Проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью настоящей работы является изучение выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Задачи работы:
Изучить понятие и сущность выставочно-ярмарочной деятельности;
Рассмотреть спектр товаров и услуг современной ярмарки;
Проанализировать классификацию ярмарок;
Охарактеризовать выставочную деятельность как инструмент маркетинга;
Описать проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России.

Содержание

Введение 2
1.Теоретические аспекты организации выставочно-ярмарочной деятельности 3
1.1 Понятие и сущность выставочно-ярмарочной деятельности 3
1.2 Спектр товаров и услуг современной ярмарки 5
1.3 Классификация ярмарок 6
2.Выставочная деятельность как инструмент маркетинга 10
2.1 Выставочно-ярмарочная деятельность среди инструментов маркетинга 10
2.2 Определение целей участия в выставке 13
2.3 Преимущества торговых выставок в осуществлении целей продаж 16
3.Проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России
3.1 Основные тенденции развития выставочной деятельности в России 20
3.2 Нормативно-правовая база выставочно-ярмарочной деятельности в России 23
3.3 Проблемы развития выставочно-ярмарочной деятельности в России 25
3.4 Перспективы координации выставочной деятельности России со странами СНГ ………………………………………………………………………………
Заключение 34
Список использованных источников…………………………………... 36

Работа содержит 1 файл

Кирилл.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

В настоящее время  выставочно-ярмарочная деятельность, благодаря наличию собственной  материально-технической базы, инфраструктуры и квалифицированных кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и обеспечивать поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.

Характеристика существующей нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности. В настоящее время в Российской Федерации в отличие от целого ряда иностранных государств, таких, как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные вопросы указанной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Отдельные вопросы общего характера в сфере осуществления  выставочно-ярмарочной деятельности регулируются нормативными правовыми актами, основополагающими для всех отраслей экономики, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации (заключении договоров), Налоговым кодексом Российской Федерации (порядок налогообложения), Таможенным кодексом Российской Федерации (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через таможенную границу Российской Федерации).

Международные нормы  ВЯД регулируются международно-правовыми  актами организаций, участницей которых  является Российская Федерация.

Имеются также нормативные  правовые акты, регламентирующие порядок подготовки и проведения выставок продукции военного назначения, а также участия российских и иностранных структур в таких выставках.

Комиссия осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций.

Комиссия обеспечивает равные условия конкуренции на рынке  выставочных услуг. Выбор выставочных организаций на право подготовки и проведения российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Определение мероприятий федерального значения из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется с целью их координации, планирования по срокам и тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и информационную. Мероприятия отбираются на основе системы приоритетов и критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности12.

При этом следует учитывать, что наряду с коммерческими выставками, при проведении которых организаторы окупают вложенные финансовые средства и получают прибыль, проводятся мероприятия федерального и межрегионального значения, цель которых – привлечь и представить как можно больше производителей из различных регионов России. Многим из них для участия в выставках необходима государственная поддержка. В частности, она требуется участникам выставочных мероприятий, связанным с научными разработками, инновациями и изобретениями, а также товаропроизводителям, находящимся в тяжелом финансовом положении и остро нуждающимся в новых рынках сбыта.

Координация осуществляется также на уровне ряда федеральных  органов исполнительной власти. В частности, создана Комиссия по выставочной деятельности при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая координирует выставочно-ярмарочную деятельность в отрасли, определяет тематику и планирует выставочные мероприятия с учетом специфики конкретного региона. Подобные структуры имеются при Минпромнауки России, Минатоме России, Минсельхозе России.

Координация выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется также  и на уровне субъектов Федерации  через создание выставочных комитетов или комиссий при администрациях или правительствах субъектов Федерации. В частности, созданы Выставочный комитет при правительстве Санкт-Петербурга, Выставочный комитет при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Северо-Запад».

Кроме того, сформирован  ряд общественных организаций, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг, в их числе различные региональные координационные советы, гильдии, ассоциации.

В марте 2011 г. Комиссией Правительства по выставочно-ярмарочной деятельности была одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в России, которую следует рассматривать в качестве основополагающего документа для выработки государственной стратегии и формирования среднесрочной политики в сфере ВЯД13.

В Концепции ВЯД подчеркнуто, что государственная поддержка  выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах:

1) организационной;

2) финансовой:

– как финансовая поддержка участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

– как финансовое содействие модернизации и реконструкции материально-технической базы выставочной деятельности;

3) информационной.

