Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 15:15, реферат
На основании многочисленных статистических опросов множества компаний всего мира и анализа результатов этих опросов каждый год на Всемирном экономическом форуме в швейцарском городке Давосе подводятся итоги прошедшего года, в числе которых одним из важнейших достижений экономики той или иной страны является ее текущая конкурентоспособность на мировом рынке.
Введение………………………………………………………………………………………..……3
1. Конкурентоспособность России в мировой экономике………………………………………..4
2. Модернизация экономики России……………………………………………………………....5
3. Проблемы текущей и перспективной конкурентоспособности экономики Российской Федерации…………………………………………………………………………………...………7
4. Первоочередные меры, которые нужно предпринять для того, чтобы уменьшить снижение текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны………………….……13
5. Направление модернизации российской экономики………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………..……………..26
Список использованной литературы……………………………………………………………..28
В России объявлено о начале осуществления с 8 марта 2010 г. полугодовой экспериментальной программы по утилизации старых автомобилей с предоставлением бонуса каждому автовладельцу в размере 50 тыс. рублей за сданный автомобиль за вычетом суммы до 3 тыс. рублей за утилизацию. Цена программы – 10 млрд. рублей.
Глава
группы «ОНЭКСИМ» М.Прохоров проинформировал
о своем намерении
Минпромторг и Минэкономразвития решили ужесточить режим промышленной сборки автомобильных иномарок в России. Теперь иностранные автоконцерны не смогут пользоваться льготным режимом импорта компонентов для моделей, которые собираются «отверточным» способом без планов перевода их на полный цикл производства в будущем. Но нововведение коснется только тех производителей, кто еще не запустил производство: Hyundai, Peugeot-Citroen и Mitsubishi.
8. Авиастроение
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) разработала проект концепции государственной поддержки отечественного авиапрома, которая призвана повысить объем выпуска российских самолетов с 10 штук в 2009 году до 85 штук в среднегодовом исчислении с 2011 по 2015 год, т.е. в 8,5 раз! Общий объем выпуска за пять лет должен составить 428 новых лайнеров на общую сумму 369 млрд. рублей.
9. Нефтегазовая отрасль
12
января на сайте Минэнерго
размещен документ «Анализ
Нулевые
пошлины для месторождений
Компания Shtokman Development AG – оператор по разработке Штокмановского газового месторождения заявила о том, что решение о начале освоения откладывается, как минимум, на год, а начало поставок газа – на три года, на 2016 г. Решение принято «принимая во внимание изменения рыночной конъюнктуры, в частности, на рынке СПГ». Совет директоров принял решение выделить в отдельный этап в рамках первой фазы строительство пускового комплекса для поставки трубопроводного газа, отложив проекты, связанные со сжижением газа еще на более отдаленный срок.
По заявлению вице-президента «Роснефти» П.О’Брайена, в 2014 году Роснефть планирует добыть на месторождениях Западной Сибири 50 млрд. куб. м. газа (около 10% от нынешних объемов добычи Газпрома), дополнительная выручка Роснефти составит 7,5 млрд. долл. На первый взгляд, компания Роснефть просто собирается следовать обычной мировой практике. Крупнейшие международные нефтяные компании, как правило, сочетают нефтяной и газовый бизнес, для ряда таких компаний доходы от продажи газа составляют 40-50% от общего объема продаж.
10. Электроэнергетика
В феврале 2010 года премьер-министр Владимир Путин провел совещание на Саяно-Шушенской ГЭС, где подписал постановление о выделении 53 млрд. рублей на строительство новых атомных электростанций.
По результатам проверки Минэнерго, из 98 энергоблоков, которые должны сейчас возводиться, строятся только 38, на 17 осуществляются лишь подготовительные работы, а еще на 43 проекты не реализуются. Основными «обвиняемыми» стали компании ОГК-3 («Норильский никель»), ТГК-2 (группа «Синтез» Леонида Лебедева), ТГК-4 (группа «Онэксим» Михаила Прохорова), «Комплексные энергетические системы» (группа «Ренова» Виктора Вексельберга).
11. Фармацевтика
Госдумой
принят закон «Об обращении
Во-первых, законодательное установление конечного срока перехода отечественных фармацевтических предприятий на стандарты GMP (унифицированные мировые правила выпуска лекарственных препаратов) – 1 января 2014 г.
Во-вторых,
более чем в 2 раза снижена госпошлина
за регистрацию лекарственных
В-третьих,
проведение клинических исследований
для регистрации новых
В-четвертых,
о регулировании цен на жизненно
необходимые и важнейшие
IV. Строительство
12. Строительная отрасль
Правительство считает, что строительная отрасль способна стать локомотивом роста уже в 2010-2012 годах, несмотря на 16%-ный спад в 2009 году. На его долю пришлось практически 10% ВВП - 3,87 трлн. рублей. Правительство задействует ручное управление и спросом, и предложением. Исполнителями планов станут Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд «РЖС»), соответственно.
Правительство взялось за изменение нормативной базы в строительстве. Причина удручающие результаты по запуску строительства олимпийских объектов в Сочи, где не помогло даже фактическое выведение «Олимпстроя» из-под законодательного регулирования за счет превращения его в госкорпорацию. Не случайно Россия занимает 182 место из 183 стран в рейтинге стран Всемирного Банка «Ведение бизнеса»/«Doing Business». Для получения разрешения на строительство в нашей стране требуется в среднем 704 дня, это в 4,5 раза больше, чем в развитых странах – группы ОЭСР и в 28 раз больше, чем в Сингапуре. В процессе получения разрешения на строительство застройщику требуется оформить 54 документа, это в 3,5 раза больше чем в странах ОЭСР и в 9, чем в Сингапуре. Затраты застройщика у нас составляют 2141% от величины среднедушевого дохода, что больше в 38 и 107 раз, чем в странах ОЭСР и в Сингапуре соответственно. Правительство рассчитывает, что снять данные ограничения поможет план «Козака», содержащий 52 меры, которые должны быть реализованы через издание нормативных правовых актов в 2010 году.
