Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение проблем и выявление перспектив применения мер экономического характера в регулировании ВЭД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть элементы мер экономического характера в регулировании ВЭД
2) Проанализировать тенденции применения мер экономического характера в регулировании мировой торговли
3) Обозначить проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД.
Введение 3
1. Сущность, назначение и элементы мер экономического характера регулирования ВЭД 4
1.1 Понятие, сущность, роль и виды экономических мер нетарифного характера в регулировании внешней торговли 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование применения экономических мер нетарифного регулирования в Таможенном союзе 10
1.3 Особенности применения отдельных экономических мер в регулировании внешней торговли 13
2. Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
2.1 Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
3. Проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Федеральная таможенная служба России
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Система запретов и ограничений во внешней торговле»
студента: Хлыст Семёна
группа: 141 форма обучения: очная
факультет: таможенного дела
на тему: Проблемы и перспективы применения мер экономического характера в регулировании ВЭД
Научный руководитель: доцент кафедры ОТК и ТСТК
Якушевская Е.А.
Владивостoк 2012
Содержание
Введение
Несмотря на очевидный приоритет использования в условиях рыночных отношений механизмов косвенного (тарифного) воздействия на внешнеэкономические связи, ни одно государство никогда полностью не отказывалось и от прямого, административного, т.е. нетарифного их регулирования.
Нетарифное регулирование — возможность введения определенных ограничений и запретов на ввоз и вывоз товаров, устанавливаемых исходя из соображений экономической политики. Оно может включать в себя, например, квотирование и лицензирование экспорта и импорта некоторых товаров, установление максимальных и минимальных цен (так называемое административное фиксирование цен), «а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством».
Вступление России во Всемирную Торговую организацию диктует новые стандарты в отношении регулирования внешнеэкономической деятельности, приобретают все большее значение нетарифные меры регулирования в следствии ограниченности в применении ставок таможенных пошлин.
Целью данной работы является рассмотрение проблем и выявление перспектив применения мер экономического характера в регулировании ВЭД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сущность, назначение и элементы мер экономического характера регулирования ВЭД
1.1 Понятие, сущность, роль и виды экономических мер нетарифного характера в регулировании внешней торговли
Государственное вмешательство в экономику страны является важной функцией государства. Во-первых, оно направлено на рациональное использование имеющихся ресурсов, ускорение научно-технического прогресса, гарантированное снабжение, реализацию товаров по приемлемым ценам внутри страны и по более высоким ценам за ее пределами. Во-вторых, государственное влияние на экономику направленно на регулирование внешней торговли. Несмотря на разнообразие инструментов регулирования внешней торговли, можно выделить два основных подхода к ее осуществлению: политика протекционизма и политика свободы торговли. На практике регулирование в основном сочетает элементы протекционизма и свободы торговли, чередуя тарифные и нетарифные меры.
Наиболее распространенные классификации нетарифных мер, прямо или косвенно регулирующих внешнюю торговлю делят на паратарифные (сверхтарифные) меры, увеличивающие стоимость ввозимого товара; меры контроля над ценами; финансовые меры; меры автоматического лицензирования; меры количественного контроля; монополистические и технические меры [11].
Согласно ст.1 СОГЛАШЕНИЯ
«О единых мерах нетарифного
«меры нетарифного регулирования» - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера.
«количественные ограничения экспорта и (или) импорта» - меры по количественному ограничению внешней торговли товарами, которые могут быть введены путем установления квот;
Исходя из этих определений можно сделать вывод, что квотирование включается в меры по нетарифному регулированию и составляет их основу.
Кроме того в ст.10 этого же документа сказано : «Настоящее Соглашение не распространяется на отношения Сторон, касающиеся вопросов экспортного контроля, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и мер, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер», что также косвенно подтверждает предположение о том, что основа нетарифного регулирования это квотирование и лицензирование и к нетарифным мерам не относятся специальные пошлины и экспортный контроль.
Изучая ФЗ №164 находим в ст. 12:
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического
и административного характера,
Статья 20. Нетарифное регулирование
Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26 и 27 настоящего Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований.
Статья 27. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры
В соответствии с международными договорами Российской Федерации, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
Специальные пошлины, если исходить из содержания ст. 27 имеют явно экономический характер действия, а в ст. 20 указано, что ст.27 содержит меры, относящиеся к нетарифному регулированию, а следовательно являются нетарифными мерами экономического характера.
