Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 01:08, реферат
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.
ВВЕДЕНИЕ....…………………………………………………………………………….….......3
1 Понятие и структура экономической безопасности государства………………………......4
1.1 Понятие экономической безопасности….….….….….….….………….….….….......4
1.2 Виды экономической безопасности…………………………………………………..6
2 Национальные интересы РФ………………………………………………………………......9
3 Нормативно – правовая основа экономической безопасности России……………………10
3.1 Государственная стратегия экономической безопасности…………………………10
3.2 Основные положения государственной стратегии экономической безопасности……………………………………………………………………...….....12
4 Угрозы экономической безопасности РФ..............................................................................13
5 Энергетическая безопасность РФ…………………………………………………………...18
6 Меры и механизмы экономической политики, реализуемые в отношении экономической безопасности……………………………………………………………………………………22
6.1 Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..22
6.2 Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………..22
6.3 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..26
7 Проблема конкурентоспособности экономики РФ………………………………………...28
7.1 Состояние конкурентоспособности РФ…………………………………………….28
7.2 Меры повышения конкурентоспособности РФ…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....……………………………………………………………………….….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………………….….......37
В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки. Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций[3].
Ниже приведены наиболее опасные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, которые действовали в последние несколько лет.
1. Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансового кризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%. В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 раз меньше, чем в 1980-х гг. Возобновление воспроизводства основных фондов в
прежнем отраслевом и видовом составе вряд ли возможно и целесообразно. Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основного капитала на базе качественной структуры инвестиций с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей[3].
2. Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрд долл. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего долга составили 17 млрд долл., в 2004 г. - 16,3 млрд долл., в 2005 г. - предположительно 18,9, в 2007 г. - 14,9 млрд долл.
3. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиций - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. -до 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%.
4. Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2002 г.-43, в 2003 г.-44%.
5. Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних летна уровне 14[3].
6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд долл., в том числе в 2000 г. примерно 25 млрд долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд долл. в год.
Отличительная особенность 2002-2003 гг. - сочетание острой фазы угроз в финансовой сфере, прежде всего в виде непомерно высокой нагрузки на ВВП и финансово-банковскую систему из-за выплат по внешнему долгу, с усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала, что порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производств (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство). Непредсказуема по силе воздействия смена положительной для российской экономики динамики цен на энергоносители на динамику снижения цен.
5 Энергетическая безопасность РФ
Согласно тексту документа «Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года», в нашей стране под энергетической безопасностью понимается «состояние защищенности страны от внутренних и внешних угроз, связанных с функционированием энергетического сектора».
Указанное
состояние защищенности соответствует
в повседневных условиях обеспечению
в полном объеме потребностей в топливно-энергетических
ресурсах требуемого качества и по
экономически приемлемым ценам. Для
России, как крупного экспортера энергоресурсов,
энергетическая безопасность включает
также условия
Для
анализа состояния
Начнем
с анализа способности
Теперь посмотрим как обстоит дело с потреблением нефти, нефтепродуктов и других энергетических ресурсов в России. Эффективность использования энергоресурсов существенно ниже, а энергоемкость у нас в 3,3 раза выше, чем в этих государствах. К сожалению, наше отставание не сокращается, а увеличивается, в том числе за счет роста нерационального расходования ресурсов: энергоемкость российского ВВП увеличилась за последние годы на треть.
На
этом фоне рассмотрим способность ТЭК
обеспечивать экономически обоснованный
внутренний и внешний спрос. В
современной науке уже
Посмотрим, как на этом фоне выглядит энергетическая политика России. Россия остается крупнейшим экспортером энергоресурсов, ежегодно продавая на мировых рынках 34-35% добываемого в стране газа и около 50% всей добываемой нефти. В то время как другие страны наращивают энергопотребление и повышают эффективность использования энергоресурсов. Россия катастрофически отстает и ухудшает эти показатели. Энергопотребление, особенно нефти, падает, а энергоемкость ВВП растет [6].
Кроме
того, продолжающийся в последние
годы рост добычи нефти не может
компенсировать увеличение объемов
экспорта. А поскольку снизить
существенно объемы экспорта энергоресурсов
практически нельзя, так как необходимо
выполнять контрактные
Анализируя эту возможность, оценим третий фактор энергетической безопасности – устойчивость энергетического сектора угрозам. Принято считать, что Россия является одним из крупнейших поставщиков сырья в мире. На практике, однако, российское топливо занимает весьма скромное место на международных рынках. Анализ следует начинать с общей характеристики состояния мирового энергетического рынка в контексте необходимости для мировой экономики увеличения российского нефте- и газоэкспорта.
Начнем с мирового рынка нефти. По прогнозам западных экспертов, максимальное увеличение производственных возможностей будет достигнуто странами ОПЕК, лидерами станут Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венесуэла. Таким образом, становится очевидно, что, по крайней мере в ближайшие 10 лет, потребности мирового рынка нефти могут закрываться за счет указанных источников без дополнительного развития ТЭК России.
Кроме того, оценка респектабельности инвестиций в ТЭК стран Ближнего и Среднего Востока кратно выше, чем в ТЭК России. При этом следует учитывать разветвленную сеть нефтепроводов в Ираке, которая географически обеспечивает отгрузки как в США и Западную Европу, так и в Южную Африку. Говоря же о проблемах транспортировки нефти из РФ, необходимо учитывать осложняющиеся факторы вывоза нефти: чрезмерная удаленность месторождений от терминалов, изношенность нефтепроводов, климатические условия, односторонняя направленность транспорта на Запад, а также политическая уязвимость российского экспорта. В то же время Россия не располагает какими-либо значимыми экспортными возможностями на Дальнем Востоке, хотя это чрезвычайно необходимо, так как АТР и Китай – наиболее динамично развивающиеся регион.
Считается,
что наиболее эффективная в экономическом
смысле схема предполагает обладание
компанией всеми этапами
Проведенный
краткий анализ позволяет сделать
следующие выводы. В годы реформ
ТЭК явился донором бюджета и
многих отраслей экономики. В последнее
десятилетие ТЭК обеспечивал
потребности страны в топливе
и энергии, однако инерционный
потенциал его развития к настоящему
времени практически исчерпан. Имеющиеся
ресурсы используются крайне неэффективно.
Отсутствует действенный
6 Меры и механизмы экономической политики, реализуемые в отношении экономической безопасности
6.1 Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации
Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.
Мониторинг
как оперативная информационно-
Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.
Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.
Для
осуществления мониторинга
6.2 Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации
Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:
Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом[7].
На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.
Критерии
и параметры состояния
Информация о работе Проблемы экономической безопасности Российской Федерации