 Организационная поддержка. Решение об оказании организационной поддержки выставочно-ярмарочным мероприятиям федерального значения, проводимым на территории Российской Федерации, принимается Комиссий Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности. Выбираются мероприятия, имеющие приоритетное значение для развития отрасли, региона или Российской Федерации в целом. При подготовке регионального мероприятия целесообразность его проведения согласуется с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, принятие решения об оказании организационной  поддержки российским участникам выставочно-ярмарочного мероприятия, проводимого за рубежом, должно основываться на предложениях федеральных органов исполнительной власти и ведомств, принимающих участие в организации российских экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, МИДа России и других); органов исполнительной власти субъектов Федерации; представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам и посольств Российской Федерации в соответствующих государствах. При этом принимаются во внимание предложения Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых и межрегиональных ассоциаций, союзов экспортеров, выставочных центров и организаций.

Отбираются, как правило, крупнейшие международные выставки и ярмарки, носящие многопрофильный характер и демонстрирующие новейшие достижения промышленности и науки, а также имеющие приоритетное значение для России с точки зрения продвижения отечественной экспортной продукции на рынки стран того или иного региона мира.

Финансовая поддержка выставочных мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложена координация работы в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом, ежегодно готовит предложения с целью предусмотреть в проекте федерального бюджета Российской Федерации на очередной год соответствующие финансовые средства.

Комиссия Правительства  Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности рассматривает и утверждает подготовленный федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными ведомствами перечень мероприятий на очередной год, на которых планируются российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета.

Финансовая поддержка  участия осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Федерации, а также за счет средств участников и спонсоров.

Что же касается финансовой поддержки развития материально-технической  базы выставочной деятельности, то, как подчеркнуто в Концепции, она будет осуществляться на основе специальной программы. При формировании этой Программы следует учитывать тот факт, что подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ оборудования, отсутствие выставочных площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных выставок на уровне современных требований. Необходима программа реконструкции и модернизации инфраструктуры выставочной отрасли. По мнению большинства выставочников-профессионалов, такой программной должна быть федеральная целевая программа развития ВЯД.

Информационная поддержка. Основной задачей информационной поддержки является создание интегрированной информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, опирающейся на:

– информационные ресурсы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ее зарубежных представительств;

– единые телекоммуникационные комплексы представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;

– информационные возможности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров;

– информационные возможности федеральных органов исполнительной власти (в частности, ресурсы уполномоченных Минэкономразвития России в субъектах Федерации, региональные представительства ряда других федеральных органов исполнительной власти).

Эта консолидированная информационная система позволит организовать информационное обеспечение российских товаропроизводителей – потенциальных участников выставочно-ярмарочных мероприятий – по широкому спектру представляющих практический интерес вопросов, в том числе с использованием международной сети Интернет и средств массовой информации.

 

Заключение

 

Выставки и ярмарки – это маркетинговые мероприятия, на которых участники представляют на производимые ими товары и услуги.

В рамках выставок и ярмарок  организации экспоненты с помощью образцов, размещаемых при помощи различных видов выставочного оборудования, демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.

Отличительной чертой ярмарок  является то, что они, как правило, предполагают прямые продажи предлагаемой посетителям продукции.

Выставки и ярмарки  включают в себя конференции, семинары, «круглые столы» и другие информационно-рекламные мероприятия.

На современном этапе  развития, учитывая усиление процессов  интеграции в мировом экономическом пространстве, выставочно-ярмарочной деятельности является одной из самых динамичных сфер развития мировой экономики, поскольку она играет важную роль в укреплении международных связей, внутренней и внешней торговли, пропаганде передовых технологий и новых видов продукции.

При этом развитие выставочно-ярмарочной деятельности согласно основных направлений государственной политики в сфере выставочно-ярмарочной деятельности не может быть обеспечен исключительно территориальными или структурными подразделениями облгосадминистрации, поскольку для создания наиболее благоприятных условий для эффективного развития выставочной деятельности необходимо введение единой государственной политики в сфере выставочной деятельности и четкая координация действий государственных органов и органов местного самоуправления в этой сфере.

Таким образом, эффективность  и результативность мероприятий  по координации выставочно-ярмарочной деятельности определяется уровнем  централизации деятельности в этой сфере.

Современная экономика развитых стран характеризуется изменениями в поведении покупателей, появлением новой шкалы ценностей относительно определения потребностей, статичность рынков, конкуренции, постоянно растет, и потребности в постоянно обновлении как процесса производства, так и процессов коммуникации. Динамизм развития порождает стремление предприятий избавиться узких торговых связей и искать новые способы деловых контактов.

