Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 15:15, реферат
На основании многочисленных статистических опросов множества компаний всего мира и анализа результатов этих опросов каждый год на Всемирном экономическом форуме в швейцарском городке Давосе подводятся итоги прошедшего года, в числе которых одним из важнейших достижений экономики той или иной страны является ее текущая конкурентоспособность на мировом рынке.
Введение………………………………………………………………………………………..……3
1. Конкурентоспособность России в мировой экономике………………………………………..4
2. Модернизация экономики России……………………………………………………………....5
3. Проблемы текущей и перспективной конкурентоспособности экономики Российской Федерации…………………………………………………………………………………...………7
4. Первоочередные меры, которые нужно предпринять для того, чтобы уменьшить снижение текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны………………….……13
5. Направление модернизации российской экономики………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………………..……………..26
Список использованной литературы……………………………………………………………..28
4. Первоочередные меры, которые нужно предпринять для того, чтобы уменьшить снижение текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны
Во-первых, нужно устранить или ослабить явное несоответствие между интеллектуальным потенциалом страны и финансовыми возможностями бюджета и бизнеса в России. К настоящему времени Россия сохранила свой высокий научно- технический потенциал, но самые дешевые источники финансирования инновационных проектов находятся в Европе и США. Поэтому выгоднее финансировать проекты там, а не здесь. Использование сетевой экономики, позволило бы России без ущемления своих интересов занять достойное место в инновационных процессах, в которых множество разных сил, в том числе и финансовых, способствует использованию знаний и творчества российских ученых и специалистов в производстве новых продуктов и их появлению на мировых рынках.
Естественно, что западные работодатели учитывают отсутствие России в сетевой экономике и резко снижают затраты на реализацию проектов прежде всего за счет снижения оплаты молодых российских исполнителей. Более того, многие работодатели считают, что выгоднее приглашать молодых специалистов в западные исследовательские центры, в этом случае эти специалисты лучше и качественнее работают под полным контролем в сложившихся инновационных коллективах, создающих интеллектуальную собственность. Исключение, например, составляют разработки в области социально- экономической сферы, а также информационных технологий (методами офшорного программирования), которые можно успешно осуществлять в России с помощью сети ИНТЕРНЕТ, связывающей российские и зарубежные инновационные центры.
Во-вторых, как уже отмечалось, нужно убрать всевозможные административные препятствия чиновников различных многочисленных надзорных органов исполнению российскими гражданами своих прав инвестировать в организации, осуществляющие инновационную деятельность. Здесь целый пласт проблем от достоверности информации о проектах до гарантий государства для вложений граждан в инновационные проекты. Власть должна либо избавиться от ненужных надзорных органов в области инновационной деятельности, либо поставить им новые осмысленные задачи, вместо того, чтобы продолжать разлагать десятки тысяч кадровых сотрудников этих органов. Это в одинаковой мере относится как к инвесторам, так и к исполнителям инновационных проектов.
В-третьих, нужно помнить, что несовершенен, но это наименее несовершенная экономическая система из всех, которые когда, то были созданы. Это прежде всего только механизм, который разделяет эффективную от неэффективной ИС. Отсюда следует, что нужно освоить этот механизм и стимулировать развитие рыночных институтов оценки интеллектуальной собственности и ее международной легализации в странах, по крайней мере, входящих во Всемирную организацию по интеллектуальной собственности. Без этого невозможно привлекать инвестиции в инновационную деятельность под обеспечение рисков самой интеллектуальной собственности.
Таким образом, идет развитие инновационной деятельности, в финансирование которой в этом случае активно вовлекается как государство, так и гражданское общество страны. А вовлекается оно потому, что финансовые рыночные институты дают соответствующие гарантии гражданам о том, что их накопления, вложенные в инновационные проекты будут целы и давать соответствующий доход. Отсюда должен быть развит рынок производных инструментов, конвертирующих перспективы инноваций в банковские и государственные гарантии для граждан, участвующих в финансировании инновационной деятельности.
