Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

На основании многочисленных статистических опросов множества компаний всего мира и анализа результатов этих опросов каждый год на Всемирном экономическом форуме в швейцарском городке Давосе подводятся итоги прошедшего года, в числе которых одним из важнейших достижений экономики той или иной страны является ее текущая конкурентоспособность на мировом рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..……3
1. Конкурентоспособность России в мировой экономике………………………………………..4
2. Модернизация экономики России……………………………………………………………....5
3. Проблемы текущей и перспективной конкурентоспособности экономики Российской Федерации…………………………………………………………………………………...………7
4. Первоочередные меры, которые нужно предпринять для того, чтобы уменьшить снижение текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны………………….……13
5. Направление модернизации российской экономики………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………..……………..26
Список использованной литературы……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

реферат зотова госы.doc

— 181.00 Кб (Скачать)
"justify">     После проведенной проверки генпрокуратуры на предмет сокращения числа «монетизированных» госфункций, еще осенью 2009 года правительство выступило инициатором слияния Россельхознадзора и Роспотребнадзора ввиду наличия дублирования. Данная мера должна была сократить годовые затраты агробизнеса на 4 млрд. рублей, вследствие оптимизации фитосанитарного и ветеринарного контроля и отказа от двойного контроля в целом. Планируется упразднить ряд контрольных функций за счет сокращения разрешительной деятельности с 18 до 6 групп товаров (производство питьевой воды, детского и диетического питания, алкоголя, биодобавок, генно-модифицированной продукции), что может сэкономить бизнесу до 10 млрд. рублей.

     В Правительстве разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Изменения затронут учреждения всех уровней, которых (в открытой части бюджета) в 2009 году насчитывалось 327 947 учреждений, в том числе 25 287 – федеральных и 302 660 – региональных и муниципальных.

     Суть  проекта в следующем, во-первых, изменить правовое положение существующих бюджетных  учреждений, способных функционировать  на основе рыночных принципов, без их преобразования, во-вторых, создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности.

     18. Федеральный бюджет 

     9 и 10 марта премьер В.Путин провел  два совещания, открывших процесс  обсуждения бюджета на 2011 г. и последующие два года. На первом речь шла о финансировании федеральных целевых программ (ФЦП) и о концептуальном подходе к планированию бюджета. Дело в том, что при составлении бюджета-2010 финансирование ФЦП было урезано в 2 раза. Теперь все получатели средств ждут восстановления этих «потерь», но Минфин не может этого сделать, не нарушив ограничений по дефициту бюджета. На втором, об основных направлениях налоговой политики. Обе темы связаны с использованием бюджета в качестве инструмента активной политики, направленной на решение долгосрочных задач развития. В качестве главного премьер изложил тезис о безусловном исполнении социальных обязательств и устойчивости бюджета, объявив, что считает важнейшей задачей последовательное сокращение дефицита.

     Минфин опубликовал проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года. Речь идет об очередной реформе бюджетного хозяйства, при том, что оценить влияние предлагаемых мер на повышение (или снижение) эффективности бюджетных расходов можно будет только в долгосрочной перспективе (через 15– 20 лет), а вот в 2011 и 2012 годах эти меры, несомненно, создадут новые проблемы органам государственной и муниципальной власти, бюджетным учреждениям и, вероятно, получателям бюджетных услуг.

     19. Налоги, тарифы, пошлины, сертификация

     С 2010 года повышены пошлины за разнообразные  государственные услуги: сборы за выдачу документов и другую работу бюрократических инстанций увеличились  в среднем в 3,4 раза. Практически  не осталось такой сферы госуслуг, которая бы не подорожала. Повышение затронуло услуги, предоставляемые как гражданам, связанные с заменой и выдачей паспортов, регистрацией автомобилей и выдачей номеров для них, выдачей водительских удостоверений, так и юридическим лицам, их регистрация и аккредитация. Например, в 2 раза подорожали услуги ЗАГСов, от 2 до 4 раз услуги Росреестра, от 2 до 3,3 раза услуги ФМС, от 2,5 до 10 раз услуги ГИБДД.

