Проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью настоящей работы является изучение выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Задачи работы:
Изучить понятие и сущность выставочно-ярмарочной деятельности;
Рассмотреть спектр товаров и услуг современной ярмарки;
Проанализировать классификацию ярмарок;
Охарактеризовать выставочную деятельность как инструмент маркетинга;
Описать проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России.

Содержание

Введение 2
1.Теоретические аспекты организации выставочно-ярмарочной деятельности 3
1.1 Понятие и сущность выставочно-ярмарочной деятельности 3
1.2 Спектр товаров и услуг современной ярмарки 5
1.3 Классификация ярмарок 6
2.Выставочная деятельность как инструмент маркетинга 10
2.1 Выставочно-ярмарочная деятельность среди инструментов маркетинга 10
2.2 Определение целей участия в выставке 13
2.3 Преимущества торговых выставок в осуществлении целей продаж 16
3.Проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России
3.1 Основные тенденции развития выставочной деятельности в России 20
3.2 Нормативно-правовая база выставочно-ярмарочной деятельности в России 23
3.3 Проблемы развития выставочно-ярмарочной деятельности в России 25
3.4 Перспективы координации выставочной деятельности России со странами СНГ ………………………………………………………………………………
Заключение 34
Список использованных источников…………………………………... 36

Работа содержит 1 файл

Кирилл.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

Что касается целей участия  в зарубежных выставках, то их можно  продифференцировать в зависимости  от вида рынка. На новых и трудных  зарубежных рынках, как правило, цели ограничиваются презентацией предприятия и его продукции, сбором информации о рынке, установлением контактов с потенциальными покупателями, поиском представителей или партнеров. На установившихся (классических) рынках эти цели гораздо шире: получение заказов, развитие контактов с крупными покупателями и импортерами. Экспонент может варьировать свои цели в соответствии с конкретной выставкой.

Следует подчеркнуть, что  для определения целей участия  в выставке экспонент либо выбирает мероприятие, предназначенное для выполнения твердо определенных целей, либо варьирует свои цели в соответствии с конкретной выставкой.

В заключение нужно внести в цепь этих рассуждений еще одно существенное звено: необходимо определить, в каком объеме имеются в распоряжении финансовые средства для участия в выставке и принятия необходимых дополнительных мер (например, для предварительной рекламы), а также для дополнительных расходов на персонал. От участия в выставке зачастую отказываются с преждевременной поспешностью из-за предстоящих затрат, неумения измерить возможные результаты, не учитывая мультифункциональности выставки. Предприятие прежде всего должно ответить на вопрос, готово ли оно до достижения определенных целей перераспределить предусмотренные затраты на маркетинг, выделить необходимые финансовые средства для участия в выставке (дополнительные расходы на предварительную рекламу, на персонал и т.п.).

Определение важнейших  целей выставки оказывает влияние  на всю организационную работу по подготовке к ней, а затем –  на участие и в завершение – на контроль реализации этих целей7.

 

3.Проблемы и перспективы  выставочной деятельности в регионах  России

3.1 Основные тенденции развития выставочной деятельности в России

 

В России, как и во всем мире, выставки становятся все более специализированными. Год от года уменьшается доля многоотраслевых универсальных выставочных мероприятий.

В 2011 г. соотношение многоотраслевых и специализированных выставок составляло соответственно 11,1 и 88,9%8. Стабилизация экономики и перспективы промышленного роста привели к увеличению общего числа выставок промышленной тематики.

Основные участники этих выставок российские предприятия. Развитие отечественной  пищевой индустрии также стало  основой роста в нашей стране числа выставок данной отрасли. На докризисный уровень выходят выставки отраслей, ориентированных на потребительский спрос, а также сельского хозяйства, строительства, здравоохранения и др. А вот бум «компьютерных» выставок, по всей видимости, заканчивается. В табл. 1 приведены десять наиболее популярных выставочных тематик.

С развитием региональных рынков и  их инфраструктуры будут развиваться  и региональные выставки.

После кризиса 2008 года заметно уменьшилось количество зарубежных экспонентов в Москве и регионах. При условии стабилизации экономической и политической обстановки в стране можно прогнозировать и «второе пришествие» иностранных компаний на российские выставки. Вероятно, изменится и структура их предложений – «центр тяжести» сместится от ширпотреба в сторону продукции и оборудования производственного назначения. Компании, представляющие этот сектор, будут стремиться выезжать на выставки в регионы ближе к потребителям продукции.

Так же На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.

Выставочно-ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня  выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций.

По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200-300 млн. долл. в год. Экономическая эффективность  от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2009 году 50 - 60 млн. долл. США, в 2012 году – 100 - 110 млн. долл. США.

Важным аспектом выставочно-ярмарочной деятельности является ее социально-экономическая  направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Количество занятых  непосредственно в выставочных  организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной  занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.

Позитивную роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности играют:

  • наметившиеся положительные изменения в экономике;
  • восстановление и развитие межрегиональных и кооперационных связей;
  • увеличение объема инвестиций в российскую экономику;
  • рост числа выставочных организаций и, как следствие, образование конкурентной среды, стимулирующей повышение уровня выставочного сервиса и современной выставочной инфраструктуры;
  • повышение внимания федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к проблемам выставочно-ярмарочной деятельности.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Основные тематические выставки России10

 

Рейтинг 2011 г. (2010 г.)

Тематики и товарные группы

Доля в общем количестве выставок 2011 г. (2010г.), %

1 (З)

Продукты питания, напитки

10,9 (8,9)

2 (1)

Строительство, ремонт, благоустройство

9,8 (9,8)

3 (2)

Мебель и предметы быта

7,8 (9,0)

4 (6)

Сельское хозяйство, садоводство

6,7 (6,3)

5 (9)

Потребительские товары

6,5 (5,8)

6 (–)

Текстильная и легкая промышленность

5,6 (–)

7 (8)

Медицина, гигиена, охрана труда

5,5 (6)

8 (5)

Экология, коммунальные службы

4,8 (6,5)

9 (–)

Транспорт, дорожное хозяйство

4,6 (–)

10 (10)

Спорт, туризм, отдых

4,5 (5,2)


 

3.2 Нормативно-правовая база выставочно-ярмарочной деятельности в России

 

В настоящее время в Российской Федерации в отличие от целого ряда иностранных государств таких, как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные вопросы указанной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

К числу нормативных  правовых актов, регулирующих отношения, напрямую затрагивающие проблематику осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, в частности, относятся:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2000 г. №328 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 г. №11 «Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли»;

 

 

Таблица 1 - Основные тематические выставки России11

Рейтинг 2011 г. (2010 г.)

Тематики и товарные группы

Доля в общем количестве выставок 2011 г. (2010г.), %

1 (З)

Продукты питания, напитки

10,9 (8,9)

2 (1)

Строительство, ремонт, благоустройство

9,8 (9,8)

3 (2)

Мебель и предметы быта

7,8 (9,0)

4 (6)

Сельское хозяйство, садоводство

6,7 (6,3)

5 (9)

Потребительские товары

6,5 (5,8)

6 (–)

Текстильная и легкая промышленность

5,6 (–)

7 (8)

Медицина, гигиена, охрана труда

5,5 (6)

8 (5)

Экология, коммунальные службы

4,8 (6,5)

9 (–)

Транспорт, дорожное хозяйство

4,6 (–)

10 (10)

Спорт, туризм, отдых

4,5 (5,2)


3.3 Проблемы развития выставочно-ярмарочной деятельности в России

 

Одной из основных проблем, затрудняющих развитие ВЯД в России, является нехватка современных выставочных  площадей. Это проявляется во всех регионах. В Москве, например, даже наиболее современный специализированный выставочный комплекс страны «Экспоцентр» по размерам площади трудно отнести к крупным по европейским меркам – он уступает как минимум пятидесяти комплексам Европы.

Закрытые выставочные  площади в Москве составляют сегодня  лишь около 180 тыс. кв. м. К 2015 г. совокупные выставочные площади в Москве должны вырасти на 350%. Большие планы развития имеет комплекс «Ленэкспо» в Санкт-Петербурге, где в ближайшие годы планируется в дополнение к имеющимся 25 тыс. кв. м ввести в строй до 35 тыс. кв. м закрытой выставочной площади.

Большинству городов  России строительство выставочных  комплексов не менее необходимо, чем  в столицах, – там выставочная  деятельность начиналась на пустом месте. Конечно, положение меняется к лучшему – в 90-х годах новые выставочные комплексы были открыты в Нижнем Новгороде, Иркутске, Казани и ряде других городов. Но все же новостройки кардинально не решают проблему нехватки площадей. Пока лишь менее 50% традиционных выставочных городов могут предложить экспонентам специализированные площади с хорошим оборудованием, остальные – лишь приспособленные помещения. Суммарная площадь выставочных площадей всей России пока недотягивает до площади одного лишь Ганноверского выставочного центра.

Состояние материально-технической  базы выставочных центров во многом определяет уровень сервиса для участников и посетителей выставок. Фактически в России нет ни одного выставочного комплекса, который бы стабильно, в полном объеме и с должным качеством смог обеспечить весь круг необходимых выставочных услуг. Но за истекшее десятилетие ощутимый прогресс наметился и в этой сфере. Появилось много российских компаний, которые специализируются на услугах для экспонентов и способны предоставлять их на уровне лучших мировых стандартов.

Стоимость аренды 1 кв. м выставочной площади варьируется в широких пределах – от 20 до 500 у.е. Наиболее высокую стоимость устанавливают действующие в России иностранные выставочные компании, которые даже в региональных городах держат цены на уровне московских.

3.4 Перспективы координации выставочной деятельности России со странами СНГ

 

Роль государства в  развитии выставочной деятельности в России. Выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД) во всех промышленных странах является важнейшим инструментом государственной политики, эффективным средством развития свободного рынка, порою весьма существенным источником пополнения федерального и местного бюджета.

Международные экспозиции в крупнейших выставочных комплексах мира всегда имеют высокий общественный резонанс и дают социально-экономический эффект в развитии всей инфраструктуры выставочных городов, приводят к расширению торговли, сферы услуг, увеличению числа рабочих мест, привлечению дополнительных инвестиций в выставочную сферу.

Во всех странах государственную  поддержку в выставочной сфере – дотации, налоговые льготы для предприятий-участников и организаторов мероприятий, стимулирование инвестиций в эти проекты – получают те предприятия и отрасли, для которых определена приоритетность развития. Во многих странах с рыночной экономикой есть государственные программы по участию национальных предприятий в выставках за рубежом. Эти программы в обязательном порядке дотируются из государственных средств.

Новой отраслью, привлекающей все большее внимание государства, становятся выставки и в России. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.

Торгово-промышленные выставки и ярмарки как коммерческие мероприятия прочно вошли в новую жизнь.

Выставочно-ярмарочная деятельность становится инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных проектов российских организаций.

По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200–300 млн. долл. в год. Экономическая эффективность от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2010 г. 50–60 млн. долл. США, в 2015 г. – 100–110 млн. долл. США.

Информация о работе Проблемы и перспективы выставочной деятельности в регионах России