Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

На основании многочисленных статистических опросов множества компаний всего мира и анализа результатов этих опросов каждый год на Всемирном экономическом форуме в швейцарском городке Давосе подводятся итоги прошедшего года, в числе которых одним из важнейших достижений экономики той или иной страны является ее текущая конкурентоспособность на мировом рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..……3
1. Конкурентоспособность России в мировой экономике………………………………………..4
2. Модернизация экономики России……………………………………………………………....5
3. Проблемы текущей и перспективной конкурентоспособности экономики Российской Федерации…………………………………………………………………………………...………7
4. Первоочередные меры, которые нужно предпринять для того, чтобы уменьшить снижение текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны………………….……13
5. Направление модернизации российской экономики………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………..……………..26
Список использованной литературы……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

реферат зотова госы.doc

— 181.00 Кб (Скачать)
 
 

РЕФЕРАТ

  по  дисциплине «Государственное регулирование  инновационными процессами»

на тему: «Проблемы конкурентоспособности  и модернизации экономики России» 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………………………..……3

1. Конкурентоспособность России в мировой экономике………………………………………..4

2. Модернизация экономики России……………………………………………………………....5

3. Проблемы текущей и перспективной  конкурентоспособности экономики  Российской Федерации…………………………………………………………………………………...………7

4. Первоочередные меры, которые нужно предпринять для того, чтобы уменьшить снижение текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны………………….……13

5. Направление модернизации российской  экономики………………………………………....16

Заключение…………………………………………………………………………..……………..26

Список использованной литературы……………………………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     На  основании многочисленных статистических опросов множества компаний всего  мира и анализа результатов этих опросов каждый год на Всемирном  экономическом форуме в швейцарском городке Давосе подводятся итоги прошедшего года, в числе которых одним из важнейших достижений экономики той или иной страны является ее текущая конкурентоспособность на мировом рынке. При этом отчеты и рейтинги конкурентоспособности (Сurrent Competitiveness Index- CCI) и (Crowth Competitiveness Index- GCI) и их аналоги для экономики различных стран представляются одновременно из множества независимых источников. Результаты рейтингов текущей и перспективной конкурентоспособности экономики разных стран отражают более или менее объективно рост или спад конкурентоспособности экономики той или иной страны и дают тем самым сигналы для инвесторов наряду с рейтингами крупнейших мировых рейтинговых Агентств. К сожалению за последние 5 лет российская экономика показывает устойчивую тенденцию к снижению своей как текущей, так и перспективной конкурентоспособности примерно по 12% в год.

     Модернизация  стала сегодня ключевым термином дня, главным словом эпохи. Модернизация – это система мер и мероприятий  по преодолению экономического и технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада (по списку); в связи с этим критерии и параметры модернизации, равно как и шкала оценки ее успешности могут формироваться только по отношению к странам (группам стран), принятых за образец (модернизационный паттерн). Российская модернизация является экзогенной, так как обусловлена давлением внешних факторов, а не внутренней потребностью элит / общества / народа в модернизации. Модернизация может привести к радикальному и качественному сокращению отставания от стран, принятых за образец, но никогда не приведет ни к «догонянию», ни к «перегонянию»; модернизация, в известном смысле – это фиксация неизбежного, «справедливого» отставания от стран, принятых за образец.

   Очевидно, что Россия еще раз вступает в полосу модернизации. Насколько сегодня она будет успешной - определит и ее дальнейшую судьбу. С одной стороны, в России за последние десять лет образовались необходимые, но недостаточные для этого условия. 

      Несмотря  на многие негативные тенденции, присутствующие в нашей стране важно помнить: если конкурентоспособность — правильная национальная цель, то политика ее достижения должна настраиваться на длительную перспективу, на десятилетия, в понимании  того, что дело не в процентах роста, не в том, что завтра будет к обеду, но в глубоких изменениях менталитета, национальной культуры, судьбы народов России, в согласии на этот счет всех групп элиты.

      1. Конкурентоспособность России в мировой экономике

     Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

     Кардинальное  решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связаны с судьбой российской экономики, невероятными достижениями на путях к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграции в систему мирового хозяйства. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы по реформе экономики, механизмы здоровой конкуренции до настоящего времени так и не заработали. Для успеха экономической реформы ей необходимо придать четкую антимонопольную направленность.

     Вместе  с тем нельзя не отметить еще одно очень важное обстоятельство: в последние годы Россия теряет международную конкурентоспособность, прежде всего в силу переживаемого экономического кризиса, но также и по другим причинам, носящим ярко выраженный политический характер. Именно государство не может изменить ситуацию в национальной экономике России. В результате не только значительно сократились экспортные возможности, но и снизилась конкурентоспособность российских товаропроизводителей на внутреннем рынке.

     Товарная  конкурентоспособность определяется рядом факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий. Сравнение издержек на производство промышленной продукции в России и передовых зарубежных странах показывает, что в России они выше, чем в Японии, США, Франции, Германии, Италии и Великобритании.

     По таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они не ведут производственной деятельности за рубежом) отнести к разряду транснациональных. К ним можно было причислить крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса – РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Славнефть», «Юкос», «Роснефть», «Сургутнефть» и др. И все же, несмотря на масштабы операций на внутреннем рынке, эти компании значительно уступают западным транснациональным корпорациям по конкурентоспособности.

     Среди промышленных компаний часто выделяют производителей черных и цветных металлов – РАО «Норильский никель». Новолипецкий металлургический комбинат. Магнитогорский металлургический комбинат. Нижнетагильский металлургический комбинат. Однако, хотя их продукция достаточно конкурентоспособная на мировом рынке, сами эти предприятия уступают западным конкурентам.