     Безудержный рост тарифов на услуги ЖКХ «достал» российское население, которое стало  выходить на улицы. Министр регионального развития В.Басаргин сообщил, что когда Правительство согласовало 25%-ное повышение тарифов на услуги ЖКХ в 2010 г., в некоторых регионах оно достигло 45%, и имеется прецедент подорожания сразу на 89%. Премьер, в свою очередь, потребовал от Федеральной службы по тарифам (ФСТ) разработать методику отслеживания роста конечных платежей населения, которая бы позволила улавливать влияние изворотливости бюрократического ума, способного добиться роста платежей населения без формального увеличения тарифов.

     С 15 февраля этого года всего 54% продукции  вместо прежних 78% подлежат обязательной сертификации. Изменения коснулись  массовых потребительских товаров, для которых теперь производителю  будет достаточно заполнить декларацию соответствия, правда, в обязательном порядке. В случае если выяснится расхождение показателей качества товара с ранее заявленными данными, производителя и/или продавца ждет ответственность. Правда, штрафы за нарушения в настоящее время не превышают 5 тыс. рублей! (1–2 тыс. рублей с должностного лица, 3–5 тыс. рублей – с юр. лица). Отказ от обязательной сертификации позиционируется Правительством как снижение административного давления на бизнес.

     20. Инвестиции 

     Д. Медведев потребовал от Правительства, чтобы крупные госкомпании занимались инвестпрограммами и поручил первому вице-премьеру И. Шувалову лично курировать вопросы улучшения инвестиционного имиджа России, предоставив ему специальные полномочия. В МЭР будет создана отдельная специальная структура, которая будет анализировать препятствия, мешающие инвесторам.

     21. Приватизация 

     Минэкономразвития предлагает увеличить темпы и  масштабы приватизации. Число предлагаемых к приватизации объектов увеличено  до 450. В результате бюджет, по мнению министра Эльвиры Набиуллиной, может  получить от приватизации федерального имущества в 2010 г. около 100 млрд. руб. (ранее планировалось 77 млрд. руб.). Заявленная логика МЭРа проста и понятна - продажа госактивов способствовала бы снижению доли государства в экономике, появлению источников финансирования бюджетного дефицита и дала бы возможность приватизируемым компаниям развиваться за счет притока инвестиций.

     22. Банкротство 

     Разработанный Минэкономразвития законопроект «О внесении изменений в Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)»  сильно облегчает положение собственников компаний, запутавшихся в долгах, у российских компаний может появиться возможность не только избегать банкротства, но и полностью управлять процессом урегулирования (читай, списания) требований кредиторов. После принятия закона в предложенной редакции компания сможет инициировать процедуру финансового оздоровления сама - достаточно обратиться в суд и заявить, что компания предвидит свое банкротство. Право на подачу такого заявления получает любая компания с суммой невыплаченного вовремя долга не менее 100 тыс. рублей. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, текущая и перспективная  конкурентоспособность экономики  страны во многим определяется отношением к ней государства. То отношение, которое власть России проявляет  к этому специфичному виду деятельности, снижает конкурентоспособность экономики, использование потенциала и отбрасывает страну на обочину производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В то же время крупный бизнес России весьма своеобразно проявляет свое отношение к инновациям.

     Российских  ученых и специалистов привлекают только в том случае, если иностранный  партнер российского предпринимателя  заинтересован в этом, а последний  проявляет завидную активность, стремясь быть вхожим в иностранный капитал. При этом безопасность и конкурентоспособность экономики страны учитывается в последнюю очередь или не учитывается вообще. Видя это население неохотно платит налоги ( сейчас налоги платит в России только каждый второй), чтобы пополнить бюджет, в том числе и статьи расходов страны на инновации, и не участвует в реформах, касающихся экономики и инновационной деятельности.

     К этому следует добавить высокий  уровень коррупции в России, несущий  для конкурентоспособности значительные фундаментальные риски. Коррупция  разъедает как ржавчина бизнес, способный инвестировать в рост производства качественной продукции. Практика показывает, что значительных успехов можно достичь, если государству вести себя как корпорации, эффективно борющейся с внутренними злоупотреблениями и махинациями своих менеджеров (чиновников). Такая корпорация заинтересована в внедрении систем менеджмента качества как средстве своего развития и ее не нужно убеждать в необходимости создания рыночных методов стимулирования к выпуску конкурентоспособной продукции.