В-четвертых, нужно совершенствовать налоговую реформу в стране, касающуюся интеллектуальной собственности. Обычно в России практикуется способ учета интеллектуальной собственности на балансе предприятия на основе двух механизмов: возмездного или безвозмездного получения этой собственности предприятием от собственника. Это означает в первом случае, что стоимость нематериального актива - это затраты предприятия, в которые могут быть внесены фактически подтвержденные расходы на патентные исследования, оплату труда сотрудников, выполняющих служебное задание, оплата пошлин и так далее. Никаких налогов со стоимости сделок предприятие не платит. Оно платит налог по прибыли минус вычет из налогооблагаемой базы суммы амортизации плюс налог на имущество в размере 2%. Это самый выгодный вариант для предприятий, использующих в своей деятельности интеллектуальную собственность. Но негативным моментом здесь является участие в финансировании процессов создания интеллектуальной собственности на всех этапах за счет оборотных средств предприятия и более сложный бухгалтерский учет с использованием высококлассных и дорогостоящих консультантов. Этим объясняется слабое распространение этого варианта приобретения ИС среди российских предприятий даже среди научных организаций, освобожденных от налога на имущество.
Государство должно использовать налоги на интеллектуальную собственность не в качестве репрессивного инструмента, а в качестве инструмента стимулирования создания новых видов интеллектуальной собственности и производства на ее основе новой конкурентоспособной и качественной продукции. Для этого государство должно объявить налоговую амнистию в части интеллектуальной собственности и разрешить предприятиям (особенно молодым предпринимателям) в течение определенного периода поставить на баланс все выявленные объекты интеллектуальной собственности в качестве нематериального актива без уплаты налога на прибыль, который можно перенести на предприятие, производящее конечную продукцию на основе приобретенной интеллектуальной собственности. В этом случае государство только заработает на налогах на имущество гораздо в большей степени, чем теряет сейчас из-за отказа предпринимателей приобретать интеллектуальную собственность.
Фактически сейчас налоговые службы в России более занимаются репрессиями по отношению к молодым предпринимателям (да и к другим поколениям также), осуществляющим инвестиционную и инновационную деятельность, чем содействием развитию инноваций в России. Они не могут различить обычную коммерческую деятельность от научно- исследовательских работ, связанных с созданием интеллектуальной собственности, которую могут создавать далеко не все предприниматели. По данным Всемирной организации по интеллектуальной собственности процент предпринимателей, способных создавать интеллектуальную собственность как нематериальные активы с высокой добавленной стоимостью, среди других не превышает в среднем в каждой стране 4-8%. Но именно этот процент предпринимателей создает основную добавленную стоимость активов страны.
В-пятых, нужно урегулировать отношения между предприятием- исполнителем и заказчиком о распределении и использовании прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств государственного бюджета. Эта проблема основана на не заинтересованности государственных учреждений в наращивании своих активов, поскольку имущество принадлежит государству. В процессе приватизации таких учреждений и превращения их в акционерные общества, они выходят на рынок без такого важного компонента, как интеллектуальная собственность. Нужно доказывать ее происхождение - а это дополнительные налоги. Кроме того это осложняет отношения с иностранными инвесторами.
В-шестых, нужно реформировать отношения между органами власти и инновационным бизнесом, с помощью которых похоронено немало интересных инновационных проектов, как в России, так и международного характера. То же относится к чиновникам муниципального уровня, изменяющим по своему желанию арендные ставки помещений для осуществления научно- исследовательских работ.
К науке нужно в этом смысле относиться бережно и не приравнивать ее к обычной посреднической коммерческой деятельности, выделив ее в соответствующий приоритетный сектор экономики, имеющий важное стратегическое значение роста конкурентоспособности страны. Наука сама может решить многие проблемы финансирования в том случае, если гражданское общество будет заинтересовано в этом. И уж точно никто из иностранных инвесторов не поверит никаким мероприятиям власти, если сохранится практика уголовного преследования граждан за налоговые нарушения в области инновационной деятельности в соответствии с двумя статьями УК (198 и 199), которыми до сих пор руководствуется налоговая служба РФ.
