельского хозяйства Казахстана также нуждается в реформировании, поскольку такая поддержка стимулирует диспропорции в развитии сельских территорий. Поэтому основной задачей государства является расширение доступа всем сельскохозяйственным товаропроизводителям к кредитным ресурсам на основе совершенствования организационно-экономического механизма сельского хозяйства и развития других форм и видов кредита. Наряду с этим, необходимо осуществлять мероприятия по поддержке доходов товаропроизводителей и их финансовому оздоровлению.

     Создание  государственной товарно-кредитной  корпорации позволит обеспечить получение  гарантированных доходов сельскохозяйственным товаропроизводителям и одновременно расширить границы краткосрочного кредита посредством оборота  векселей, простых и двойных складских свидетельств и коммерческого кредитования.

     Для убыточных организаций в условиях отсутствия господдержки единственным выходом из кризиса является привлечение  значительных объемов долгосрочных источников финансирования, позволяющих  модернизировать производство и использовать современные технологии. В этой связи актуальным является привлечение долгосрочных кредитных ресурсов под залог земли и лизинг техники и оборудования [11, c.18].

     Для становления земельно-ипотечного кредитования предлагается создать государственный Национальный земельный фонд, функция-ми которого являются оживление земельного оборота и формирова-ние рациональной системы землепользования; контроль за сохранно-стью плодородия почв и стимулирование качественного улучшения земельных угодий; проведение мероприятий по землеустройству зе-мельного фонда; аккумуляция государственных земель, приобрете-ние их по гарантированным ценам и продажа по рыночной стоимо-сти, передача их в аренду, скупка угодий по заниженным ценам в случае ненадлежащего использования; предоставление гарантий при реализации инвестиционных проектов с применением ипотеки земли.

     Существенной  причиной, ограничивающей развитие земельно-ипо-течного  кредитования, является отсутствие у  потенциальных заемщиков надлежаще оформленных прав собственности на земельные участки по причине безграмотно проведенной приватизации сельскохозяйственных угодий и высокой стоимости землеустроительных работ. В связи с этим предлагаем предусмотреть субсидирование части затрат на проведение межевых работ и оформление соответствующей документации. Субси-дии могут предоставляться на конкурсной основе и в размере, не пре-вышающем 70 % общих расходов правообладателя. При этом на осно-вании мониторинга региональных рыночных цен на проведение таких работ необходимо установить максимальную сумму компенсации в аб-солютном выражении на единицу земельной площади.

     Важным  направлением государственного регулирования  является лизинговая деятельность. Основной проблемой, сдерживающей ее развитие, являются значительные расходы лизингополучателя на уплату лизинговых платежей, которые достигают в некоторых случаях 50 % стоимости объекта. На наш взгляд, для эффективного использования бюджетных средств необходимо, наряду с существующей системой лизинга, создать новый механизм, который будет состоять из частных инвесторов, самостоятельно занимающихся лизинговой деятельностью, поиском клиентов, их обслуживанием.

     Для развития лизинга в сельском хозяйстве  следует предусмотреть на федеральном  уровне субсидирование лизинговых платежей, причем не только по поставкам отечественной техники [12, c.20].

     Расширение  лизинговой деятельности возможно при  тесном сотрудничестве компаний с системой сельскохозяйственной кооперации, что  позволит расширить доступ к лизинговым услугам мелких товаропроизводителей. При этом эффективность использования кооперативами лизинга выше, так как не только обусловливает рост производственного и финансового потенциалов, но и расширяет социальный эффект ввиду увеличения масштабов обеспечения техникой.

     Наиболее  перспективной формой государственной  поддержки кредитования является стимулирование развития кооперативного кредита в  системе многоуровневой сельскохозяйственной кооперации. Такой подход позволит решить главную проблему – получение  стабильных доходов − и одновременное обеспечение средне- и краткосрочными заемными средствами мелких производителей.

     Малые формы хозяйствования не располагают  значительными финансовыми возможностями, имущественным и соответствующим  кадровым потенциалом. Имущественное оснащение деятельности потребительского кооператива может быть обеспечено его формированием на базе крупного неплатежеспособного хозяйства. Совместное использование имущества позволит на взаимовыгодных условиях, с одной стороны, загрузить имеющиеся мощности, более эффективно и с большей отдачей эксплуатировать основные фонды, с другой, с меньшими издержками организовать на кооперативных началах совместное хранение, сортировку, переработку материально-производственных запасов, обработку посевных площадей и многое другое.

     Органы  исполнительной власти могут осуществлять методическую и консультационную помощь при создании кооперативов, организацию  информационно-просветительской деятельности, участвовать в создании гарантийных, залоговых, страховых фондов на до-левой основе, выделять бюджетные субвенции на формирование стартового капитала, содействовать в решении имущественных и кадровых вопросов при создании новых потребительских кооперативов.

 

Заключение

 

      По  данному исследованию были сделаны  следующие выводы:

     1. Необходимость государственного  регулирования сельского хозяйства  вызвана специфическими особенностями  сельскохозяйственной деятельности  и его народнохозяйственным значением.  При этом воздействие государства  на хозяйственную жизнь общества  и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется социально-экономическая и экологическая политика государства, предусматривающая комплексную поддержку развития всех сфер аграрного производства и сельских территорий.

     2. Выбор инструментов регулирования системы кредитования сельского хозяйства невозможно осуществить без познания ее сущности, под которой понимается совокупность форм, видов кредита и методов кредитования, определяющих характер кредитных отношений в сельском хозяйстве. Государство имеет значительный инструментарий экономического и административно-правового характера, позволяющий эффективно стимулировать развитие кредитных отношений. Однако существующая система государственной поддержки кредитования нуждается в совершенствовании, прежде всего, государственных институтов и бюджетного финансирования в рамках четкого нормативно-правового базиса.

     3. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности и кредитоспособности  сельскохозяйственных товаропроизводителей  позволил выделить характерную  особенность действующей системы кредитования, состоящую в использовании кредитных ресурсов и, как следствие, бюджетных субсидий лишь финансово устойчивыми организациями и ограниченном доступе к ним малых форм хозяйствования по причине отсутствия залоговой базы.

     4. Разработанная методика оценки  кредитного потенциала заемщика, основанная на расчете рыночной  стоимости земли и минимальной  потребности товаропроизводителя  в дополнительном привлечении  кредитных ресурсов, позволила определить, что объемы бюджетного финансирования в три раза ниже минимальной потребности хозяйствующих субъектов, а кредитный потенциал заемщиков, т. е. объем кредитных ресурсов, которые они способны привлечь при существующем финансово-экономическом состоянии, превышает в три раза реальные объемы кредитования. В ходе исследования и расчета кредитного потенциала разработаны методические рекомендации по определению рыночной цены земли и залоговой стоимости, позволяющие всем заинтересованным лицам использовать их при ипотечном кредитовании, проектировании бизнеса, расчете гарантированных цен, операциях купли−продажи и т. п.

     5. Создание системы кредитования  сельского хозяйства, обеспечивающей  равный доступ всех товаропроизводителей  к кредитным ресурсам, возможно  в настоящее время, при реализации  государством следующих направлений:

     − применение научно обоснованной нормативной  бюджетной поддержки. Основная часть  ее должна быть направлена на финансирование существующих и создаваемых государственных  институтов, развития сельскохозяйственной кооперации, субсидирование лизинговых платежей и расходов на землеустроительные работы, бюджетное финансирование гарантийных фондов;

Информация о работе Проблемы кредитования аграрного сектора РК на современном этапе