Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 01:08, реферат
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.
ВВЕДЕНИЕ....…………………………………………………………………………….….......3
1 Понятие и структура экономической безопасности государства………………………......4
1.1 Понятие экономической безопасности….….….….….….….………….….….….......4
1.2 Виды экономической безопасности…………………………………………………..6
2 Национальные интересы РФ………………………………………………………………......9
3 Нормативно – правовая основа экономической безопасности России……………………10
3.1 Государственная стратегия экономической безопасности…………………………10
3.2 Основные положения государственной стратегии экономической безопасности……………………………………………………………………...….....12
4 Угрозы экономической безопасности РФ..............................................................................13
5 Энергетическая безопасность РФ…………………………………………………………...18
6 Меры и механизмы экономической политики, реализуемые в отношении экономической безопасности……………………………………………………………………………………22
6.1 Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..22
6.2 Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………..22
6.3 Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………..26
7 Проблема конкурентоспособности экономики РФ………………………………………...28
7.1 Состояние конкурентоспособности РФ…………………………………………….28
7.2 Меры повышения конкурентоспособности РФ…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....……………………………………………………………………….….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………………….….......37
Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.
Оборонно-промышленная
безопасность - это состояние военно-промышленного
комплекса, его способность к поддержанию
военной (оборонной) безопасности при
самом неблагоприятном развитии международной
ситуации и угрозах понижения геополитического
статуса России. Аналитическая характеристика
оборонно-промышленной безопасности с
позиции структуры современных угроз
содержит следующие оценки: состояние
мощностей, способных производить вооружение,
по количеству и качеству соответствующее
требованиям военной доктрины, состояние
квалифицированных кадров, состояние
научно-исследовательских и конструкторских
организаций, способных разрабатывать
новые, современные виды вооружений[3].
2 Национальные интересы РФ
При определении национальных интересов России в процессе разработки Концепции, политики и экономисты исходили из достаточно драматической ситуации, сложившейся в экономике и в целом в российском обществе: над ними довлели неудачи экономических реформ, пессимизм по отношению к реальным возможностям рыночного хозяйства в России. Поэтому в Концепции намечен большой спектр национальных интересов и недостаточно представлены стержневая основа и взаимосвязь между частными целями. Например, при всех издержках, крайностях и неудачах реформ одна из главных национальных целей, на наш взгляд, - формирование социального рыночного хозяйства, опирающегося на современные формы акционерной и частной собственности, конкурентное ценообразование и эффективную государственную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Если согласиться с такой постановкой вопроса, то в системе национальных интересов решающая роль должна быть отведена завоеванию товарных и денежных рынков, конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижению европейского уровня интенсивности инноваций в экономике. Пока, к сожалению, Минэкономразвития России, бывший МАП России и другие федеральные органы административной системы, ведущие аналитические центры России не сделали сколько-нибудь убедительного и ясного анализа системы товарных и фондовых рынков и положения России на этих рынках. Ряд отечественных компаний преуспели в этом в большей мере, но и они не имеют стратегии создания и укрепления новых ниш на рынке[4].
Переход от тактики обороны к активным наступательным действиям, создание моделей и примеров агрессивного завоевания товарных рынков (разумеется, в рамках достижения определенных долей) могли бы способствовать приданию России уверенности в своем будущем.[5]
3 Нормативно – правовая основа экономической безопасности России
3.1 Государственная стратегия экономической безопасности
Важнейшим
элементом государственной
Без
обеспечения экономической
Государственная
стратегия экономической
Государственная
стратегия развивает и
Реализация
Государственной стратегии
Внешнеэкономическая
направленность Государственной стратегии
заключается в эффективной
Несмотря
на сложность переживаемого
Объектами
экономической безопасности Российской
Федерации являются личность, общество,
государство и основные элементы
экономической системы, включая
систему институциональных
Реализация
Государственной стратегии
3.2 Основные положения государственной стратегии экономической безопасности.
Основные
положения государственной
Можно выделить три блока положений стратегии:
1.Определение
национальных государственных
2.Выявление
опасностей и угроз
3.Формирование
предложений по корректировке
экономической политики, институциональных
преобразований и необходимых
механизмов, устраняющих или смягчающих
воздействия, подрывающие
Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.
4 Угрозы экономической безопасности РФ
В отличие от национальных интересов угрозы экономической безопасности более изменчивы, в большей мере диверсифицированы и, самое главное, не всегда предсказуемы, поскольку композиция факторов экономического и социального развития, состояние природной среды постоянно изменяются. Поэтому даже при благоприятной ситуации, более или менее полном понимании национальных интересов, при описании внутренних и внешних угроз необходимо всегда специально учитывать непредсказуемые факторы, вызывающие возможные угрозы[3].
Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Без заинтересованности иностранных государств в ослаблении и даже разрушении СССР, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу.
Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем[3].
При выработке стратегии поведения власть стоит перед альтернативой - либо не признавать наличия оппозиции и переоценивать единство целей и основных социальных сил общества, либо признать оппозицию, но считать ее деструктивной силой и загнать вглубь, не принимать ее точку зрения, аргументы в общественном развитии и, наконец, можно признать оппозицию как равноправную силу и использовать ее в экономическом и социальном развитии. Самое сложное - использовать оппозицию как одну из социальных движущих сил развития.
Как показывает опыт, оппозиция может быть неконструктивной и даже саморазрушающей. Так произошло в СССР в период перестройки, когда оппозиционное движение вначале развивалось в рамках социалистического выбора, сохранения целостности социалистического государства, а затем перешагнуло через эти ценности и пошло по пути разрушения системы без определения четких целей развития.
Из-за
нарастания внутренних противоречий,
неспособности руководства
Проведенные в 1993-1994 гг. исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для нового российского государства представляют ее внутренние угрозы. Позднее выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз.
Во-первых, это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз.
Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга.
В-третьих, внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведут к большей зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов.
Информация о работе Проблемы экономической безопасности Российской Федерации