Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

На основании многочисленных статистических опросов множества компаний всего мира и анализа результатов этих опросов каждый год на Всемирном экономическом форуме в швейцарском городке Давосе подводятся итоги прошедшего года, в числе которых одним из важнейших достижений экономики той или иной страны является ее текущая конкурентоспособность на мировом рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..……3
1. Конкурентоспособность России в мировой экономике………………………………………..4
2. Модернизация экономики России……………………………………………………………....5
3. Проблемы текущей и перспективной конкурентоспособности экономики Российской Федерации…………………………………………………………………………………...………7
4. Первоочередные меры, которые нужно предпринять для того, чтобы уменьшить снижение текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны………………….……13
5. Направление модернизации российской экономики………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………..……………..26
Список использованной литературы……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

реферат зотова госы.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     К тому же Россия к настоящему времени  находится лишь в начале второй десятки стран по расходам на НИОКР ($11,6 млрд.). Лидирующие позиции в сводном рейтинге стран по этому показателю с большим отрывом занимают США ($282 млрд.), Япония ($103 млрд.), Китай ($59, 8 млрд), Германия( $53,9 млрд.). Эти данные получены от экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 30 стран ОЭСР потратили на НИОКР $645 млрд. или 2,33% их совокупного ВВП. А это - будущие конкурентоспособные товары и услуги на мировых рынках. Любопытно, что на долю государственного бюджета приходится 40% расходов на НИОКР Китая, 27% - на НИОКР США, 18% - Японии и 15% - в России.

     Для исправления ситуации нужно координировать действия государства при регулировании  ответственности бизнеса перед  обществом и перенести тяжесть  регулирования на саморегулируемые организации. Далее, нужно установить обратную связь между властью, бизнесом и обществом, перенеся на госорганы практику хозяйствующих субъектов, которые ежегодно по требованию закона устанавливают приоритеты финансирования экономики и по итогам года отчитываются перед обществом. В этом случае государство вполне может найти деньги для проектов НИОКР, например, через выпуск ценных бумаг. Поскольку этого пока не происходит, эксперты практически единодушно признают, что только по этой причине у России в ближайшие годы мало шансов на усиление своего присутствия на внутреннем и внешних мировых рынках.

     2. Проблемы профессиональной компетентности персонала организаций. Мировое сообщество давно осознало, что главный потенциал бизнеса в современной сетевой экономике - это люди. Если бизнес, так или иначе, решает проблемы роста профессиональной компетентности своих сотрудников, то в государственных учреждениях РФ с этим делом значительно хуже. Ни для кого не секрет, что, принимая во внимание низкие зарплаты, работать в государственные учреждения часто идут люди без специального опыта в надежде его получить и уйти в коммерческие структуры, либо те, кто нацелен на продажу своего "административного ресурса". О профессионализме, как первых, так и вторых говорить не приходится. Между тем, низкая компетентность госслужащих оборачивается для государства большими потерями. Это - принятие неэффективных и запаздывающих решений, падение авторитета государственной власти, распространение коррупции, формирование круга лояльных чиновникам компаний, не заинтересованных в росте конкурентоспособности своей продукции.

     Эту же проблему предстоит решать и высшей школе в РФ в связи с присоединением к Болонской декларации 29 стран  ЕС и ряда других стран. Мало декларировать  о переходе на единые стандарты подготовки высококвалифицированных кадров. Нужно перевести все образовательные услуги на пользу бизнесу, как основному заказчику специалистов (впрочем, как и государственным учреждениям). А для этого опять же следует избрать стратегическую цель - перевод образовательных услуг на основу требований стандарта ИСО 9001, что и делает в настоящее время мир образовательных услуг, выпускающий специалистов, пользующихся высоким спросом во всех странах мира. Нужно помнить, что инвестиции в человеческий капитал, способный не только разрабатывать новые технологии, но и превращать их в привлекательный коммерческий продукт, признаны мировым сообществом как самые выгодные как для роста конкурентоспособности экономики, так и для людей и усиления государства.

     3. Проблема доступа к финансовым ресурсам. Каждому ясно, что без притока инвестиций в компанию или страну невозможно расширить свое присутствие на рынке с конкурентоспособной продукцией. Нужно постоянное обновление основных фондов и пополнения оборотных средств для закупки новых технологий и осваивания процессов выпуска качественной продукции. Но у России с этим проблемы. И во многом это мешает ей выбраться из сырьевого капкана и стать страной, поставляющей продукцию с высокой добавленной стоимостью.

     Главным рычагом перевода ресурсов, полученных в результате продажи сырья (нефти, газа, металла и химии), в полноценные инвестиции в экономику страны служит необходимый и достаточный спектр услуг в этой области банковской системы. Уже более 10 лет идут разговоры, что Россия страна особая и банковская система у нее должна быть такой, какой ее видят ее учредители и настоящие владельцы.

     Для бизнеса любого размера от малого до крупного при производстве конкурентоспособной  продукции часто главным вопросом является - на каком финансовом рынке можно заимствовать с минимальными издержками и рисками. Понятно, что политика Правительства и ЦБ РФ направлена в основном в сторону снижения инфляции, удержания рубля в нужном отношении к доллару, накопление резервов для выплаты долгов, но эта политика неизбежно приводит к росту стоимости заимствований на российском финансовом рынке и выталкивает бизнес на внешние финансовые рынки.

     Это обстоятельство в свою очередь вызывает рост корпоративной задолженности  российских заемщиков уже перед иностранными кредиторами (наподобие задолженности южнокорейских чеболей, вызвавшей последний кризис в Юго-Восточной Азии) и опять же вызывает настороженность Министерства финансов РФ в, выражающуюся в виде всевозможных ограничений на такие заимствования. Круг замыкается и заемщику остается либо пробивать административные барьеры в РФ, чтобы получить доступ к дешевым и долгосрочным ресурсам, либо смириться с большими издержками, снижающими конкурентоспособность продукции на своем внутреннем рынке, не говоря уже о мировых.

     Решение проблемы банковской системы, адекватной реалиям малого и среднего бизнеса  в России, позволит решить и другую связанную с этой проблему кредитования предприятий по низким ставкам и  создание единого реестра добросовестных заемщиков. Но если заемщики не будут прилагать достаточных усилий по приближению стандартов качества своей продукции к общемировым на основе совершенствования менеджмента, то банки будут вынуждены увеличивать свои процентные ставки вследствие роста кредитных рисков.

     Например, все неудачи с ипотекой в России связаны в основном с низкой капитализацией финансовых рынков в стране. Известна одна истина, заключенная в том, что  оборот ипотечных кредитов, доступных  для широких слоев населения, достигает требуемых для такой страны, как Россия, значений только при условии развития финансовых рынков до уровня капитализации в сотни млрд. долларов США. Только такие рынки способны разместить требуемое количество ипотечных ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью, среди стратегических инвесторов. Поскольку такого рынка в России нет, ипотека невозможна даже в условиях самого продвинутого законодательства. Чиновники упорно не желают понимать эту истину, что приводит к небольшому проценту (не более 5%) населения, использующему эту услугу. В промышленно развитых странах Запада до 70 % населения пользуется ипотекой.

     4. Проблема добросовестного исполнения контрактов. Эта проблема тесно связана с реформированием судебной системы РФ, которая в настоящее время не вызывает доверия у бизнеса. Она всегда возникает в связи с недобросовестным исполнением договоров между производителями и потребителями продукции. Если потребитель не платит по договору за поставленную продукцию, то тогда он как должник должен отвечать перед судом.

     Если  представить ситуацию, когда, скажем, в США клиент какой-то компании не заплатил по контракту за поставку товара, то нужно оплатить небольшие судебные расходы в размере $200 и выполнить 10-15 судебных процедур. Кроме того в развитых странах действуют правила обязательного страхования гражданской и профессиональной ответственности как поставщика, так и потребителя продукции. Страховщики в этом случае берут на себя основные финансовые риски возмещения ущерба за недобросовестные действия, в том числе и за отказ оплаты товара.

     В России судебная система требует  больших затрат времени и денег. Если суды действуют справедливо  и без проволочек, то предприниматели  с готовностью исполняют контракты  и не доводят дело до суда. Если судебная система неэффективна, то предприниматели просто не заключают контракты с незнакомыми людьми, либо требуют предоплату. Эффективность судебной системы можно оценить по количеству судебных процедур, затратам времени и издержкам, с которыми сталкивается кредитор, взыскивающий деньги с должника.

     5. Проблемы использования интеллектуальной собственности в качестве инструмента роста конкурентоспособности экономики страны. Прежде всего, определимся с предметом исследований, а именно с интеллектуальной собственностью. Под последней понимают результаты, достигнутые с помощью процессов интеллектуальной деятельности, облаченные в определенную правовую форму и являющиеся объектом исключительных прав.

     Часто найти необходимые финансы для  реализации проекта можно только имея на своем балансе интеллектуальную собственность (ИС) как некоторый нематериальный актив. Каждая страна, имеющая высокий потенциал и реальные возможности наращивать конкурентоспособность своей экономики, обычно активно участвует в финансировании проектов по переводу ИС на баланс предприятий, которая в этом случае составляет весомую долю ВВП страны.

