Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Современная банковская система яляется объектом исследования данной курсовой работы. Банковская система в Российской Федерации служит предметом исследования. Целью курсовой работы является выявление особенностей развития банковской системы на современном этапе. В связи с поставленной целью необходимо реализовать следующие задачи:
- рассмотреть современную банковскую систему;
- раскрыть сущность банков и их виды;
- определить роль коммерческих банков в банковской системе;
- проанализировать деятельность банковкой системы в России;
- рассмотреть сравнительные характеристики Центрального банка и
коммерческих банков в РФ;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы функционирования банковской системы 5
1.1 Современная банковская система 5
1.2 Сущность банков и их виды 8
1.3 Коммерческие банки 10
2 Анализ деятельности банковской системы в России 18
2.1 Банковская система РФ 18
2.2 Коммерческие банки РФ 22
2.3 Сравнительная характеристика Центрального банка и коммерческих
банков в РФ 27
3 Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ 30
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Приложение А

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

     Создание  и функционирование коммерческих банков в РФ основывается на Законе «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом  банки России действуют как универсальные  кредитные учреждения, то есть совершают широкий круг операций на финансовом рынке. К этим операциям относят предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдачу гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. д.

     Как и в других странах, банки в  РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство – по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных  законодательством.

     Примерная организационная структура коммерческого банка в РФ отражена на рисунке 3. 

     

     

       

     

     

       

     

     

      

     

     

     

     

     

     

       

     

     

     

     

     

       

     

       
 

     Рисунок 3 – Примерная структура коммерческого банка РФ

     Банки в России могут создаваться на основе любой формы собственности: частной, коллективной, акционерной, смешанной, государственной. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Такие банки могут быть совместными (их уставной капитал формируется за счет средств резидентов и нерезидентов) и иностранными (уставной капитал формируется исключительно за счет средств нерезидентов).

     В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания клиентов, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. Филиалы банка – это обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.

     Основной  целью деятельности представительств банка является представление его  интересов, осуществление защиты, изучение рынка банковских услуг на определенной территории. Представительства не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции

[6, с.347].

     Деятельность  коммерческих банков в России регулируется Законом «О банках и банковской деятельности», Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и другими законодательными и нормативными актами. В соответствии с Законом РФ №17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г. № 396-1» к банковским операциям относятся:

    • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады

       (до востребования и на определенный срок);

    • размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
    • открытие и ведение банковских счетов;
    • осуществление расчетов;
    • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных

        документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц:

    • купля-продажа иностранной валюты;
    • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
    • выдача банковских гарантий.

     Банки имеют также право осуществлять следующие сделки:

     1)  выдачу поручительств за третьих  лиц, предусматривающих исполнение  обязательств в денежной форме;

     2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

     3)  доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

     4)  операции с драгоценными металлами  и камнями;

     5)  предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

     6) лизинговые операции, а также оказание консультационных и информационных услуг [3, с.5].

     Банкам  запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

      Сегодня коммерческий банк представляет собой  универсальный, многофункциональный кредитно-финансовый комплекс, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционные, консультационные и другие банковские операции. Через лизинг, факторинг, проектное финансирование, концентрацию передовой технологии, использование в банковской практике последних достижений науки и техники банки фактически управляют научно-техническим прогрессом и непосредственно участвуют в процессе производства. Кроме того, широкое кредитование бюджетного дефицита и государственного долга усиливает сращивание банков с государственными финансами и позволяет банкам влиять на денежную (и не только денежную) политику страны. 

      2.3   Сравнительная характеристика Центрального банка и

                коммерческих банков  в РФ 

     Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

     Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

     Основные  инструменты денежно-кредитной политики представлены на рисунке 1 приложения А.

     Коммерческие  банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

     Регулирование валютных операций коммерческих банков отражено на рисунке 2 приложения А.

     Надзор  за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные управления Центральный  банк РФ по месту их нахождения, а  также Главное управление по работе с коммерческими банками. При  этом контролируется соблюдение банками  обязательных экономических нормативов, правильность применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ.

     Формы и методы контроля за деятельностью  банков со стороны ЦБ РФ представлены на рисунке 3 приложения А.

     Наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

     Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно  хранить на отдельном счете в  ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в  процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования  в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

     При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

     При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

     Первоначально обязательные минимальные резервы  формировались как гарантия наличия  определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

     Кредитный потенциал коммерческого банка  уменьшается настолько, насколько  увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.

     Деятельность  коммерческих банков затрагивает имущественные  и социальные права широкого круга  граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.

     Банк  России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила  проведения банковских операций, ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

     Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка.

     Банк  России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России [15, с.13].

     Таким образом, из всего выше сказанного можно  сделать вывод, что в России утвердилась двухуровневая банковская система, которая представлена двумя уровнями: на первом уровне находится Центральный банк страны, на втором – кредитные организации.  Эти два уровня тесно связаны между собой и от их взаимодействия зависит устойчивость и эффективность всей банковской системы страны.  

    3     ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ     

           СИСТЕМЫ РФ 

    Известно, что от состояния банковской системы зависит авторитет государства и успех всех проводимых экономических реформ. На современном уровне от банковской системы зависит политическая стабильность страны.

    По всем показателям банковская система России значительно отстает от развитых стран. Несмотря на высокий рост, объем выдаваемых кредитов не соответствует задачам экономического роста, стоящим перед страной. В структуре источников финансирования капиталовложений российских предприятий доля банковских кредитов остается по сравнению с развитыми странами незначительной – всего 8-10 % (США – 40 %, ЕС в среднем – 42-45 %, Япония – 65 %). Большая часть населения не включена в систему банковского обслуживания. По данным статистики, в России банковские счета имеют только 25 % россиян, в то время как в западноевропейских странах – все взрослое население. Меньше 10 % населения пользуются пластиковыми картами, когда в развитых странах на каждого жителя приходится 1-2 карты.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