Российские власти хотят запустить механизм ипотеки для содействия общему экономическому подъему. Принят закон, снижающий порог первоначального взноса по ипотечным кредитам с 30 до 20 процентов от стоимости приобретаемой квартиры. По замыслу авторов данная мера повысит доступность ипотеки в 2,7 раза, а объем выданных ипотечных кредитов по году составит 350 млрд. рублей. Правда для работы ипотеки мало выдать кредит, нужно чтобы и жилье было построено. Доступность ипотеки связана со снижением стоимости жилья, нежели чем с размером первоначального взноса или процентной ставки. А здесь обратная тенденция. Количество объектов недвижимости обремененных ипотекой устойчиво снижается с 4 кв. 2008 г., при этом объем кредитов приближаются к докризисному уровню. Отсюда вывод, квартир приобретается меньше, но они дороже. Впрочем, и строиться квартир в условиях кризиса стало меньше, при этом строительство жилья эконом-класса сворачивается гораздо быстрее.
V. Малое и среднее предпринимательство
13.
Малое и среднее
В 2010 г. государством через банки-партнtры Российского банка развития, входящего в структуру госкорпорации «Внешэкономбанк», в рамках реализации программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) планируется выделить 100 млрд. рублей. В прошлом году из выделенных 29,3 млрд. руб. оказались «освоенными» лишь 20,2 млрд. руб., или 68,8%, при этом только в 10 из 83 регионах России установленный лимит был выбран коммерческими банками более чем на 90%.
Правительство пытается поддержать малый и средний бизнес деньгами. В начале 2009 года в федеральном бюджете на эти цели было запланировано 4,3 млрд. рублей к концу года уже 48 млрд. рублей. Текущий год только начался, а Правительственная комиссия уже приняла решение дополнительно к 10 млрд. рублей, потратить еще 15,4 млрд. рублей. Причина в том, что в конце 2008 – начале 2009 г. количество малых предприятий резко сократилось – на 20,7% по сравнению с 1 кв. 2008 г. с 28,7 тыс. до 22,7 тыс., а численность работников снизилась на 5,4% (-327,8 тыс. человек). При этом антикризисные надежды Правительства, в частности, в борьбе с безработицей опирались именно на малый бизнес.
Правительство решило продлить малую приватизацию до 1 июля 2013 года, внеся проект поправок закона в Госдуму. На самом деле, речь должна идти не о продлении, а о перезапуске этой программы, поскольку реально она так и не заработала: например, за 2009 г. правом выкупа помещений воспользовалась лишь около 7 тыс. из сотен тысяч малых предприятий. Главная причина провала закона – административные барьеры в регионах, власти которых не желают расставаться ни с собственностью, ни с возможностями «обволакивать» малый бизнес своим повышенным вниманием.
VI. Государственный сектор
14. Государственные корпорации
По поручению Президента Минэкономразвития подготовило план преобразования госкорпораций в другие формы собственности. Изменения в работе госкорпораций, большая часть которых была создана в «тучные годы», и которые получили из бюджета более 1 трлн. рублей, по-настоящему назрели в момент их создания.
15. Пенсии, социальное страхование, занятость
С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен на страховые платежи. Число контролирующих органов, имеющих право на проверку бизнеса, увеличилось до трех - это налоговые органы, пенсионный фонд и фонд социального страхования. Данная мера приводит к дополнительной нагрузке на российский бизнес, что снижает его конкурентоспособность, налагая на него дополнительные издержки.
Спикер
Госдумы Борис Грызлов
Минздрав намерен уже до конца этого года согласовать очередной этап пенсионной реформы и незамедлительно начать его реализацию. Суть реформы в следующем. Накопительная составляющая пенсий, которую российские граждане начнут получать с 2023 года предлагается (вероятно, с 2011 г.) вывести из системы обязательного пенсионного страхования в гражданско-правовое страхование. За счет базовой и страховой части пенсии предполагается поддерживать коэффициент замещения (соотношение средней пенсии и средней заработной платы) на уровне 40%. Накопительная часть пенсии должна довести коэффициент замещения в 2023 году до 70%. Концепция новой пенсионной реформы предполагает также, что граждане при выходе на пенсию будет сами определять период, в течение которого он будет получать накопительную пенсию, это может быть период в 5 лет, 10 лет или пожизненно.
Правительство внесло в Думу законопроект «О внесении изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Налоговый и Бюджетный кодексы, который в частности обязывает иностранных граждан, устраивающихся на работу по найму у физических лиц, приобретать патент стоимостью 1000 руб. и уплачивать такую же сумму ежемесячно.
16. Энергоэффективность
На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшейся в Ханты-Мансийске, Президент Д.Медведев назвал ситуацию печальной. Сегодня энергоемкость российской экономики на 65% и 83%, соответственно, превышает уровень близких по климатическим условиям Канады и Финляндии (см. график справа). Более того, ситуация в последние годы принципиально не улучшается. В этой связи Правительство поставило задачу принципиально изменить ситуацию и снизить энергоемкость ВВП до 1,3 тонн у.т./тыс. евро уже в 2010 г., а к 2020 г. - до 0,82 тонн у.т./тыс. евро
17. Реформа госорганов, государственных и муниципальных учреждений
Информация о работе Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики России