Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 01:08, реферат
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.
ВВЕДЕНИЕ....…………………………………………………………………………….….......3
1 Понятие и структура экономической безопасности государства………………………......4
1.1 Понятие экономической безопасности….….….….….….….………….….….….......4
1.2 Виды экономической безопасности…………………………………………………..6
2 Национальные интересы РФ………………………………………………………………......9
3 Нормативно – правовая основа экономической безопасности России……………………10
3.1 Государственная стратегия экономической безопасности…………………………10
3.2 Основные положения государственной стратегии экономической безопасности……………………………………………………………………...….....12
4 Угрозы экономической безопасности РФ..............................................................................13
5 Энергетическая безопасность РФ…………………………………………………………...18
6 Меры и механизмы экономической политики, реализуемые в отношении экономической безопасности……………………………………………………………………………………22
6.1 Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..22
6.2 Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………..22
6.3 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..26
7 Проблема конкурентоспособности экономики РФ………………………………………...28
7.1 Состояние конкурентоспособности РФ…………………………………………….28
7.2 Меры повышения конкурентоспособности РФ…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....……………………………………………………………………….….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………………….….......37
2)
ускорение научно-
3)
последовательное проведение политики
по укреплению российской науки
на базе укрепления фундамента
реального сектора
4)
перевод российского
– создание мощного комплекса инновационных производств, работающих в условиях зрелой рыночной инфраструктуры;
– последовательное проведение политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ тех предприятий, которые ориентируются на выпуск новой технологичной продукции и создание собственных брэндов, при этом освобождаясь от неконкурентоспособных предприятий-банкротов;
– проведение антимонопольной политики с запрещением любой искусственной поддержки и лоббирования интересов отдельных, особенно неэффективных производителей;
– завершение реформы естественных монополий, направленной на формирование конкурентоспособных блоков внутренних производителей;
–
разработка национальной программы
повышения производительности
труда и конкурентоспособности
производства в целях стимулирования
отечественного инновационного бизнеса,
усиления связей между академическими
институтами и вузами, отраслевыми
НИИ и лабораториями и
– изменение налогового режима для инновационных фирм и подразделений;
– разработка надёжного законодательства по защите интеллектуальной собственности.
Факторами и условиями обеспечения вышеперечисленных мер, направленных на создание интеллектуальной экономики, основанной на знаниях, могут являться следующие[3]:
1) Реформирование российской науки, включающее следующие этапы:
– коммерциализация сферы НИОКР: встраивание в рыночный механизм учёных, прикладное использование их достижений;
– ориентация исследований (в том числе и фундаментальных) на конкретные целевые программы, на конкретное финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационного бизнеса;
– выстраивание сетей «наука – эксперимент – производство» и увеличение в результате этого доли частного финансирования НИОКР при снижении доли государственного финансирования.
2) Обеспечение достаточного объема финансирования научно-технической сферы. К сожалению, затраты на НИОКР в стране составляют порядка 12 млрд. долл., в то время как в США – 264, в Евросоюзе – 150 и в Японии – 130 млрд.долл. . К тому же, необходимо учесть, что значительная часть наших затрат на НИОКР по прежнему идет в военно-промышленный комплекс и почти не касается выпуска массовой отечественной продукции гражданского назначения.
3) Формирование тесной связи между сферой НИОКР и промышленностью:
– создание государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений отечественной науки и техники;
– целевое финансирование особо важных и перспективных проектов;
– снижение налогов, предоставление специальных кредитов, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии.
4) Открытое признание государством приоритетности научно-технического прогресса и инновационного развития перед ростом производства. Государство должно иметь специальные программы по ускорению научно-технического прогресса и инновационному развитию российской промышленности. Такие программы имеются практически во всех развитых странах мира.
5) Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что перед Россией стоит, во-первых, задача реформирования науки, иначе без этого увеличение ее финансирования не даст необходимого эффекта, во-вторых, перевод российского промышленного производства на инновационный путь развития на базе экономики, основанной на знаниях и, в-третьих, расширение научно-технических связей и партнерства с мировыми научно-технологическими лидерами. При этом инновационная способность является важнейшим фактором конкурентоспособности. Если страна обладает такой способностью, то она имеет стратегическое преимущество. Следовательно, необходимо сформировать современные механизмы связи науки и бизнеса, обеспечить конкретный выбор приоритетов и «точек роста» на инновационной основе.
Россия
может и должна интегрироваться
в мировое научно-техническое
пространство, стать достойным
партнером мировых научно-технических
лидеров в области инноваций
и торговли высокотехнологичными
продуктами. Ведь, несмотря на
уход из науки и конструкторских
бюро многих ученых и изобретателей,
Россия все же сохранила
свой внушительный научно-технический
потенциал. В нашей стране работает
12 % всех ученых планеты (четвертое
место после США, Японии и
Китая), однако главная проблема
заключается в том, что слабо
развито инновационное
Будущее место России в мире в целом и в евро-атлантическом регионе в частности, зависит, прежде всего, от политики, мер и действий российского руководства, общества и государства, от масштаба и интенсивности экономических реформ, от степени интеграции в мировое хозяйство в условиях грамотного сочетания рыночной среды, расширяют и углубляют которую научно-технический прогресс с инновационной экономикой и государственного регулирования.
Таким образом, главным фактором обеспечения экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при активизации инвестиционного процесса, а также сохранении науки и перевода ее на приоритетное финансирование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Тамбовцев В. Л. Экономическая
безопасность хозяйственных
2.
Савин В. А. Некоторые аспекты
экономической безопасности
3. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Изд-во «Дело». 2005. 896 с.
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 года.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.armscontrol.ru/
5.
Государственная стратегия экономической
безопасности РФ (Основные положения).
Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля
1996 г. № 608. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/
6. Экономическая безопасность Российской Федерации: учебное пособие. Автор Елена Борисовна Завьялова. Издатель МГИМО(У) МИД России, 2004.200 с.
7. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)./Под ред. Олейникова Е.А. М, ЗАО “Бизнес школа “Интел-Синтез”, 1997
8.
В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность
России. М., 2005
2.
Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность
национального хозяйства: Теория,
методология, формирование в России:
монография / Т.Д. Ромащенко,
Воронеж: Изд-во Воронежский государственный
университет, 2003. 216 с.
3.
Россия и страны мира :
сб. стат. // Госкомстат России.
М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/
4. Промышленность России. 2008. Стат.сб. / Госкомстат «Hоссии». М., 2008. 381 с.
5. Кудров В.М. Перспективы развития российской науки до 2015 года // Экономика 21 века. 2002. № 7. С.137–156.
6. Мельвиль А. Россия в мировых рейтингах: перезагрузка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.expert.ru
7. Рыцарева Е. Большие расходы на маленькие технологии. // Эксперт-онлайн. 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.expert.ru/
8.
Холмогорова В., Новикова
Е. Глобальное похолодание. //
Эксперт-онлайн. 2007. [Электронный ресурс].
URL: http://www.expert.ru/
Информация о работе Проблемы экономической безопасности Российской Федерации