     В области высоких технологий наиболее конкурентоспособны российские компании, занятые в аэрокосмическом бизнесе и конверсионных отраслях. К ним относятся РКК «Энергия», Государственный научно-производственный центр им. М.В.Хруничева, НПО «Алмаз», «Вымпел», «Комета» и «Рубин», КБ «Арсенал», АО «Звезда» и «Светлана», холдинговая компания «Ленинец», «Энергомашкорпорация» и др.

     Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием  быстрого научно-технического развития. Тем более что спад промышленного производства, расстройство кредитно-финансовой и денежной сферы, высокий уровень инфляции, кризис неплатежей породили в России беспрецедентное падение  инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности в большинстве отраслей промышленности.

     Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должны стать сохранение и развитие научно-технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа. Добиться повышения конкурентоспособности нельзя без кардинального  изменения всей экономической системы управления на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона, всего национального хозяйства. Для этого необходима политическая воля к возрождению государства и последовательно проведение социально-экономических преобразований,  которые приведут, в конечном счете, к формированию современной высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечат всесторонний рост духовного и материального богатства российского народа.

     2. Модернизация экономики России

     Последние 20 лет российская экономика функционировала  за счёт прежних достижений, созданных  в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. 

     Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной»  экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития.

     Структура промышленного производства в России в период 1990-2008 гг. изменялась в сторону повышения доли энерго-сырьевых секторов хозяйства, при сокращении перерабатывающих отраслей, в частности, машиностроения и металлообработки в 2 раза, лёгкой промышленности – более чем в 12 раз по доле в структуре промышленного производства и т.д. Производство промышленной продукции и продукции сельского хозяйства в 2008 году относительно 1990 года составило соответственно 82,1 и 86,7%.

     Кризис  осени 2008 г. и 2009 г., который привёл к  сокращению объёмов производства и росту безработицы, ещё больше отдалил российскую экономику от значений названных показателей 1990 года.

     Модернизация  экономики и общества – это  вне всяких сомнений системная модернизация. Ставя задачу именно так, безусловно, признаётся де-факто низкая системная эффективность российской общественной системы (если изменений требуют практически все общественные подсистемы одновременно, то в наличии системный кризис общества) и низкий уровень жизни населения, дисфункция системы управления. Однако внесистемная постановка и отсутствие уточнения содержания такой модернизации, как и отсутствие её плана, подрывают возможность достижения необходимых результатов, да и собственно подрывают правильность понимания  содержания модернизации.

     Вне всяких сомнений, общественные институты, технологии, уровень развития науки, техники, инженерных школ, условия создания отечественных продуктов, исходный уровень социального неравенства  и  даже распределение собственности  влияют на инновации. Ибо, если общество привыкло к тому, что государство посредством высоких налогов аккумулирует финансовые ресурсы с тем, чтобы направить их по мультиплицирующим цепочкам, стимулируя возникновение инновационных производств, как в скандинавской модели, то кривая в координатах «уровень инноваций – налоги», где по ординате отложен уровень инноваций, а по абсциссе – налоги, будет иметь положительный наклон и напоминать кривую предложения. В противном случае наклон такой кривой будет отрицательным, и напоминать кривую спроса. Вид этой кривой и чувствительность влияния налоговой системы на инновации и производство потребуют уточняющих исследований и учёта многих факторов состояния общественной системы.

     Только  продвинувшись в части ответов  на поставленные вопросы и поняв  причины кризиса внутри самой экономической науки, можно подойти к созданию новой модели современного общественного развития, модифицируя неэффективную и изжившую себя капиталистическую форму общественного воспроизводства и социо-культурного развития. Подлинное существо модернизации состоит в решении структурной задачи, её решение должно предлагаться на основе методов планирования, проектирования пропорций, национализации части производств и ресурсной базы и развития эффективного и масштабного для России государственного сектора, иначе деградация нашей страны, которая наблюдается сегодня, будет только усилена и необратима.

     3. Проблемы текущей и перспективной конкурентоспособности экономики Российской Федерации

     1. Проблемы государства в сфере производства конкурентоспособной продукции. Произвол означает избирательное применение закона по отношению к хозяйствующим субъектам. Эта проблема - застарелая болезнь российского государства, общества и бизнеса. Для того чтобы открыть свое собственное дело в России сейчас нужно пройти в среднем 12 бюрократических инстанций (в США - не более 5), затратить на это не менее месяца (в США - не более 5 дней) и заплатить различные пошлины в размере $200 (в США- $200). При этом необходимо иметь собственный капитал не менее $700 (в США - 0). Затраты в среднем приближаются к подобным расходам во многих европейских и североамериканских странах. Но нужно учитывать, что в РФ бюрократия не та, что в странах с развитой рыночной экономикой, и необходимо затратить огромные усилия на многочисленные разрешительные процедуры (каждая из них в 5-6 раз выше по трудоемкости, чем в других странах), многотомные сочинения (отчетности) налоговым бюрократическим службам (не менее 600 страниц в год), хождения по очередям к чиновникам при получении каждого разрешения (что вообще недопустимо в странах Европы). Что и дает ожидаемый результат, когда неформальная экономика в России, состоящая из незарегистрированных предприятий, не платящих налоги, дает примерно половину национального дохода и обеспечивает финансами расцвет коррупции. В странах, которые избежали такого бюрократического произвола, неформальная экономика дает примерно не более 1-2% национального дохода. Отсюда следует то, что пока Россия будет лидировать по сложности бюрократических процедур, которые некорректно даже сравнивать с европейскими бюрократическими процедурами, реальных шансов на стабильный рост экономики, создающей высокую добавленную стоимость практически нет.

Информация о работе Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики России