Проблемы и перспективы применения мер экономического характера в регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблем и выявление перспектив применения мер экономического характера в регулировании ВЭД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть элементы мер экономического характера в регулировании ВЭД
2) Проанализировать тенденции применения мер экономического характера в регулировании мировой торговли
3) Обозначить проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, назначение и элементы мер экономического характера регулирования ВЭД 4
1.1 Понятие, сущность, роль и виды экономических мер нетарифного характера в регулировании внешней торговли 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование применения экономических мер нетарифного регулирования в Таможенном союзе 10
1.3 Особенности применения отдельных экономических мер в регулировании внешней торговли 13
2. Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
2.1 Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
3. Проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая (переделанная).doc

— 340.50 Кб (Скачать)

Сложная ситуация сейчас складывается в сельском хозяйстве  в связи с вступлением России в ВТО. Агропромышленный комплекс сейчас находится по показателю производства на уровне 1990г. Для того чтобы выйти из этой сложившейся ситуации необходима серьезная господдержка. Но после вступления в ВТО Россия не сможет этого делать, так как взяла на себя обязательства до 2020 года сократить объемы субсидирования до 8 млрд. рублей в год, после 2020 года — до 4 млрд. рублей. Следует учесть, что в России основные субсидии тратятся на то, что иностранные фермеры получают бесплатно - низкие процентные ставки по кредитам. К примеру в Европе средняя процентная ставка по кредиту без учета субсидий составляет 4%.

Кроме этого, Россия не сможет защитить свое сельское хозяйство с помощью таможенных пошлин. В среднем по отрасли сокращение пошлин произойдет на уровне 1,5 раза. По ряду позиций они будут обнулены, что в сельском хозяйстве вообще недопустимо. Россия также отказывается от квот, меняется система контроля продукции Россельхознадзором (теперь он не сможет препятствовать ввозу некачественной продукции на территорию России и останавливать ее на границе) — все это ведет к появлению широких возможностей для поставок на наш рынок иностранными производителями своей демпинговой, субсидированной продукции, с которой отечественные производители конкурировать не в состоянии.

Если рассмотреть  применение квотирования в последние  годы в России и проанализировать фактический и планируемый объем  квот на импорт мяса птицы в 2011 году, то можно увидеть, что он вдвое сократился  — с ранее запланированных 600 тыс. до 350 тыс. тонн. В правительстве и отраслевых ассоциациях такой шаг объясняют угрозой демпинга со стороны производителей курятины США, пострадавших от "хлорного запрета" импорта в 2010 году.

Причина — внутреннее производство в 2010 году увеличилось  на 250-300 тыс. тонн, таким образом, был  закрыт дефицит от  сокращения импортных  квот.

В частности, квота  на импорт свинины в Россию на 2012 году снижена до 400 тысяч тонн для  всех стран с 472,1 тысячи тонн в 2011 году, а свиного тримминга (обрезка) увеличена до 30 тысяч тонн с 27,9 тысячи тонн, также для всех стран. Квота на импорт охлажденной говядины составит 30 тысяч тонн, из которых 29 тысяч тонн определено для стран ЕС; замороженной - 530 тысяч тонн, как и в 2011 году. Из этих 530 тысяч тонн по 60 тысяч тонн определено для ЕС и США, 3 тысячи тонн отдельно для Коста-Рики, а остальные 407 тысяч тонн - для всех остальных стран.

Квота на поставки мяса кур в Россию на 2012 год утверждена в объеме 250 тысяч тонн для всех стран, на импорт замороженного куриного фарша - 70 тысяч тонн (из которых 56 тысяч тонн отводятся ЕС и 14 тысяч тонн - остальным странам), замороженного фарша индейки - 10 тысяч тонн для всех стран. В 2011 году объем квоты на импорт мяса птицы составил 350 тысяч тонн, при этом фарш в отдельную позицию не выделялся. Через 1-2 года Российские предприятия смогут самостоятельно обеспечивать спрос внутри страны, но несмотря на это будет нецелесообразно отменять сейчас тарифные квоты, так как это неблагоприятно скажется на внутреннем производстве. Сейчас Россия завозит из-за рубежа порядка 10% от потребности в курятине. Это необходимый объем для усиления конкуренции среди отечественных производителей и поддержания ассортимента

Основными тенденциями российского рынка мяса, которые продолжатся в ближайшие годы, являются: развитие отечественного производства, государственная поддержка отрасли и, как следствие, постепенное импортозамещение.

Квотирование  на импорт мяса являлось одним из спорных вопросов, которые Россия должна была решить перед своим вступлением в ВТО. В итоге Россия добилась права сохранить квоты на импорт мяса.

В 2006 году был  принят Федеральный закон «Об  экспорте газа», который предоставляет  «Газпрому» исключительное право на экспорт газа, позволяет проводить скоординированную производственную и маркетинговую политику и является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта российского газа. Закон предоставляет исключительное право на экспорт газа организации – собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации – собственника единой системы газоснабжения составляет 100%. Регулирование экспорта природного газа путем назначения единого оператора обеспечило эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности с учетом интересов как государства, так и производителей газа, исключит конкуренцию российских поставщиков за рубежом. С отходом от системы квотирования и лицензирования экспортных поставок, регулирование экспорта газа оказалось выведено из сферы государственного контроля за исключением поставок по международным соглашениям. Такие поставки осуществляются ОАО «Газпром» как единым оператором с 1994 года в соответствии с Указом Президента РФ. 

Проведя анализ современных тенденций  применения мер экономического характера можно сделать вывод о существенных изменениях в этом направлении регулирования ВЭД, коренной перестройке всей системы государственного регулирования внешней торговли. Становление России как полноценного члена ВТО еще будет продолжаться и в ближайшем будущем политика протекционизма из-за невозможности исключения ее из таможенной политики России будет пересмотрена в пользу закрепления нетарифных мер как главного регулятора внешнеторговой деятельности.

Исходя из проведенного анализа необходимо выделить проблемы и пути их решения, что и  будет сделано в следующей  части работы.

 

3. Проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД

На практике меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли в России. Существует ряд причин, обуславливающих «выгодность» мер защиты внутреннего рынка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка - это достаточно подробно прописанная правовая процедура, т.е. при определенных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту. Во-вторых, эти инструменты активно используются в международной практике и признаны в ВТО. [21].

Недооценка компенсационных мер  защиты национального рынка от иностранной  конкуренции ведет не только к  проникновению субсидируемых товаров  на рынок импортирующей страны и вытеснению с него отечественных товаров, но и к ограничению доступа российских товаров на внутренний рынок субсидирующей страны за счет субсидирования сбыта продукции местного производства на внутреннем рынке, а также к ухудшению условий экспорта в третьи страны из-за того, что на их национальных рынках сбываются субсидируемые товары.


Российская Федерация  проводит таможенную политику через  следующие инструменты:

  • таможенные пошлины и таможенный тариф как свод ставок таможенных пошлин;
  • налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
  • таможенные сборы;
  • специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Но связи с намерением России стать членом ВТО необходимо построить модель инструментов по следующим  направлениям:

  • постепенное снижение уровня таможенных пошлин, налогов;
  • расширение возможности доступа субъектов внешней торговли к применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • обеспечение возмещения налога на добавленную стоимость при экспортных операциях;
  • обоснованное применение в необходимых случаях запретительных таможенных пошлин при условии сохранения интересов граждан и их объединений;
  • либерализация системы валютного контроля;
  • гарантирование предоставления льгот по таможенному обложению в отношении физических лиц.

Данные направления  не противоречат «правилам» ВТО. Постепенное  снижение ставок таможенного тарифа в настоящее время будет отрицательно влиять на конкурентоспособность российских товаров. Данное обстоятельство возможно компенсировать за счет расширения применения специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер, которые свою очередь дает возможность обеспечить защиту от недобросовестной конкуренции национального производителя и экономики страны в целом [24].

Применение защитных мер в отношении некоторых товаров, приводить к тому, что импортеры во избежании уплаты больших таможенных платежей недостоверно декларирует товары. Для устранения данных проблем необходимо усилить таможенный контроль в отношении товаров к которым применяются защитные меры, а повысить компетенцию таможенных инспекторов в области идентификации товаров.

В целях интеграции экономики  России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах.

Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер [21].

Все это позволит в  перспективе получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта. 
       В ситуации, которая сейчас сложилась в связи с вступлением России в ВТО, необходимо пересмотреть взгляды на защиту отечественного производства, снизив долю тарифных ограничений и повысив роль нетарифных ограничений, которые в большинстве своем и являются основой для регулирования внешнеэкономической деятельности в странах, которые уже являются членами Всемирной Торговой организации. На примере сельского хозяйства можно увидеть, что приобретение статуса члена ВТО нашим государством вынуждает кардинально изменять подход к защите отечественных производств, применяя меры иного характера нежели ранее, совершенствовать систему субсидирования, поддержки предприятий внутри страны.

   В настоящее  время Правительство России уделяет  большое внимание проекту Федеральной  программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

Система валютного регулирования  и валютного контроля при экспорте и импорте недостаточно проработана, в законодательстве остаются лазейки, которые позволяют вывозить капитал из страны, что в свою очередь пагубно отражается на развитии всей страны в целом. Изменения, вступившие в силу и готовящиеся в ближайшее время в законодательстве, касающемся валютного регулирования, позволяют достичь улучшения положения с вывозом валютных ценностей за рубеж, но не решают полностью этой проблемы.

Несмотря на динамичный и устойчивый рост производства мяса птицы и свинины в последние годы, Россия остается одним из крупнейших мировых покупателей этого сырья. Если не принимать во внимание ситуацию с говядиной, то положение дел в российском мясном секторе можно считать весьма неплохим. Безусловно, те меры поддержки, которые Правительство предоставило отечественным сельхозтоваропроизводителям, сыграли свою позитивную роль в динамичном развитии отрасли. Квотирование импорта мяса и государственная программа развития сельского хозяйства стали импульсом для массивных инвестиций в отечественный агропром.

В связи с вступлением  в ВТО пожалуй, одним из самых важных положительных аспектов является то, что Россия сохранит на ближайшие годы возможность применение режима тарифного квотирования в отношении мяса. Рынок мяса птицы остается одним из самых защищенных секторов российского животноводства. За последние годы наши птицеводческие предприятия достигли действительно выдающихся результатов и смогли удовлетворить спрос со стороны населения на качественный и недорогой продукт. Уже сейчас отечественные птицефабрики, в том числе благодаря усилиям нашей ассоциации, стремятся выйти со своей продукцией на азиатские и европейские рынки. И в этом вопросе членство России в ВТО должно стать реальным подспорьем. [28] 

В целом меры экономического характера достаточно разнообразно применяются в России, создавая приемлемые условия для развития большинства  отраслей экономики и предприятий в частности. Аппарат управления страны старается оперативно реагировать на изменеия в мировом сообществе, положение России в мировом экономическом сообществе, уровень развития отдельных отраслей, условия и обстоятельства их развития, но к сожалению остаются непроработанными многие вопросы касающиеся каждой из групп мер экономического характера, будь это несовершенство законодательной базы или недостаточность субсидирования и поддержки отечественных экспортеров.

Вступление в ВТО  повлекло за собой дополнительные трудности, которые государственный аппарат  управления старается решать, но объема проведенной работы недостаточно для создания благоприятных условий отечественным производствам в условиях членства России в ВТО.

Информация о работе Проблемы и перспективы применения мер экономического характера в регулировании ВЭД