     Пренебрежение государством этими проблемами дорого обходится ему. Для примера недостаточное  финансирование проектов, связанных  с доведением интеллектуальной собственности  до новых коммерческих продуктов в России привело к тому, что страна опустилась по международному рейтингу текущей и перспективной конкурентоспособности среди 120 стран. К сожалению существует большая вероятность того, что это падение будет продолжаться, поскольку многие научные компании не видят перспектив взять созданную ими ИС на свой баланс.

     В российском законодательстве правовые и экономические отношения, связанные  с интеллектуальной собственностью (ИС), регулирует комплекс законов и подзаконных актов. Это, прежде всего, Патентный закон РФ, Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон РФ "О техническом регулировании" и так далее. В этом правовом пространстве, если у предприятия (или физического лица) есть патент, оно обладает всем арсеналом исключительных прав на интеллектуальную собственность и может сразу включать свою интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот, продавая лицензии, переуступая патент, вне зависимости отражен он на балансе предприятия или нет. Все дело в сложности и в стоимости бухгалтерского учета и обслуживания интеллектуальной собственности в качестве актива организации.

     Многие  зарубежные компании сегодня интенсивно наращивают нематериальные активы из ИС. Это происходит вследствие того, что основная часть внеоборотных активов быстро устаревает как физически, так и морально. ИС можно использовать многократно без дополнительных больших вложений оборотных средств, применять на собственном производстве, передавать права на их использование по лицензионным соглашениям.

     6. Проблемы внедрения инноваций, обеспечивающих рост текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны. Основу процессов создания интеллектуальной собственности образуют инновации. К ним относят нововведения, преобразования в экономике, технике, социальной и иных областях, способствующие созданию интеллектуальной собственности. Эти нововведения определяют научно- технический прогресс страны и связаны с новыми идеями, изобретениями, открытиями и так далее. В свою очередь научно- технический прогресс в каждой стране в условиях глобализации мировой рыночной экономики зависит от того, насколько правильно страна выбрала свою нишу в международном распределении труда по применению инновационных процессов, результатами которых являются продукты интеллектуальной собственности.

     При этом инновационный процесс определяет, как страна вписывается в мировую  рыночную экономику: на основе, разработанной с учетом ее интересов экономической политики. Хуже, когда этот процесс представляет собой хаотичную фрагментарную интеграцию отдельных инновационных процессов и их результатов в общемировые процессы с учетом эгоистичных интересов определенных финансово-промышленных групп, стремящихся убрать с рынка конкурентов при полном бездействии власти.

     Значительная часть общества, и что самое неприятное, политической и экономической элиты России не воспринимает важность целей и способов их достижения в области интеллектуальной собственности и начинает считать, что Россия окончательно проиграла в мировой конкуренции по созданию ликвидных нематериальных активов из интеллектуальной собственности и нужно обустраиваться в той реальной материальной экономике, куда Россию допустят, то есть среди неразвитых стран, причем по частям. Это обусловлено тем, что политика в России не выполняет своей главной общественной функции - не ставит конкретных целей инновационной деятельности и систематически уходит от ответственности перед обществом за неверные политические решения.

     В любой из стран, успешно осуществляющих инновационную деятельность с целью  развития нематериальных активов предприятий  и государства на основе интеллектуальной собственности, к финансированию проектов интеллектуальной собственности привлекается помимо государства население этих стран, то есть гражданское общество, заинтересованное в научно- техническом прогрессе своей страны. Так поступают Соединенные Штаты Америки, где практически каждый пятый житель так или иначе участвует в финансировании малого бизнеса, занимающегося созданием интеллектуальной собственности силами, как правило, молодых предпринимателей, через биржи высоких технологий. В Европе финансирование граждан осуществляется через банки, инвестирующие в инновации через межбанковский рынок, хотя надо отдать должное тому, что только каждый пятнадцатый житель стран ЕС участвует в финансировании инновационных программ. То же самое происходит в Японии, где каждый восьмой житель страны вкладывает свои депозиты в инновации через банки.

     Именно  результаты труда по реализации инвестиционных программ и их накопления в результате инновационной деятельности служат усилению инновационной позиции  страны во всем мире. Поэтому ближайшей  целью интеграции России в мировую инновационную экономику, если власть действительно заинтересована в научно- техническом прогрессе своей страны, могла бы стать настоящая инновационная реформа, понимаемая властью и обществом как важнейшая часть строительства российской экономики, способной занять выигрышную позицию по отношению ко всем инновационным игрокам на мировом рынке.

Информация о работе Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики России