Проблемы и перспективы применения мер экономического характера в регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблем и выявление перспектив применения мер экономического характера в регулировании ВЭД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть элементы мер экономического характера в регулировании ВЭД
2) Проанализировать тенденции применения мер экономического характера в регулировании мировой торговли
3) Обозначить проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, назначение и элементы мер экономического характера регулирования ВЭД 4
1.1 Понятие, сущность, роль и виды экономических мер нетарифного характера в регулировании внешней торговли 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование применения экономических мер нетарифного регулирования в Таможенном союзе 10
1.3 Особенности применения отдельных экономических мер в регулировании внешней торговли 13
2. Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
2.1 Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
3. Проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая (переделанная).doc

— 340.50 Кб (Скачать)

Ставка компенсационной  пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара. В случае, если субсидии предоставляются в соответствии с различными программами, учитывается их совокупный размер.

Ставка компенсационной  пошлины может быть меньше, чем  размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных  государств), если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли российской экономики.

При определении ставки компенсационной пошлины учитываются поступившие в письменной форме в орган, проводящий расследования, мнения российских потребителей, на экономические интересы которых может оказать воздействие введение компенсационной пошлины.

Специальная пошлина применяется в качестве защитной меры, если импорт товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.4

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование  применения экономических мер  нетарифного регулирования в  Таможенном союзе

 

Систему нормативно правового  регулирования в Таможенного  союза можно представить следующим образом:

Межправительственные  соглашения стран-участниц таможенного  союза и НПА органов ЕВРАЗЭС (высший орган таможенного союза) в области нетарифного регулирования.

 Соглашение « О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 25 января 2008 года. Данное соглашение определяет принципы, на основе которых применяются меры нетарифного в отношении третьих стран.

Соглашение «О порядке  введения и применения мер, затрагивающих  внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран», которое определяет порядок введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов государств Сторон, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами.

Решение межгосудаственного союза ЕВРАЗЭС от 27 ноября 2009г  №19 «О едином нетарифном регулировании  на территории таможенного союза  республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации». По решению считаются  вступившими в силу с 1 января 2010 года:

Так же данное решение  утверждает единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Определяет обязанности и полномочия Комиссии таможенного союза. Устанавливает порядок применения НТО на территории каждой из стран-участниц таможенного союза в отношении третьих стран. Определяет временный порядок сертификации, лицензирования и введения количественных ограничений на отдельные виды товаров, на территории каждой из стран-участниц.

Решение комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009г  №132 « О едином нетарифном регулировании таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации» устанавливает полномочия и обязанности правительств стран-участниц в области применения единых мер нетарифного регулирования. Решением также установлен, срок действия лицензий на экспорт и импорт, и иных разрешительных документов на вывоз или ввоз товаров, выданные уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств - участников таможенного союза до 1 января 2010 года.

Решение комиссии таможенного союза от 27 января 2010г «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации». Решением установлен единый перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта. Рушение устанавливает порядок выдачи генеральных и исключительных лицензий в отношении определенных товаров из единого перечня к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз.

Следующую ступень в  системе нормативно-правового регулирования  применения нетарифных ограничений  занимают федеральное законодательство РФ.

Таможенный кодекс РФ. Статья 7 таможенного кодекса РФ гласит, что в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Правовую основу валютного контроля при экспорте и импорте составляет  ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Основу применения специальных  мер по защите отечественных производителей составляет ФЗ №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»

В системе антидемпингового регулирования очень важную роль играют Постановления Правительства  РФ, посредством которых реализуются  положения вышеприведенного закона.

 

 

1.3 Особенности применения отдельных экономических мер в регулировании внешней торговли

 Экономические меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности предполагают использование не только собственно таможенного тарифа как свода ставок импортных таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу таможенной территории РФ, но и всего комплекса мер, эффект воздействия которых на международные поставки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности, а следовательно, на их поведение, сохраняя в то же время за ними полную коммерческую самостоятельность.

Данные защитные меры применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации [14].

Рассмотрим  каждую защитную меру в отдельности.

В соответствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров в РФ» специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. А импортной квотой является ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости.

В свою очередь, специальная пошлина - пошлина, которая применяется при  введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению  Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том  числе предварительной антидемпинговой  пошлины, или одобрения ценовых  обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационная мера - мера по нейтрализации  воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных  государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Таким образом, защитные меры служат инструментом вмешательства во внешнеторговую сферу и содействуют повышению  надежности защиты российской экономики  и отечественных производителей аналогичных товаров и повышению эффективности государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Введение экономических защитных мер - процесс кропотливый и длительный, требующий определенных расследований. Только после консультаций, проведенных  Россией с заинтересованными странами, которые попадают в поле действия предполагаемой защитной меры, она может быть принята. В ходе этих консультаций может оказаться, что представляемых российской стороной данных недостаточно либо зарубежная сторона выдвинет контраргументы, которые доказывают, что существенного ущерба нашим производителям импортируемая в Российскую Федерацию продукция не наносит. 
Для принятия решения о применении защитных мер должны быть представлены неопровержимые доказательства причинно - следственной связи между возросшим импортом и серьезным ущербом для национальной промышленности. Этот факт может быть установлен только в результате специального расследования, предусмотренного законом.

В соответствии с действующим законодательством  о валютном регулировании и валютном контроле ФТС России является агентом валютного контроля. Все нарушения, которые возможны при осуществлении валютных операций, связаны с выполнением незаконных валютных операций, а также нарушением установленного порядка открытия счетов за рубежом, нарушением установленного порядка учета и отчетности по валютным операциям, нарушением установленного порядка перемещения через границу валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

Валютный контроль при вывозе товаров  осуществляется с целью предотвращения сокрытия выручки, т.е. денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера нерезидентом (например, Покупателем) в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

По  действующему в настоящее время российскому законодательству российские экспортеры обязаны зачислять выручку от экспорта на свой рублевый или валютный счета, открытые в уполномоченных банках. Зачисление выручки на иной счет допускается только по разрешению Центрального банка РФ.

Валютный  контроль за ввозом товаров в Россию осуществляется с целью усиления контроля за обоснованностью платежей по внешнеэкономическим сделкам  и предотвращения утечки денежных средств (в иностранной или российской валютах) за пределы России.

Оплата импортируемого товара по контракту может осуществляться только со счета импортера и только уполномоченным банком импортера и (или) банком-корреспондентом, действующим по его поручению.

К числу мер государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [10] Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

кредитование участников внешнеторговой деятельности;

функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

проведение кампаний (в том числе  рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:

финансовая поддержка,

налоговое стимулирование,

таможенно-тарифное стимулирование,

специальные мероприятия в поддержку экспорта

Рассматривания данную тему курсовой следует упомянуть о таких  мерах внешнетогрового регулирования  как лицензирование и квотирование. Лицензирование и квотирование являются фактически однородными регуляторами, так как ограничивают экспорт и импорт товаров по количеству либо по сумме стоимости ограничений. В нашей стране они довольно распространены и применяются чаще всего:

применительно к определенным видам  товаров;

на ограниченный временной промежуток;

по отношению к определенным странам.

Лицензирование – это регулирование  спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного  вида деятельности. Необходимым условием лицензирования является соблюдение определенных требований лицензирующего органа лицензиатом – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Лицензирование  может быть вызвано следующими причинами  и обстоятельствами:

снижением недостатка товаров на внутреннем рынке, когда импортные поставки замещаются внутренним производством;

насыщением  внутреннего рынка товарами, производство которых отсутствует внутри страны;

ограничением  ввоза товаров, исходя из факторов неблагоприятного воздействия на безопасность, жизнь  или здоровье граждан, их имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

ограничением  импорта сельскохозяйственных товаров  или водных биологических ресурсов на основе регулирования внутреннего  потребления,

на основе международных обязательств страны по действующим соглашениям.

Информация о работе Проблемы и перспективы применения мер экономического характера в регулировании ВЭД