По мнению многих экономистов, используемые нетарифные меры универсальнее, чем тарифы. Это сказывается, во-первых, в более широком охвате ими товарной номенклатуры импорта, поскольку такие их виды, как паратарифные барьеры, национальные стандарты, импортные депозиты, консульские формальности распространяются и на облагаемые, и на не облагаемые пошлинами товарные позиции. Во-вторых, их применение не сосредотачивается лишь на таможенной границе, а они сопровождают товар на всем пути, влияя на его конкурентоспособность от момента принятия решения об импорте (квоты, лицензии, депозиты, регламентирование условий кредитов, валютные ограничения и т.п.) до потребления внутри страны (внутренние налоги, стандарты, "правила о смешивании" и др.). Так, применяемые импортные квоты к товарам позволяют точно определить, какое количество иностранной продукции будет допущено на внутренний рынок страны. Однако по отношению к тем же товарам применяются и тарифные меры регулирования.
Кроме всего прочего необходимо сказать, что присоединение России к ВТО лишит отечественные компании такого важного инструмента защиты внутреннего рынка, как возможность корректировки ставок таможенных пошлин, поэтому роль нетарифных ограничений, в том числе и экономического характера в настоящее время выходит на первый план из-за относительно небольших возможностей влияния на внешнеэкономическую деятельность посредством таможенного тарифа.
В мировой практике государство, использующее нетарифные меры регулирования, активно проводит также структурную перестройку отдельных отраслей экономики или регулирование занятости. Это характерно в первую очередь для нерентабельных отраслей сельского хозяйства [13].
На мировом рынке самая защищенная отрасль - сельское хозяйство. Помимо регулярного и щедрого субсидирования производства, в том числе и в странах, обладающих очень хорошими климатическими условиями для развития этой сферы экономики, в довольно широких масштабах ограничивается импорт и дотируется экспорт сельскохозяйственных товаров.
I
Так, положение ЕС на мировом рынке зерна как крупного экспортера стало возможным за счет крупномасштабного субсидирования экспорта, покрывающего разницу между внутренними и мировыми ценами. В 1994 г. экспортные субсидии ЕС по отношению к мировым ценам составили по ячменю 141%. Для установления размера экспортных субсидий в каждом конкретном случае определяются цены внутреннего и мирового рынков. Субсидирование экспорта направлено на увеличение запасов сельскохозяйственной продукции. В случае их увеличения ЕС производит повышение субсидий, в случае их снижения - может полностью прекратить субсидирование экспорта. Экспортные субсидии пересматриваются периодически, в зависимости от частоты и степени колебания мировых цен, например, на зерновые и рис раз в неделю; продукты переработки зерна раз в месяц. Экспортные субсидии выплачиваются после отгрузки товара страной-участницей, на территории которой были выполнены все таможенные формальности. Впоследствии эти суммы возмещаются данной стране из ЕФОГ Основанием для получения субсидий является документ подтверждающий факт отгрузки товара с территории страны-экспортера или прибытия в место назначения.
Самообеспечение жизненно важными продуктами питания является составной частью программы развития США, Великобритании, ФРГ, Италии, Франции, Швейцарии, поэтому даже заведомо нерентабельные отрасли в рассматриваемых странах субсидируются непосредственно или через "поддерживаемые" цены, а средства черпаются из сборов с импортных сельскохозяйственных товаров. Этих же принципов следует придерживаться и современной России.
Во всем разнообразии представленных нетарифных мер регулирования отметим, что в мировой практике основными средствами регулирования экспорта практически во всех странах, а в ряде развитых стран (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Швеция и др.) даже единственными являются административные меры.
Итак, экономические меры нетарифного регулирования включают в себя:
контроль таможенной стоимости;
валютный контроль;
финансовые меры (субсидии и т.д.);
защитные меры, включающие особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные);
дополнительное таможенное обложение (Акциз, НДС, другие налоги).
В международной
торговой практике применение
различных национальных
Методы валютного контроля являются дополнительными к традиционным средствам таможенного контроля. Здесь наблюдается взаимосвязь системы валютного контроля и государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
К категории защитных мер относится дополнительное таможенное обложение( НДС, акциз и другие специальные налоги), а так же особые виды пошлин (компенсационные, антидемпинговые и специальные).
НДС, акциз и
другие налоги применяются как нетарифная
мера регулирования
Особые виды пошлин применяются, когда импорт товара наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо может препятствовать организации или расширению производства подобных товаров. Для введения этих видов пошлин требуется специальное расследование.1
Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, обязательства которых были одобрены Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 15 ФЗ № 165-ФЗ в размере 50, 100 %.2
Компенсационная
пошлина применяется к
Компенсационная
пошлина применяется в