Проблемы экономической безопасности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 01:08, реферат

Описание работы

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....…………………………………………………………………………….….......3

1 Понятие и структура экономической безопасности государства………………………......4

1.1 Понятие экономической безопасности….….….….….….….………….….….….......4

1.2 Виды экономической безопасности…………………………………………………..6

2 Национальные интересы РФ………………………………………………………………......9

3 Нормативно – правовая основа экономической безопасности России……………………10

3.1 Государственная стратегия экономической безопасности…………………………10

3.2 Основные положения государственной стратегии экономической безопасности……………………………………………………………………...….....12

4 Угрозы экономической безопасности РФ..............................................................................13

5 Энергетическая безопасность РФ…………………………………………………………...18

6 Меры и механизмы экономической политики, реализуемые в отношении экономической безопасности……………………………………………………………………………………22

6.1 Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..22

6.2 Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………..22

6.3 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..26

7 Проблема конкурентоспособности экономики РФ………………………………………...28

7.1 Состояние конкурентоспособности РФ…………………………………………….28

7.2 Меры повышения конкурентоспособности РФ…………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....……………………………………………………………………….….......35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………………….….......37

Работа содержит 1 файл

экономическая безопасность.docx

— 69.97 Кб (Скачать)

    Перечень  критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных  органов исполнительной власти, ответственных  за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров утвержден  постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569

    Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической  безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

  • Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

    Россия  не должна допускать критической  зависимости экономики от импорта  важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может  быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

    Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими  ресурсами, недопущение их вывоза в  размерах, могущих причинить ущерб  национальным интересам России[8].

  • Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

    Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

    Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

  • Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
  • Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер[8].
  • Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.
  • Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.
  • Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.
  • Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

    6.3 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

     Деятельность  государства по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации  осуществляется по следующим основным направлениям:

  • Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.
  • Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:
  1. Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

   2) Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов. [7]

    • Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

    Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности Российской Федерации  требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

 

     7 Проблема конкурентоспособности экономики РФ

    7.1 Состояние конкурентоспособности РФ

    Новый  этап  экономических  реформ,  а  также  предстоящее  вступление  России  в  ВТО выдвигают  на  передний  план  вопрос  о  повышении  конкурентоспособности  российской экономики.  В  этом  аспекте  конкуренция  приобретает  значение  фактора  обеспечения экономической  безопасности  государства,  что  вызывает  необходимость,  с  одной  стороны, подавлять  активность  проникновения  конкурентов  на  внутренний  рынок,  преодолевать монополизм, а с другой – искать и укреплять собственную нишу на мировых рынках.

    В  современной  практике  экономических  отношений  опасности,  угрожающие достижению  экономического  успеха,  оцениваются  по  критерию  нанесения  ущерба  их конкурентоспособности,  характеристика  которой  рассматривается  по  отношению  к  стране, отрасли  хозяйственной деятельности, хозяйствующему  субъекту,  товару или производимой продукции[3].

    Анализ  современной  экономической  ситуации  в  России  свидетельствует  о  наличии большого числа рискообразующих факторов  как внутри национального хозяйства,  так и во  внешней среде.  Рискообразующие  факторы – это процессы  или явления, способствующие  возникновению того  или иного вида  риска (угрозы,  опасности)  и определяющие  его  характер. В  экономике  действует  большое  количество  рыночных рисков,  порожденных  разными  рискообразующими  факторами,  которые можно разбить на несколько классификационных групп.  По  источнику возникновения рискообразующие факторы подразделяются  на  внутренние  и внешние. Внутренние факторы продуцируются эндогенно,  самой национальной  экономикой,  в то  время как внешние – экзогенны и являются результатом функционирования  внешней среды. Поскольку рискообразующие факторы возникают в различных сферах  социально-экономической системы,  логично определить  их  функциональную  структуру.  В  соответствии  с  этим  рискообразующие факторы могут возникать в сфере общественного производства и финансов,  социальной и институциональной сферах.[3] 

    Проблема  конкурентоспособности российской экономики не теряла своей актуальности ни  во  времена  командно-административной  экономики,  ни  в  настоящее  время.  В  бывшем СССР  оторванность  науки  от  производства,  невосприимчивость  государственных предприятий к  нововведениям привели к серьезному отставанию на мировых рынках. Хотя, следует отметить, что существовавшая в прошлом экономическая система, хотя и не ставила перед  собой  цель быть конкурентоспособной по международным  стандартам, но позволяла концентрировать  огромные  ресурсы  на  отдельных  отраслях  экономики  и  в  определенных областях  конкурировать  и  даже  временно  превосходить  основных  мировых  конкурентов  (США,  страны  Западной Европы  и Японию). Конкурентоспособные  отрасли  до  сих пор на слуху:  ВПК,  космос,  фундаментальная  наука,  спорт,  искусство.  Но  сегодня,  несмотря  на революционный  переворот  в  политике  и  экономике,  переход  на  рыночную  систему  хозяйствования, приватизацию крупнейших предприятий и открытие экономических  границ страны,  даже  в  выше  перечисленных  областях  Россия  потеряла  прочные позиции (за исключением, пожалуй, вооружений) и стремительно теряет запас конкурентоспособности. [8]

    По  своей  сути  конкурентоспособность  –  это  синтез  сравнительных  и  конкурентных преимуществ страны. Сравнительными национальными преимуществами экономики России являются  дешевый  труд,  богатые  природные  ресурсы (35 %  мировых  запасов  сырья), благоприятные  географические  и  климатические  факторы.  Конкурентные  преимущества –

это  научно-технический  и  образовательный  потенциал,  новые  технологии  и  инновации  на всех  стадиях  –  от  дизайна  нового  продукта  до  его  продвижения  к  потребителю.  Россия располагает уникальными  возможностями  создания  глобальных  транспортных коридоров и иных  коммуникаций,  связывающих  через  её  территорию  Север  Европы  и Южную  Азию, Запад  Европы  и  Юго-Восточную  Азию  с  помощью  международных  железнодорожных, автомобильных  и  авиационных  сетей.  В  перспективе  это  может  привести  к  снижению издержек производства, повышению объёмов производства и жизненного уровня населения .

    По  данным  докладов,  готовящихся  для  ежегодных  международных  экономических форумов  в  Давосе,  Россия  по  своей  конкурентоспособности  находится  на  одном  из последних мест  из  числа 59  стран,  взятых  для сопоставления . Сравнительно  сильными сторонами российских  фирм  эксперты  этих  форумов считают инновационный потенциал, товарный дизайн, наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в одном производственном комплексе. Сравнительно слабыми сторонами они считают плохую ориентацию  на  потребителя (включая маркетинг)  и низкое  качество  производственного процесса. К сильным сторонам российской предпринимательской среды эксперты форумов относят высокий уровень научно-исследовательских институтов,  качество  инженеров, конструкторов и учёных,  разветвлённую сеть  железных  дорог.  Слабые  стороны,  по  их мнению – низкое  качество  телефонной  и факсимильной  связи,  вялая конкуренция на региональном уровне и неэффективность антимонопольной политики.

    Россия  все  же  обладает  внушительным  научно-техническим  потенциалом.  Общее количество ее ученых составляет 850 тыс. человек. В стране действует  около 4 тыс. научно-исследовательских  институтов.  Огромным  научным  потенциалом  располагает  весьма развитая система высшего образования. Тем не менее, результативность этого потенциала явно недостаточна.[8] 

    Главными  проблемами,  снижающими  эту  результативность  и  влияющими  на устойчивость системы экономической  безопасности, являются:

    – отставание России по технологическим  параметрам от современных мировых  научно-технологических  лидеров,  ведущие  позиции  которых   определяют  не  военная  сила  и  не экономическая мощь, а наука, знания, образованность населения, квалификация работников, заинтересованных  в  постоянном  наращивании  масштабов  инновационного  процесса. Следует  отметить,  что  если  у  этих  лидеров  сегодня  функционирует  постиндустриальная экономика,  экономика,  базирующаяся  на  инновациях  и  прогрессирующих  знаниях,  то  в России преобладает по существу начальный этап развития индустриальной экономики;

    –  неучастие  России  в  широкомасштабном  процессе  создания  инновационных  сетей, которые  включают  в  себя  научно-технические  ресурсы  многих  стран  и  являются  важной опорой  глобализации  мировой  экономики  и  неучастие  в  совместном  научно-техническом творчестве  разных  стран  и  их  корпораций  в  интересах  не  только  бизнеса,  но  и экономического и научно-технического развития всего мира;

    –  низкая  инновационная  активность  российских  предприятий  и  слаборазвитое  производственно-технологическое воплощение НИОКР в принципиально новых  продуктах и продуктах повышенного  качества. Так, лишь 5,2 % российских промышленных предприятий могут быть отнесены к инновационно активным (против 33 % в США). В результате США контролируют   40 %   мирового  рынка   высокотехнологичных   товаров,   а   Россия – лишь менее 0,5 %; 

    –  отсутствие  стратегии  формирования  конкурентной  среды,  которая  бы  позволяла  проводить жёсткий  отбор производителей по уровню их конкурентоспособности;

    – сохранение непрозрачности отношений  государства и бизнеса, науки  и производства;

    –  отсутствие  законодательной  базы,  гарантирующей  нормальное  функционирование здоровой конкурентной среды. 

    7.2 Меры повышения конкурентоспособности РФ

    Созданный  неблагоприятный  климат  для  повышения  конкурентоспособности  российских  предприятий  требует  принятия  следующих  срочных  мер  по  обеспечению выживаемости  российской  экономики  в  условиях  все  обостряющейся  конкуренции  на мировом рынке в процессе его  глобализации:

    1)  разработка  государственной   научной  политики  с  увязкой   с  инновационной  и промышленной  политикой, политикой нового этапа  приватизации и политикой в  отношении малого бизнеса; 

Информация о работе Проблемы экономической безопасности Российской Федерации