     Для государства, стремящегося развивать  высокие технологии, является характерным  использование при разработке стратегии  многочисленных видов процессных моделей  предотвращения махинаций с инновационными проектами. Подобные модели должны применять  наиболее эффективные механизмы и методы регулирования профессиональной и гражданской ответственности производителей перед потребителями продукции, а также эффективной конвертации природных богатств и творческого потенциала страны в финансовые ресурсы. При этом проводить последовательные реформы банковской системы, способной к применению этих механизмов в отношении к реальной экономике, способной производить конкурентоспособную продукцию.

     В конечном счете, решение этих проблем  переведет экономику РФ в плоскость корпоративной сетевой экономики, интегрированной в мировую экономику взаимного использования ресурсов и получения стабильных заказов, диктуемых спросом рынка. Государство как крупный рыночный игрок не должно исключать прямое бюджетное финансирование с покупкой соответствующих нематериальных активов в тех нишах, куда бизнес идет неохотно, но которые необходимы для социально- экономического развития страны. Кроме того, государство обязано обеспечить все необходимые условия для развития полноценных образовательных услуг, соответствующих нынешним реалиям экономики.

     Внедрение в экономику систем менеджмента  качества позволит эффективно вписаться  в общемировые процессы производства конкурентоспособной продукции  и защитить свой потребительский  рынок от иностранной конкуренции. При этом, если руководители предприятий считают, что могут обойтись без этих нововведений и формализации интеллектуальной деятельности в своем хозяйственном обороте- возможно они просто не умеют работать с этими инструментами и им следует обратиться к высококвалифицированным консультантам и одновременно готовить для себя высококвалифицированные кадры. Иначе они окажутся в положении своих коллег в странах Восточной Европы, которые были вытеснены из своего бизнеса иностранными конкурентами.

     Если  власть в условиях вызовов глобализации сетевой экономики не предпримет энергичные шаги в направлении роста текущей и тем более перспективной конкурентоспособности экономики на основе роста добавленной стоимости производимой продукции и технологий, то проводимые реформы в стране окажутся ненужными и не востребованными обществом, а граждане России будут предпочитать свои личные накопления держать у себя в иностранной валюте или под матрасом. Людям любого поколения проще перестать зарабатывать себе на жизнь и просить подачки у власти , обменяв достаток на спокойную жизнь. Но тогда у власти РФ появляется уйма проблем выживания страны в этом не простом мире и роста опасности числа кризисов в российской экономике с переходом из состояния подъема в состояние спада. Нужно сделать все для того, чтобы этого не случилось.

     Так, например, исходя из данных анализа  текущей и прогнозируемой перспективной  конкурентоспособности отдельных  отраслей экономики РФ в связи  с ее предстоящим вступлением  во Всемирную торговую организацию, которые получены экспертами Всемирного экономического форума в Давосе из российских и иностранных официальных и неофициальных источников, потенциал спроса определяется на основе учета более чем 18 показателей, влияющих на спрос той или иной продукции на рынке. Фактически - это интегральная средневзвешенная оценка конкурентоспособности продукции в относительных единицах.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      
  1. Андрианов В.Д.  «Конкурентоспособность России в мировой экономике» //Мировая  экономика и международные отношения// №3 2003 г.
  2. Овчинников В.В. доклад "Концепция развития экономики Российской Федерации, интегрированной в экономику стран-участниц ВТО" на симпозиуме Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Русско-немецкого общества права и экономики "Этапы и технологии вступления России в ВТО", выпуск 3, Москва 2004, с. 23-55.
  3. Щербаковский Г.З. «Внутренний механизм конкуренции и конкурентные силы» 2005 г.
  4. Материалы докладов по текущей и перспективной конкурентоспособности стран мира на Комиссиях Центра глобальных индустрий Всемирного экономического Форума в Давосе в период с 2003 по 2008 годы. Выпуски 1-18. 480 с.
  5. http://bd.fom.ru/report/cat/business/dd001442
  6. http://www.dcenter.ru/pdf/2010/tt_10-Q1.pdf
  7. http://www.apn.ru/publications/article22100.htm
  8. http://www.lawinrussia.ru/glavnaya-tema/2009-11-23/modernizatsiya-ekonomiki-zadachi-i-resheniya.html
  9. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176234

Информация о работе Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики России