Проблемы экономической безопасности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 01:08, реферат

Описание работы

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....…………………………………………………………………………….….......3

1 Понятие и структура экономической безопасности государства………………………......4

1.1 Понятие экономической безопасности….….….….….….….………….….….….......4

1.2 Виды экономической безопасности…………………………………………………..6

2 Национальные интересы РФ………………………………………………………………......9

3 Нормативно – правовая основа экономической безопасности России……………………10

3.1 Государственная стратегия экономической безопасности…………………………10

3.2 Основные положения государственной стратегии экономической безопасности……………………………………………………………………...….....12

4 Угрозы экономической безопасности РФ..............................................................................13

5 Энергетическая безопасность РФ…………………………………………………………...18

6 Меры и механизмы экономической политики, реализуемые в отношении экономической безопасности……………………………………………………………………………………22

6.1 Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..22

6.2 Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………..22

6.3 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..26

7 Проблема конкурентоспособности экономики РФ………………………………………...28

7.1 Состояние конкурентоспособности РФ…………………………………………….28

7.2 Меры повышения конкурентоспособности РФ…………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....……………………………………………………………………….….......35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………………….….......37

Работа содержит 1 файл

экономическая безопасность.docx

— 69.97 Кб (Скачать)

    В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки. Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций[3].

    Ниже  приведены наиболее опасные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, которые действовали  в последние несколько лет.

    1. Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансового кризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%. В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 раз меньше, чем в 1980-х гг. Возобновление воспроизводства основных фондов в

    прежнем отраслевом и видовом составе вряд ли возможно и целесообразно. Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основного капитала на базе качественной структуры инвестиций с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей[3].

    2. Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрд долл. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего долга составили 17 млрд долл., в 2004 г. - 16,3 млрд долл., в 2005 г. - предположительно 18,9, в 2007 г. - 14,9 млрд долл.

    3. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиций - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. -до 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%.

    4. Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2002 г.-43, в 2003 г.-44%.

    5. Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних летна уровне 14[3].

    6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд долл., в том числе в 2000 г. примерно 25 млрд долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд долл. в год.

    Отличительная особенность 2002-2003 гг. - сочетание острой фазы угроз в финансовой сфере, прежде всего в виде непомерно высокой нагрузки на ВВП и финансово-банковскую систему из-за выплат по внешнему долгу, с усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала, что порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производств (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство). Непредсказуема по силе воздействия смена положительной для российской экономики динамики цен на энергоносители на динамику снижения цен.

 

     5 Энергетическая  безопасность РФ

    Согласно  тексту документа «Основные положения  энергетической стратегии России на период до 2020 года», в нашей стране под энергетической безопасностью  понимается «состояние защищенности страны от  внутренних и внешних угроз, связанных с функционированием  энергетического сектора».

    Указанное состояние защищенности соответствует  в повседневных условиях обеспечению  в полном объеме потребностей в топливно-энергетических ресурсах требуемого качества и по экономически приемлемым ценам. Для  России, как крупного экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность включает также условия недискриминационного доступа на внешние энергетические рынки [6].

    Для анализа состояния энергетической безопасности России необходимо определить и оценить основные угрозы в этой сфере.

    Начнем  с анализа способности потребительского сектора экономики рационально  использовать энергоресурсы. В последние  годы много говорят об успехах  энергосберегающей политики на Западе и о высокой эффективности  использования энергоресурсов. Это  действительно так. Однако, несмотря на все вышеперечисленные успехи, спрос на топливные ресурсы растет, то есть при снижении энергоемкости  продолжается рост энергопотребления  как таково: и в целом и на душу населения.

    Теперь  посмотрим как обстоит дело с потреблением нефти, нефтепродуктов и других энергетических ресурсов в России. Эффективность использования энергоресурсов существенно ниже, а энергоемкость у нас в 3,3 раза выше, чем в этих государствах. К сожалению, наше отставание не сокращается, а увеличивается, в том числе за счет роста нерационального расходования ресурсов: энергоемкость российского ВВП увеличилась за последние годы на треть.

    На  этом фоне рассмотрим способность ТЭК  обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос. В  современной науке уже существует теория, согласно которой основным критерием могущества страны является не только уровень ВВП, и не прирост производства, а именно уровень энерговооруженности и энергоэффективности страны. В России же потребление нефти снизилось по сравнению с 1990 годом вдвое.

    Посмотрим, как на этом фоне выглядит энергетическая политика России. Россия остается крупнейшим экспортером энергоресурсов, ежегодно продавая на мировых рынках 34-35% добываемого  в стране газа и около 50% всей добываемой нефти. В то время как другие страны наращивают энергопотребление и  повышают эффективность использования  энергоресурсов. Россия катастрофически  отстает и ухудшает эти показатели. Энергопотребление, особенно нефти, падает, а энергоемкость ВВП растет [6].

    Кроме того, продолжающийся в последние  годы рост добычи нефти не может  компенсировать увеличение объемов  экспорта. А поскольку снизить  существенно объемы экспорта энергоресурсов практически нельзя, так как необходимо выполнять контрактные обязательства, расплачиваться за полученные кредиты, просто получать «живые деньги», то для  внутреннего потребления энергоресурсов физически не остается. Таким образом, в современных условиях увеличение экспорта становится практически единственным вариантом развития нашего энергетического  рынка.

       Анализируя эту возможность, оценим третий фактор энергетической безопасности – устойчивость энергетического сектора угрозам. Принято считать, что Россия является одним из крупнейших поставщиков сырья в мире. На практике, однако, российское топливо занимает весьма скромное место на международных рынках.  Анализ следует начинать с общей характеристики состояния мирового энергетического рынка в контексте необходимости для мировой экономики увеличения российского нефте- и газоэкспорта.

    Начнем  с мирового рынка нефти. По прогнозам  западных экспертов, максимальное увеличение производственных возможностей будет  достигнуто странами ОПЕК, лидерами станут Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венесуэла. Таким образом, становится очевидно, что, по крайней мере в ближайшие 10 лет, потребности мирового рынка нефти могут закрываться за счет указанных источников без дополнительного развития ТЭК России.

    Кроме того, оценка респектабельности инвестиций в ТЭК стран Ближнего и Среднего Востока кратно выше, чем в ТЭК  России. При этом следует учитывать  разветвленную сеть нефтепроводов  в Ираке, которая географически  обеспечивает отгрузки как в США  и Западную Европу, так и в Южную  Африку. Говоря же о проблемах транспортировки  нефти из РФ, необходимо учитывать  осложняющиеся факторы вывоза нефти: чрезмерная удаленность месторождений  от терминалов, изношенность нефтепроводов, климатические условия, односторонняя  направленность транспорта на Запад, а  также политическая уязвимость российского  экспорта. В то же время Россия не располагает какими-либо значимыми  экспортными возможностями на Дальнем  Востоке, хотя это чрезвычайно необходимо, так как АТР и Китай –  наиболее динамично развивающиеся регион.

    Считается, что наиболее эффективная в экономическом  смысле схема предполагает обладание  компанией всеми этапами операций с нефтью, а именно: производством, транспортировкой, переработкой  и  размещением по распределительной  сети. Что же касается России, то в  традиционных странах – потребителях российской нефти подспудно идут приватизационные процессы в ТЭК, где  российское участие минимально. Это  означает, что новые владельцы  нефтеперерабатывающих заводов  и распределительных сетей будут  самостоятельно принимать решения  о том, где и у кого закупать сырую нефть [6].

    Проведенный краткий анализ позволяет сделать  следующие выводы. В годы реформ ТЭК явился донором бюджета и  многих отраслей экономики. В последнее  десятилетие ТЭК обеспечивал  потребности страны в топливе  и энергии,  однако инерционный  потенциал его развития к настоящему времени практически исчерпан. Имеющиеся  ресурсы используются крайне неэффективно. Отсутствует действенный механизм, обеспечивающий заинтересованность предприятий комплекса в эффективном функционировании.

 

     6 Меры и механизмы экономической политики, реализуемые в отношении экономической безопасности

    6.1 Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

     Важнейшими  элементами механизма обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и  прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

     Мониторинг  как оперативная информационно-аналитическая  система наблюдений за динамикой  показателей безопасности экономики  имеет большое значение для переходного  состояния экономики при наличии  серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной  подвижности и неустойчивости социально-экономических  индикаторов. [7]

     Это определяет возрастание требований к государственной статистике в  части комплексности, глубины и  форм охвата объектов статистического  наблюдения, качества и оперативности  информации.

     Объективный и всесторонний мониторинг экономики  и общества с точки зрения экономической  безопасности Российской Федерации  должен проводиться на основе анализа  конкретных количественных значений индикаторов  экономической безопасности.

     Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние  угрозы экономическим интересам  личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

    6.2 Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

    Для реализации Государственной стратегии  должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые  значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

  • динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
  • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
  • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);
  • состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
  • качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

    Количественные  параметры должны быть разработаны  не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При  этом состав критериев и показателей  экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать  с соответствующим составом критериев  и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов  России в целом[7].

    На  основе сформулированных в Государственной  стратегии национальных интересов  в области экономики, критериев  и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы  реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической  безопасности страны.

    Критерии  и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической  безопасности Российской Федерации 

Информация о работе Проблемы экономической безопасности Российской Федерации