Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:31, курсовая работа
Итак, целью настоящей работы является изучение выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Задачи работы:
Изучить понятие и сущность выставочно-ярмарочной деятельности;
Рассмотреть спектр товаров и услуг современной ярмарки;
Проанализировать классификацию ярмарок;
Охарактеризовать выставочную деятельность как инструмент маркетинга;
Описать проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России.
Введение 2
1.Теоретические аспекты организации выставочно-ярмарочной деятельности 3
1.1 Понятие и сущность выставочно-ярмарочной деятельности 3
1.2 Спектр товаров и услуг современной ярмарки 5
1.3 Классификация ярмарок 6
2.Выставочная деятельность как инструмент маркетинга 10
2.1 Выставочно-ярмарочная деятельность среди инструментов маркетинга 10
2.2 Определение целей участия в выставке 13
2.3 Преимущества торговых выставок в осуществлении целей продаж 16
3.Проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России
3.1 Основные тенденции развития выставочной деятельности в России 20
3.2 Нормативно-правовая база выставочно-ярмарочной деятельности в России 23
3.3 Проблемы развития выставочно-ярмарочной деятельности в России 25
3.4 Перспективы координации выставочной деятельности России со странами СНГ ………………………………………………………………………………
Заключение 34
Список использованных источников…………………………………... 36
В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность, благодаря наличию собственной материально-технической базы, инфраструктуры и квалифицированных кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и обеспечивать поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.
Количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.
Характеристика существующей нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности. В настоящее время в Российской Федерации в отличие от целого ряда иностранных государств, таких, как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные вопросы указанной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
Отдельные вопросы общего
характера в сфере
Международные нормы ВЯД регулируются международно-правовыми актами организаций, участницей которых является Российская Федерация.
Имеются также нормативные правовые акты, регламентирующие порядок подготовки и проведения выставок продукции военного назначения, а также участия российских и иностранных структур в таких выставках.
Комиссия осуществляет
координацию выставочно-
Комиссия обеспечивает равные условия конкуренции на рынке выставочных услуг. Выбор выставочных организаций на право подготовки и проведения российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Определение мероприятий федерального значения из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется с целью их координации, планирования по срокам и тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и информационную. Мероприятия отбираются на основе системы приоритетов и критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности12.
При этом следует учитывать, что наряду с коммерческими выставками, при проведении которых организаторы окупают вложенные финансовые средства и получают прибыль, проводятся мероприятия федерального и межрегионального значения, цель которых – привлечь и представить как можно больше производителей из различных регионов России. Многим из них для участия в выставках необходима государственная поддержка. В частности, она требуется участникам выставочных мероприятий, связанным с научными разработками, инновациями и изобретениями, а также товаропроизводителям, находящимся в тяжелом финансовом положении и остро нуждающимся в новых рынках сбыта.
Координация осуществляется также на уровне ряда федеральных органов исполнительной власти. В частности, создана Комиссия по выставочной деятельности при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая координирует выставочно-ярмарочную деятельность в отрасли, определяет тематику и планирует выставочные мероприятия с учетом специфики конкретного региона. Подобные структуры имеются при Минпромнауки России, Минатоме России, Минсельхозе России.
Координация выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется также и на уровне субъектов Федерации через создание выставочных комитетов или комиссий при администрациях или правительствах субъектов Федерации. В частности, созданы Выставочный комитет при правительстве Санкт-Петербурга, Выставочный комитет при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Северо-Запад».
Кроме того, сформирован ряд общественных организаций, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг, в их числе различные региональные координационные советы, гильдии, ассоциации.
В марте 2011 г. Комиссией Правительства по выставочно-ярмарочной деятельности была одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в России, которую следует рассматривать в качестве основополагающего документа для выработки государственной стратегии и формирования среднесрочной политики в сфере ВЯД13.
В Концепции ВЯД подчеркнуто, что государственная поддержка выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах:
1) организационной;
2) финансовой:
– как финансовая поддержка участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
– как финансовое содействие модернизации и реконструкции материально-технической базы выставочной деятельности;
3) информационной.
Организационная поддержка. Решение об оказании организационной поддержки выставочно-ярмарочным мероприятиям федерального значения, проводимым на территории Российской Федерации, принимается Комиссий Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности. Выбираются мероприятия, имеющие приоритетное значение для развития отрасли, региона или Российской Федерации в целом. При подготовке регионального мероприятия целесообразность его проведения согласуется с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, принятие решения об оказании организационной поддержки российским участникам выставочно-ярмарочного мероприятия, проводимого за рубежом, должно основываться на предложениях федеральных органов исполнительной власти и ведомств, принимающих участие в организации российских экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, МИДа России и других); органов исполнительной власти субъектов Федерации; представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам и посольств Российской Федерации в соответствующих государствах. При этом принимаются во внимание предложения Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых и межрегиональных ассоциаций, союзов экспортеров, выставочных центров и организаций.
Отбираются, как правило, крупнейшие международные выставки и ярмарки, носящие многопрофильный характер и демонстрирующие новейшие достижения промышленности и науки, а также имеющие приоритетное значение для России с точки зрения продвижения отечественной экспортной продукции на рынки стран того или иного региона мира.
Финансовая поддержка выставочных мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложена координация работы в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом, ежегодно готовит предложения с целью предусмотреть в проекте федерального бюджета Российской Федерации на очередной год соответствующие финансовые средства.
Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности рассматривает и утверждает подготовленный федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными ведомствами перечень мероприятий на очередной год, на которых планируются российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета.
Финансовая поддержка участия осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Федерации, а также за счет средств участников и спонсоров.
Что же касается финансовой поддержки развития материально-технической базы выставочной деятельности, то, как подчеркнуто в Концепции, она будет осуществляться на основе специальной программы. При формировании этой Программы следует учитывать тот факт, что подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ оборудования, отсутствие выставочных площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных выставок на уровне современных требований. Необходима программа реконструкции и модернизации инфраструктуры выставочной отрасли. По мнению большинства выставочников-профессионалов, такой программной должна быть федеральная целевая программа развития ВЯД.
Информационная поддержка. Основной задачей информационной поддержки является создание интегрированной информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, опирающейся на:
– информационные ресурсы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ее зарубежных представительств;
– единые телекоммуникационные комплексы представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;
– информационные возможности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров;
– информационные возможности федеральных органов исполнительной власти (в частности, ресурсы уполномоченных Минэкономразвития России в субъектах Федерации, региональные представительства ряда других федеральных органов исполнительной власти).
Эта консолидированная информационная система позволит организовать информационное обеспечение российских товаропроизводителей – потенциальных участников выставочно-ярмарочных мероприятий – по широкому спектру представляющих практический интерес вопросов, в том числе с использованием международной сети Интернет и средств массовой информации.
Выставки и ярмарки – это маркетинговые мероприятия, на которых участники представляют на производимые ими товары и услуги.
В рамках выставок и ярмарок организации экспоненты с помощью образцов, размещаемых при помощи различных видов выставочного оборудования, демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.
Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают прямые продажи предлагаемой посетителям продукции.
Выставки и ярмарки включают в себя конференции, семинары, «круглые столы» и другие информационно-рекламные мероприятия.
На современном этапе развития, учитывая усиление процессов интеграции в мировом экономическом пространстве, выставочно-ярмарочной деятельности является одной из самых динамичных сфер развития мировой экономики, поскольку она играет важную роль в укреплении международных связей, внутренней и внешней торговли, пропаганде передовых технологий и новых видов продукции.
При этом развитие выставочно-ярмарочной деятельности согласно основных направлений государственной политики в сфере выставочно-ярмарочной деятельности не может быть обеспечен исключительно территориальными или структурными подразделениями облгосадминистрации, поскольку для создания наиболее благоприятных условий для эффективного развития выставочной деятельности необходимо введение единой государственной политики в сфере выставочной деятельности и четкая координация действий государственных органов и органов местного самоуправления в этой сфере.
Таким образом, эффективность
и результативность мероприятий
по координации выставочно-
Современная экономика развитых стран характеризуется изменениями в поведении покупателей, появлением новой шкалы ценностей относительно определения потребностей, статичность рынков, конкуренции, постоянно растет, и потребности в постоянно обновлении как процесса производства, так и процессов коммуникации. Динамизм развития порождает стремление предприятий избавиться узких торговых связей и искать новые способы деловых контактов.
Соответственно изменилось прежнее безразлично отношение предприятий к выставок и ярмарок, которые сейчас считают одним из решающих составляющих системы: клиент - конкурент - обновление.
Список использованных источников
1. Голицына С. Что
показала выставка / С. Голицына //
Туризм: практика, проблемы, перспективы. -2010. - № 4. - с. 21
2. Грачева А. Путеводитель по выставкам
/ А. Грачева // Бизнес.- 2009.- №3. – с. 89
3. Дурович А.П. Маркетинг: Учебное пособие
/ А.П. Дурович, А.С. Копанев , 4.М. Горбылевой.
- М.: Экономпресс., 2008. - 23 с.
5. Критсотакис Я.Г. , Торговые ярмарки и
выставки. Техника участия и коммуникации
/ Я.Г. Критсотакис. - М.: Ось-89, 2008. - 123 с.
6. Крылов И.В. , Теория и практика рекламы
в России / И.В. Крылов.–М.: Издательство
Центр, 2005. - 333с.
7. Макшанцев Р.И. , Психология рекламы:
Учебное пособие / Р.И. Макшанцев. –М.: ИНФРА-М,
2009. - 222 с.
8. Романов А.Н. Маркетинг: Учебник/ А.Н.
Романов, С.А. Красилъников. – М.: ЮНИТИ,
2008. - 232 с
9. Миллер С., Как использовать торговые
выставки с максимальным эффектом / С.
Миллер. -М.: Довгань, 2008. - 323 с.
10. Моисеева Я. , Коммуникационная концепция
маркетинга и ее методическое обеспечение
/ Я. Моисеева, М. Рюмин // Маркетинг, - 2008.
- №6. – с. 12-13.
11. Назаренко Л.Ф. , Выставка как инструмент
маркетинга / Л.Ф. Назаренко. – М.: Информационно-издательский
дом «Филинъ», 2008. - 183 с.
12. Олвуд Д. Выставки: планирование и дизайн
/ Д. Олвуд, Б. Монтгомери. - Новосибирск:
Interbook, 2008. - 201с.
13. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность.
Учебник для студентов вузов. 2-е изд., переработанное
и дополненное / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов.
- М.: Информационно-внедренческий центр
«Маркетинг», 2009. - 205 с.
14. Папирян Г.А., Международные экономические
отношения: маркетинг в туризме / Г.А. Папирян.
- М.: Финансы и статистика, 2000. - 55 с.
15. Петелин В. Г., Стендист торгово-промышленной
выставки: секреты мастерства / В. Г. Петелин.
- М.: Ось-89, 2007. - 156 с.
16. Ромат Е.В., Реклама: Учебники для вузов
/ Е.В. Ромат. - СПб.: Питер, 2008. - 189 с.
17. Саюшев В.А. 50 золотых правил экспонента
/ В.А. Саюшев // Экспомир. – 2008. - №1. – с.
54-55.
18. Семенцова Т. Современные технологии
выставочного маркетинга / Т. Семенцова
// Вопросы экономики. – 2009. - №3. – с. 42-43.
19. Фирдман С., Как показать товар лицом:
выставки и презентации / С. Фирдман. - М.:КОНСЭКО,
2009. - 221с.
20. Шпаков В.Н. , Россия на Всемирных выставках
1851–2001 / В.Н. Шпаков. - М.: Росинэкс, 2005. -
137 с.
21. Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной
индустрии и туризме / В.С. Янкевич, Я.Л.
Безрукова. - М.: Финансы и статистика, 2009.
- 165 с.
22. Управление выставками [Электронный
ресурс] // Корпоративный менеджмент: [сайт].
– URL:www.cfin.ru /marketing/
23. Международные выставки [Электронный
ресурс] // Сайт Культурно-выставочного
центра Сокольники: [сайт]. – URL:www.exposokol.ru
24. ВВЦ, выставки и ярмарки [Электронный
ресурс] // Всероссийский Выставочный Центр:
[сайт]. – URL: www.vvcenter.ru
25. Организация выставок [Электронный
ресурс] // Московский Гостиный Двор: [сайт].
– URL:www.vistavki.ru
26. Выставочный комплекс [Электронный
ресурс] // Экспоцентр: [сайт]. – URL:www.expocentr.ru
27. Современная международная торговля
[Электронный ресурс] // Центр Международной
торговли: [сайт]. – URL:www.wtcmoscow.ru
28. Выставки и ярмарки [Электронный ресурс]
// Росстройэкспо: [сайт]. – URL: www.rosstrovexpo.ru
29. История ВВЦ [Электронный ресурс] // Выставочный
комплекс «Наука и Образование»: [сайт].
– URL: www.fairs.ru
31. Современная торговля [Электронный
ресурс] // Всероссийский форум «Современная
образовательная среда» : [сайт]. – URL:www.edu.fairs.ru
Информация о работе Проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России