Проблемы и перспективы применения мер экономического характера в регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблем и выявление перспектив применения мер экономического характера в регулировании ВЭД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть элементы мер экономического характера в регулировании ВЭД
2) Проанализировать тенденции применения мер экономического характера в регулировании мировой торговли
3) Обозначить проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, назначение и элементы мер экономического характера регулирования ВЭД 4
1.1 Понятие, сущность, роль и виды экономических мер нетарифного характера в регулировании внешней торговли 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование применения экономических мер нетарифного регулирования в Таможенном союзе 10
1.3 Особенности применения отдельных экономических мер в регулировании внешней торговли 13
2. Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
2.1 Исследование тенденций применения мер экономического характера в регулировании внешней торговли 22
3. Проблемы и перспективы развития экономических мер в системе нетарифных ограничений ВЭД 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая (переделанная).doc

— 340.50 Кб (Скачать)

Практика применения специальных пошлин в Российской Федерации сравнительно небогата. Специальной  пошлиной облагался сахар белый  в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1998 N 1294 и Приказом ГТК России от 13.11.1998 N 768. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 N 209 «О мерах по защите российских производителей крахмало-паточной продукции» с 17 апреля 2000 года по 17 октября 2002 года применялась специальная пошлина на крахмальную патоку, ввозимую на российскую таможенную территорию, в размере 16% таможенной стоимости, но не менее 0,07 евро за 1 кг (за исключением крахмальной патоки, происходящей из государств - участников Таможенного союза).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2000 года N 241 «О временных мерах по защите российского свеклосахарного комплекса» с 30 апреля по 14 июня 2000 года применялась временная специальная пошлина на сахар-сырец тростниковый, ввозимый на российскую таможенную территорию, в размере 10% таможенной стоимости.

Также взимались специальные  пошлины на шариковые подшипники (с 27 января 2004 года по 26 января 2007 года). Специальная пошлина на эти товары взимается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2003 года N 778 и Приказом ГТК России от 26 января 2004 года N 86.

Как показывает практика, в течение всего срока действия специальной пошлины уровень  защиты отрасли российской экономики  нецелесообразно поддерживать неизменным: он должен последовательно снижаться по мере роста конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, т.е. протекционистская политика должна быть достаточно умеренной, а именно: ограниченной по времени и убывающей по степени поддержки отраслей российской экономики.

Однако применение антидемпинговых и компенсационных мер тоже активизируется. Причинами перехода от специальных защитных мер к антидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер,

во-первых, их срок ограничен,

во-вторых, доказательства ущерба - серьезнее,

в-третьих, антидемпинговые  и компенсационные меры приводят, как правило, к вытеснению импорта,

в-четвертых, в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредвиденных обстоятельств, и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации.

 Кроме того, необходимо  отметить, что как в российской, так и в международной практике  проще бороться с поставками  из одной или нескольких стран,  чем с импортом в целом. В  случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем их уровень составляет 15-20 процентов, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50 процентов. Кроме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения антидемпинговых и компенсационных мер, существенно ниже, чем для целей специальных защитных мер. Для таковых ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба.

Применение антидемпинговых  пошлин в Российской Федерации касается в основном случаев демпингового импорта украинских товаров. Приводимый ниже пример акта, закрепляющего введение антидемпинговой пошлины, еще раз иллюстрирует, в части установления размера ставки такой пошлины, авторскую позицию о различной природе таможенной и защитной пошлин, демонстрируя индивидуализированный подход к определению размера ставки антидемпинговой пошлины применительно к конкретному экспортеру демпингового товара [12].

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 24 мая 2005 года N 324 «О мерах по защите российских производителей швеллеров» сроком на три года была установлена  антидемпинговая пошлина на швеллеры, страной происхождения которых является Украина. Приводимые размеры антидемпинговой пошлины со всей очевидностью свидетельствуют о "точечном", избирательном характере ее воздействия.

 

 

Страна происхождения

Предприятие-изготовитель

Размер антидемпинговой пошлины (% таможенной стоимости)

Украина

ОАО "Металлургический комбинат «Азовсталь»

12,3

Украина

Прочие

17,4


Размеры антидемпинговой пошлины  на швеллеры,  
происходящие из Украины Таблица 3.

Повышенное внимание к использованию защитных мер  в практике нетарифного регулирования обусловлено и усилением конкуренции на «новых» внешнеторговых рынках, сформировавшихся в пространстве СНГ. Обострение российско-украинских торговых отношений в связи с поставками на российский рынок по заниженным ценам украинского сахара, металлов и др. привело к появлению первой практики специальных расследований, завершившихся наложением российскими властями защитных пошлин на импорт украинских товаров. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июля 2002 года N 509 «О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций» с августа 2002 г. сроком на три года вводилась компенсационная пошлина в размере 21% от таможенной стоимости на прутки для армирования железобетонных конструкций, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации;

Введение Россией очередных  ограничений на украинскую продукцию  предусмотрено постановлением правительства  РФ по итогам антидемпингового расследования  российского министерства промышленности и торговли.

Правительство России приняло решение установить антидемпинговую пошлину на стальные кованые валки для прокатных станов производства металлопроката, происходящих из Украины в объеме 26 процентов от таможенной стоимости сроком на 3 года.

Данные защитные меры применяются для защиты экономических  интересов российских производителей товаров в связи с возросшим  импортом, демпинговым импортом или  субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.

Рассматривая валютное регулирование в России следует заметить, что законодательство нашей страны постоянно изменяется с учетом требований, вытекающих из международных соглашений, и с учетом экономической обстановки, сложившейся в нашей стране.

В 2011 г. самым  существенным изменением был выход Указания Банка России от 29.12.2010 № 2557-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И “О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок”», согласно которому уполномоченный банк открывает паспорт сделки по внешнеторговому контракту только в случае, если сумма контракта превышает эквивалент $50 000.

Также в 2011 г. было принято Положение Банка  России от 29.12.2010 № 364-П, которое обязало  уполномоченные банки передавать в  таможенные органы информацию по паспортам  сделок в электронном виде.

В 2012 г. валютное законодательство нашей страны также претерпит определенные изменения. Данные изменения в основном будут касаться Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Одним из существенных изменений, которое в 2012 г. скажется как на деятельности участников ВЭД, так и на деятельности уполномоченных банков, является Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” в части упрощения процедур валютного контроля» от 6 декабря 2011 года № 406-ФЗ

.В данном  Федеральном законе предлагается изменить подпункт «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ на:

«а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан  Российской Федерации, постоянно проживающих  в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года».

Согласно  данному изменению указанная  в исключении категория граждан  попадет под определение нерезидентов, что, в свою очередь, разрешит резидентам перечислять иностранную валюту этой категории лиц.

Данное изменение  направлено на устранение барьера, связанного с выплатой заработной платы в  иностранной валюте российской компанией  своим работникам, которые либо проживают за пределами территории РФ и имеют вид на жительство, либо временно пребывают в иностранном государстве не менее одного года и имеют рабочую или учебную визу со сроком действия также не менее одного года.

В рассматриваемом  Федеральном законе предлагается также дополнить ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, обязывающую резидентов обеспечивать получение экспортной выручки или возврата авансового платежа в сроки, определенные внешнеторговым договором, следующими частями:

«1. При осуществлении  внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых  в соответствии с условиями  договоров (контрактов) максимальных  сроках получения от нерезидентов  на свои счета в уполномоченных  банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых  в соответствии с условиями  договоров (контрактов) максимальных  сроках исполнения нерезидентами  обязательств по указанным договорам  (контрактам) путем передачи резидентам  товаров, выполнения для них  работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

1. Порядок  представления резидентами уполномоченным  банкам информации, указанной в части 1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации».

Данное изменение  позволит перекрыть одну из самых  применяемых в нашей стране схем вывода капитала за рубеж. Суть схемы довольно проста: заключается внешнеторговый контракт (контракт предусматривает авансовую форму расчетов), в котором не оговорены условия поставки товара и возврата авансового платежа нерезидентом в случае непоставки товара, невыполнения работ, неоказания услуг, непередачи результатов интеллектуальной деятельности. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами (т.е. конкретная дата исполнения обязательств по внешнеторговому контракту не определена).

В данном случае денежные средства могут быть перечислены  за границу безвозвратно. При этом у агентов валютного контроля нет оснований для фиксирования нарушения ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, так как в данной статье прописано, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить возврат авансового платежа в случае невыполнения нерезидентом своих обязательств по контракту. В данном случае указанные выше сроки отсутствуют, что соответственно освобождает резидента от необходимости обеспечить возврат денежных средств.

Принятие  вышеописанных изменений Федерального закона № 173-ФЗ обяжет резидентов указывать  максимальный срок получения экспортной выручки или товара/оказания им услуг  вне зависимости от того, что оговорено или не оговорено во внешнеторговом договоре.

Вышеописанные изменения направлены на устранение пробелов в нашем валютном законодательстве. Они позволят перекрыть некоторые  схемы по выводу капитала. Однако эти  меры не приведут к снижению объемов денежных средств, незаконно покидающих нашу страну, так как помимо вышеописанных схем существует еще масса методов, с помощью которых можно вывести капитал за рубеж, не нарушая норм российского законодательства.

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экспортного потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в структуре российского экспорта разработана и действует с 2003 года  система мер поддержки экспорта промышленной продукции.

Государственная поддержка экспорта осуществляется преимущественно по отношению к  вывозу промышленной продукции и  включает в себя как финансовые, так и иные меры содействия.

Среди мер  государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка.

 В соответствии  с Концепцией развития государственной  финансовой (гарантийной) поддержки  экспорта промышленной продукции  в РФ, одобренной распоряжением  Правительства РФ от 14.10.2003 №1493-р, к финансовой государственной поддержке относят:

       - кредитование экспорта;

      - гарантирование экспортных операций;

      -возмещение части процентных  ставок по экспортным кредитам.

В 2011 году из федерального бюджета выделено 3  млрд. долларов США на оказание государственной  гарантийной поддержки, 8 млрд. рублей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

Информация о работе Проблемы и перспективы применения мер экономического характера в регулировании ВЭД