Фактически в лице различных ведомств она ставит рогатки по созданию самостоятельными организациями, в том числе и малым бизнесом, интеллектуальной собственности, облагая ее неимоверными налогами, трудностями составления отчетности и заставляя разработчиков проектов бессмысленно бегать по кабинетам чиновников многочисленных ведомств, терять значительное время и средства на поддержание отношений с административными органами, для чего руководитель проекта должен держать в штате значительный персонал.
5. Направление модернизации российской экономики
I. Внешняя торговля и таможенное регулирование
1. Таможенный союз
В конце 2009 года Россия создала Таможенный союз (ТС) с Республикой Беларусь и Казахстаном, однако, на практике российские власти оказались не готовы к работе в новых условиях. Возник целый ряд проблем: у импортеров алкогольной продукции, согласно соглашениям о нетарифном регулировании прекратилось действие безлицензионного режима ввоза вина, что на 1 месяц приостановило импорт; у импортеров ноутбуков, сотовых телефонов и др. подобной техники, стал тормозиться (январь-февраль 2010 г.) товар на таможне из-за действий (бездействий) федеральных органов; у российских авиакомпаний, которые могут лишиться рассрочки в размере 41,6% от стоимости ввозимых лайнеров сроком до 34 месяцев по уплате пошлин и НДС за импортные самолеты (с 01.07.2010 г.) путем введения единовременной уплаты.
2. ВТО
Первый вице-премьер Виктор Зубков в рамках международной аграрной выставки, отметил, что тема ВТО для России сейчас отошла на второй план, и в этом вопросе необходимо учитывать реалии кризиса. По всей видимости, власть опасается, что вступление в ВТО может привести к снижению темпов роста или даже к сокращению сельскохозяйственного производства, которое росло на 10-12% в год (кроме "кризисного" 2009 с приростом 0,5%).
3. Внешняя торговля с Китаем
Заместитель министра коммерции Китая Гао Хучэн предложил начать биржевую торговлю российскими рублями в Китае и, наоборот, юанями – в России. С одной стороны, эта идея идет в развитие предложений российских лидеров об использовании национальных валют в приграничной торговле, высказанных в прошлом году. Эта идея создает основу для постепенного вытеснения рубля из внутрироссийского оборота на Дальнем Востоке.
Российские
и китайские предприятия
II. Банки и финансовые рынки
4. Центральный банк
Первый зампред Банка России Алексей Улюкаев заявил о том, что Банк России намерен улучшить информационную политику по образцу западных Центробанков и сделать публичными расписание заседаний Совета директоров, а также публиковать комментарии по принятым решениям. Видимо, начиная политику открытости, он рассказал о своих ожиданиях на 2010 год.
5. Банки
Президент Д.Медведев подписал закон, вводящий запрет на одностороннее ухудшение условий кредитного договора для заемщика-гражданина со стороны кредитных организаций. Эта новелла довольно существенно меняет правила игры на рынке кредитования физ. лиц, прежде всего на длительный срок, точнее, делает эти правила более определенными. Так, заемщик, который заключит договор после вступления закона в силу, сможет быть уверенным в том, что однажды банк не преподнесет ему сюрприз в виде увеличения платежей по кредиту. Также банки будут вынуждены более тщательно подходить к вопросу ценообразования на свои кредитные продукты и, собственно, к самой линейке таких продуктов.
6. Ценные бумаги
С конца прошлого года в соответствии с Федеральным законом № 352-ФЗ начали действовать новые нормы закона «О рынке ценных бумаг», касающиеся эмиссии облигаций. Законодатели попытались учесть уроки кризиса и сделали упор в новом законе на мерах по защите инвесторов. Так, повышены требования к поручителям, в частности введена норма о том, что срок действия поручительства должен не менее чем на год превышать срок исполнения обязательств по облигациям.
III. Промышленность
7. Автомобилестроение
Правительство
в середине 1 кв. подписало решение
о пролонгации системы
Информация о работе Проблемы конкурентоспособности и модернизации экономики России