Проблемы и перспективы применения мер экономического характера в регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблем и выявление перспектив применения мер экономического характера в регулировании ВЭД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть элементы мер экономического характера в регулировании ВЭД
2) Проанализировать тенденции применения мер экономического характера в регулировании мировой торговли
3) Обозначить проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, назначение и элементы мер экономического характера регулирования ВЭД 4
1.1 Понятие, сущность, роль и виды экономических мер нетарифного характера в регулировании внешней торговли 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование применения экономических мер нетарифного регулирования в Таможенном союзе 10
1.3 Особенности применения отдельных экономических мер в регулировании внешней торговли 13
2. Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
2.1 Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
3. Проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая (переделанная).doc

— 340.50 Кб (Скачать)

В соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней  торговли товарами" выдача лицензий осуществляется для товаров перечисленных  в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132.

Выдача лицензий осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Для России, Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р, установлен перечень таких федеральных органов исполнительной власти, наделенных правом выдачи соответствующих лицензий.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров  таможенными органами.

Различают 3 вида лицензий:

-        Разовые лицензии  - выдаются на основании внешнеторговой  сделки, предметом которой является  лицензируемый товар, дают право  на экспорт или импорт этого товара в определенном количестве. Период действия лицензии – не более 1 года.

-        Генеральные  лицензии - выдаются участнику ВЭД  на основании решения Стороны,  на каждый вид ввозимого или  вывозимого товара с указанием  его количества. Период действия лицензии – не более 1 года.

-        Исключительные  лицензии - предоставляют заявителю  исключительное право на экспорт  или импорт отдельного вида  товара. Срок действия лицензии  устанавливается индивидуально.Квотирование устанавливает количественные ограничения по общему объему и/или общей стоимости конкретного вида товара для всех лицензиатов, т. е. даже при разрешении на ввоз/вывоз определенного товара без наличия квоты нет возможности торговли данным товаром внутри страны.

Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке (обычно - конкурс или аукцион).

Квотирование вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

2.27 ТОВАРЫ, ИМПОРТ  КОТОРЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ  ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ  В РАМКАХ ТАРИФНЫХ КВОТ

 

Наименование  товара

Код ЕТН ВЭД

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное

0201

Мясо крупного рогатого скота замороженное

 

0202

Свинина свежая, охлажденная или замороженная

 

0203

Мясо и пищевые  субпродукты домашней птицы, указанной  в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные  или замороженные 

                    0207

Тримминг, домашних и прочих свиней замороженный

0203


 

 

 

В настоящее время импорт товаров, включенных в несколько товарных позиций осуществляется в рамках тарифных квот. Мясные квоты и более высокие внеквотные пошлины были введены правительством в целях поддержки отечественных производителей с 2003 года (сначала на мясо птицы, а с 2004 года - на говядину и свинину). В рамках квот ввоз мяса осуществляется по ставке 15% от таможенной стоимости. Поставки сверх квот облагаются по повышенной ставке. Правительство России утвердило распределение тарифных квот на импорт основных видов мяса в Россию в 2012 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1194.

Согласно постановлению  правительства от 29 декабря, Минэкономразвития  России распределило 25% квот. Полностью  квоты должны быть распределены до 15 апреля 2012 года. Квоты распределяются между импортерами пропорционально объемам говядины, свинины и мяса птицы, ввезенным ими в 2009-2010 годах и с 1 января по 30 сентября 2011 года. Квотирование не распространяется на мясо, ввозимое из стран СНГ.

Правительство поручило Минэкономразвития представлять в  Минпромторг данные о распределенных квотах. Минпроторг, в свою очередь, должен с 30 декабря 2011 года по 31 декабря 2012 года выдавать лицензии участникам внешнеэкономической деятельности на ввоз мяса. Решение о выдаче лицензий на ввоз или об отказе в их выдаче Минпромторг должен принять в пятидневный срок со дня подачи заявления. Срок действия лицензий устанавливается с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно.

Кроме квотирования применяется также система выдачи исключительных прав на экспорт или импорт товаров. Согласно ст. 26 ФЗ №164, «право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации».

 

2.26 ТОВАРЫ, ПРИ ЭКСПОРТЕ ИЛИ ИМПОРТЕ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 

 

1. Товары, при экспорте которых  установлено исключительное право

 

Наименование

группы товаров

Наименование товара

Код

ЕТН ВЭД 

Газ природный <*>

Газ природный, транспортируемый в газообразном и сжиженном  состоянии

2711 11 000 0

2711 21 000 0


 

 

Более подробно вопросы, связанные  с квотированием и передачей  исключительного права на экспорт  или импорт будут рассмотрены  во 2 главе работы.

По отношению к системе нетарифного  регулирования таможенные органы являются звеном, регулирующим и осуществляющим функции по контролю и надзору соблюдения установленных мер.[10]

Изучив общий подход к классификации  мер экономического характера, их роль и место в системе регулирования  внешней торговли, порядок применения отдельных ее видов, необходимо проанализировать реализацию этих мер в России в динамике, делая соответствующие исследованию выводы. В дальнейшем в курсовой работе будут рассмотрены тенденции применения экономических мер в России в 2000х-2010х гг, проведен анализ развития системы нетарифных мер , оценены изменения в законодательстве, регламентирующем применение соответствующей меры регулирования ВЭД.

2. Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли

2.1 Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли


Рис 1. Динамика объема российского производства мяса в РФ в 2006-2010 гг.5

Оценивая эффективность  применения квотирования необходимо рассмотреть  динамику показателя производства товаров, по которым распределяются квоты и тенденции в объемах самих этих квот.

В 2010 году на российских предприятиях было произведено 3,85 млн  тонн продукции, что на 14% больше, чем  за год до этого. На отечественный рынок мяса в целом влияет, в большей степени, производство мяса птицы, поскольку три четверти российского производства мяса и субпродуктов в 2010 году было ориентировано на выпуск именно продукции данного сегмента. Пятая часть производимого в России мяса была представлена свининой. Стоит отметить стабильный рост данного производства в стране, что говорит о правильном подходе к поддержанию отрасли, в том числе применению мер нетарифного регулирования, таких как квотирование импорта.

Оценивая ситуацию с  объемом квот с начала их введения следует отметить, что с 2003 по 2008 года происходило постоянное увеличение объемов квоты и только в 2009 году наступил перелом, который сменил тенденцию и объемы квот начали снижаться различными темпами для разных видов продукции. Правильно построенное нетарифное регулирование импорта совместно с субсидированием и предоставлением господдержки животноводству дали возможность для роста отечественных производств и объемам российского мяса на внутреннем рынке страны.

Основы антидемпингового законодательства были заложены еще в 1993 году принятием Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», в котором была закреплена система так называемых защитных пошлин, включающая в себя сезонные пошлины и особые виды пошлин - антидемпинговые, компенсационные и специальные. Следующим шагом по гармонизации российского внешнеторгового законодательства с требованиями ВТО стало принятие Федерального закона от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Быстрыми темпами сближения российского законодательства с нормами ВТО объясняется высокая динамика развития российского законодательства по этому кругу вопросов. Ровно через пять лет принимается новый закон, посвященный регулированию защитных мер при импорте товаров, - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[12].

Повышенное внимание к использованию защитных мер в практике нетарифного регулирования обусловлено и усилением конкуренции на «новых» внешнеторговых рынках, сформировавшихся в пространстве СНГ.

В системе антидемпингового регулирования очень важную роль играют Постановления Правительства РФ, посредством которых реализуются положения вышеприведенных законов.

При этом большинство  мер было введено в последние  годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года введены 7 мер. Кроме этого, в  ходе расследований было применено 7 предварительных мер, что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей.

К настоящему моменту  на единой территории Таможенного союза  действует 9 решений Комиссии Таможенного  союза, касающихся мер по защите экономических  интересов производителей:

О мерах по защите экономических  интересов производителей машиностроительного  крепежа в Таможенном союзе 
Решение № 698 от 22 июня 2011г

О мерах по защите экономических  интересов производителей никельсодержащего плоского проката из коррозионностойкой стали в Таможенном союзе 
Решение № 699

О мерах по защите экономических  интересов производителей полиамидных технических нитей в Таможенном союзе 
Решение № 700

О мерах по защите экономических  интересов производителей подшипниковых  труб в Таможенном союзе 
Решение № 701

О мерах по защите экономических  интересов производителей некоторых  видов стальных труб в Таможенном союзе 
Решение № 702

О мерах по защите экономических интересов производителей крепежных изделий в Таможенном союзе 
Решение № 703

О мерах по защите экономических  интересов производителей столовых приборов в Таможенном союзе 
Решение № 704

О мерах по защите экономических  интересов производителей подшипников  качения в Таможенном союзе 
Решение № 705

О мерах по защите экономических  интересов производителей нержавеющих  труб в Таможенном союзе 
Решение № 706

«О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе»

Решение № 904 от 9 декабря 2011г

«О мерах по защите экономических интересов производителей карамели 
в Таможенном союзе»

Решение № 856 от 18 ноября 2011г

Долгие годы Россия, не являясь членом ВТО, имела уникальную по меркам современного мира возможность гибко использовать таможенный тариф, чтобы регулировать доступ зарубежных товаров на отечественный рынок и защищать отечественных производителей. Правительство РФ достаточно часто шло навстречу обоснованным запросам со стороны отечественных отраслей на повышение таможенного тарифа. На рассмотрение вопроса и принятие решения, как правило, уходило в среднем 1-1,5 года. В кризисных случаях правительству РФ было достаточно двух месяцев для принятия решений по ограничению импорта или экспорта товаров. Создание Таможенного союза привело к необходимости согласования защитных мер с Казахстаном и Беларусью, что сказалось на некотором сокращении динамики повышения ставок ввозных таможенных пошлин.

Присоединение к ВТО  лишит отечественные компании такого важного инструмента защиты внутреннего рынка, как возможность корректировки ставок таможенных пошлин. В условиях ВТО все таможенные пошлины становятся "связанными", то есть их верхняя граница будет ограничена обязательствами страны в рамках пакета соглашений ВТО и не сможет быть выше этих границ. После присоединения к ВТО средний уровень таможенных пошлин в Таможенном союзе упадет незначительно. Тем не менее для ряда отраслей снижение окажется весьма существенным. Если говорить, к примеру, о промышленных товарах, то средняя предельная пошлина на них снизится с 9,5% до 7,3% после присоединения России к ВТО. Однако на грузовики пошлина упадет с 25% до 5% через три года. Такие последствия характерны еще для целого ряда отраслей.

Общепринятыми защитными механизмами в ВТО являются антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные меры, или так называемая триада мер торговой защиты. В Таможенном союзе указанные защитные механизмы регулируются Соглашением «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25 января 2008 года. Положения этого соглашения полностью соответствуют правилам и стандартам ВТО.

В связи с этим возрастает роль регулирования внешнеторговой деятельности посредством защитных мер, которые в ближайшем будущем будут составлять большую часть возможностей России по воздействию на ввоз товаров из-за рубежа.

Большинство из введенных  в России мер защиты внутреннего  рынка - это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных), действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех, в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.

Информация о работе Проблемы и перспективы применения мер экономического характера в регулировании ВЭД