Соответственно изменилось прежнее безразлично отношение  предприятий к выставок и ярмарок, которые сейчас считают одним из решающих составляющих системы: клиент - конкурент - обновление.

 

Список использованных источников

 

1. Голицына С. Что  показала выставка / С. Голицына // Туризм: практика, проблемы, перспективы. -2010. - № 4. - с. 21 
2. Грачева А. Путеводитель по выставкам / А. Грачева // Бизнес.- 2009.- №3. – с. 89 
3. Дурович А.П. Маркетинг: Учебное пособие / А.П. Дурович, А.С. Копанев , 4.М. Горбылевой. - М.: Экономпресс., 2008. - 23 с. 
5. Критсотакис Я.Г. , Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации / Я.Г. Критсотакис. - М.: Ось-89, 2008. - 123 с. 
6. Крылов И.В. , Теория и практика рекламы в России / И.В. Крылов.–М.: Издательство Центр, 2005. - 333с. 
7. Макшанцев Р.И. , Психология рекламы: Учебное пособие / Р.И. Макшанцев. –М.: ИНФРА-М, 2009. - 222 с. 
8. Романов А.Н. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, С.А. Красилъников. – М.: ЮНИТИ, 2008. - 232 с 
9. Миллер С., Как использовать торговые выставки с максимальным эффектом / С. Миллер. -М.: Довгань, 2008. - 323 с. 
10. Моисеева Я. , Коммуникационная концепция маркетинга и ее методическое обеспечение / Я. Моисеева, М. Рюмин // Маркетинг, - 2008. - №6. – с. 12-13. 
11. Назаренко Л.Ф. , Выставка как инструмент маркетинга / Л.Ф. Назаренко. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008. - 183 с. 
12. Олвуд Д. Выставки: планирование и дизайн / Д. Олвуд, Б. Монтгомери. - Новосибирск: Interbook, 2008. - 201с. 
13. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. Учебник для студентов вузов. 2-е изд., переработанное и дополненное / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. - 205 с. 
14. Папирян Г.А., Международные экономические отношения: маркетинг в туризме / Г.А. Папирян. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 55 с. 
15. Петелин В. Г., Стендист торгово-промышленной выставки: секреты мастерства / В. Г. Петелин. - М.: Ось-89, 2007. - 156 с. 
16. Ромат Е.В., Реклама: Учебники для вузов / Е.В. Ромат. - СПб.: Питер, 2008. - 189 с. 
17. Саюшев В.А. 50 золотых правил экспонента / В.А. Саюшев // Экспомир. – 2008. - №1. – с. 54-55. 
18. Семенцова Т. Современные технологии выставочного маркетинга / Т. Семенцова // Вопросы экономики. – 2009. - №3. – с. 42-43. 
19. Фирдман С., Как показать товар лицом: выставки и презентации / С. Фирдман. - М.:КОНСЭКО, 2009. - 221с. 
20. Шпаков В.Н. , Россия на Всемирных выставках 1851–2001 / В.Н. Шпаков. - М.: Росинэкс, 2005. - 137 с. 
21. Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме / В.С. Янкевич, Я.Л. Безрукова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 165 с. 
22. Управление выставками [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент: [сайт]. – URL:www.cfin.ru /marketing/ 
23. Международные выставки [Электронный ресурс] // Сайт Культурно-выставочного центра Сокольники: [сайт]. – URL:www.exposokol.ru  
24. ВВЦ, выставки и ярмарки [Электронный ресурс] // Всероссийский Выставочный Центр: [сайт]. – URL: www.vvcenter.ru 
25. Организация выставок [Электронный ресурс] // Московский Гостиный Двор: [сайт]. – URL:www.vistavki.ru  
26. Выставочный комплекс [Электронный ресурс] // Экспоцентр: [сайт]. – URL:www.expocentr.ru  
27. Современная международная торговля [Электронный ресурс] // Центр Международной торговли: [сайт]. – URL:www.wtcmoscow.ru 
28. Выставки и ярмарки [Электронный ресурс] // Росстройэкспо: [сайт]. – URL: www.rosstrovexpo.ru 
29. История ВВЦ [Электронный ресурс] // Выставочный комплекс «Наука и Образование»: [сайт]. – URL: www.fairs.ru  
31. Современная торговля [Электронный ресурс] // Всероссийский форум «Современная образовательная среда» : [сайт]. – URL:www.edu.fairs.ru

Информация о работе Проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России