Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:14, курсовая работа
Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. Оно выступает в качестве своего рода пускового механизма, призванного обеспечить интенсификацию экономических процессов, придать экономической системе необходимый динамизм и эффективность. Рыночная экономика постоянно воспроизводит потребность в носителях духа предпринимательства, для которых характерны бережливость, инициативность, способность к риску, новациям, организации производства и т.д.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Глава 1. Сущность государственного предпринимательства и его структура………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность и этапы формирования государственного предпринимательства…………………………………………………………….5
1.2. Структура государственного предпринимательства в России…………..14
2. Глава 2. Государственное предпринимательство других стран…………...15
2.1. Государственное предпринимательство в Японии……………………….15
2.2. Государственное предпринимательство в Китае…………………………19
3. Глава 3. Проблемы и развитие государственного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….26
3.1. Основные проблемы государственного предпринимательства………….26
3.2. Перспективы государственного предпринимательства…………………..28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы
Четвертый, наступивший после 1998 г., этап — стимулирование разгосударствления Чжоу Юнлян связывал в первую очередь с политикой сокращения государственного пая, которую он считал «катализатором» дальнейшего углубления реформы системы собственности.1
Официальная
статистика до 1999 г. пыталась фиксировать
происходившие сдвиги в структуре системы
собственности, следуя в основном традиционной
социалистической методике укрупненных
секторов (см. табл. 2). В силу опережающих
темпов роста необщественной собственности
доля общественной ее формы снизилась:
в промышленности — с 99,8 до 67,0% в 1999 г.;
в товарообороте потребительских товаров
— с 97,9 до 42,5%;
1 См.: Чжоу Юнлян. Первостепенная проблема реформирования госпредприятий. Пекин С. 24—28.
- -
Таблица 2.
Структура промышленности и внутренней торговли по формам собственности в 1978—1999 гг., %
Государственные предприятия | Коллективные предприятия | Прочие предприятия | ||||
Промыш-ленность | Внутренняя торговля | Промыш-ленность | Внутренняя торговля | Промыш-ленность | Внутренняя торговля | |
1978
1985 1990 1999 |
77,6
65,0 54,6 28,5 |
54,6
41,0 39,5 24,3 |
22,2
32,0 35,6 38,5 |
43,3
37,0 31,7 18,2 |
0,2
3,0 9,8 33,0 |
2,1
22,0 28,8 57,5 |
внутреннем продукте — с 94,7 в 1978 г. до 75,8% в 1997 г. (41,9% приходились на государственный сектор, 33,9% — на коллективный)1.
После 1909 г. всеохватывающая классификация по формам собственности производства в целом и промышленности в частности стала по сути невозможной. Главная причина — бурный перестроечный процесс, отследить который китайская статистика оказалась не в состоянии. Дело даже не только в массовом наплыве новых и реструктуризованных организаций; более важные факторы — размытость границ между секторами, отсутствие соответствующих правовых норм. Зачастую представители малого бизнеса могли выбирать себе секторальую «нишу» по собственному усмотрению, порой частные владельцы предпочитали сохранять за собой вывеску (как говорят в Китае, «шапку») коллективного предприятия; и наоборот, объекты, зачисленные в частный сектор, продолжали управляться коллективно. Поскольку процедура официальной регистрации всегда требует времени и денег, многие вообще стараются от нее уклониться. Поэтому китайские авторы вынуждены констатировать, что «легитимная собственность не всегда совпадает с реальной»2.
Китайские реформаторы столкнулись со сложностями в оценке стоимости имущества и земли. Использование показателя «восстановительной стоимости» завысило общую стоимость оборудования, что повлияло на общую картину задолженности предприятий, на величину государственного пая. Поскольку последний не участвовал в операциях на фондовой бирже, не было возможности дать ему рыночную цену.
Широкая экспертиза частных предприятий была проведена в конце 2002 г. По сведениям опиравшейся на ее результаты газеты «Чжунго шичан шибао», в 2002 г. в городах было зарегистрировано 2,43 млн. частных предприятий, на которых работали 34,09 млн. человек, и 23,77 млн. индивидуальных хозяйств с числом занятых 47,42 млн. человек3.
Государственный
сектор в настоящее время оказался
в значительной мере очищенным от мелких
предприятий (см. табл. 3). На конец 2001 г.
81,4%
1 См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2000. Пекин, 2000. С. 4.
2 См.: Лю X у н, М а Хун. Указ. соч. С. 13.
3 См.: Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 18 июля.
- -
средних и мелких государственных предприятий были подвергнуты реконструкции (продаже, акционированию, сдаче в аренду); 51% предпочли акционерно-кооперативную и смешанную формы собственности. В сфере статистического учета остались только крупные предприятия (превышающие установленные лимиты), среди которых был выделен блок государственных объектов, включая унитарные предприятия и акционерные общества с государственным контрольным пакетом акций. В 1989— 2001 гг. число таких государственных промышленных предприятий сократилось вдвое — с 102,3 тыс. до 46,8 тыс. (в 1994 г. их было 102,2 тыс., в 1997 г. —98,6 тыс., в 1998 г. — 64,7 тыс., в 1999 г.— 61,3 тыс.); в 2000—2001 гг. сокращение достигло почти 25%1. Однако при этом общий потенциал государственных промышленных предприятий непрерывно увеличивается. В 1989—2001 гг. чистая продукция государственных промышленных предприятий (включая акционерные предприятия с государственным контрольным пакетом акций) выросла с 389,51 млрд. юаней до 1456,2 млрд.; ежегодный рост равнялся 11,7%. Почти все из 520 ведущих государственных предприятий перешли на корпоративные начала. В 2001 г. из 1772 крупных производственных объединений 503 являлись унитарными госпредприятиями, а 801 — госкорпорациями (со стопроцентным государственным капиталом)2.
Таблица 3.3
Степень разгосударствления китайской промышленности по состоянию на 2001 год
|
Промышленность
в целом |
Государственный сектор* | Негосударственный сектор | ||
Абсолютные величины | % | Абсолютные величины | % | ||
Число
объектов, единиц
Валовая продукция, млрд. юаней Чистая продукция, млрд. юаней Основные фонды по первоначальной стоимости, млрд. юаней Имущество собственника, млрд. юаней** Реализованная продукция, млрд. юаней Общая прибыль, млрд. юаней |
171 256 9544,898 2832,037 8629,310 5542,44 9373,334 473,343 |
46767 4240,849 1456,205 6178,245 3574,127 4444,352 328,856 |
27,3 44,4 51,7 71,6 64,5 47,43 50,5 |
124489 5304,049 1367,732 2451,065 1968,313 4928,982 234,487 |
72,7 55,6 48,3 28,4 35,5 52,57 49,5 |
*По современной методике подсчета.
**Основные фонды за вычетом задолженности.
1 См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2002. Пекин, 2002. С. 432—435.
2 См.: http: //www/ china, org. cn/chinese/zhuati/306645.htm.
3 См.: Российский экономический журнал. 2004. №7. С.51.
- -
3. Глава 3. Проблемы и развитие государственного предпринимательства в России.
3.1. Основные проблемы государственного предпринимательства.
В процессе приватизации и создания предпринимательства в России перед государством возникло множество проблем, от успешного решения которых зависят характер, направления и темпы рыночных преобразований российской экономики. Это прежде всего создание рыночной среды и широкого слоя собственников; выдвижение приоритетных направлений развития экономики; оптимизация структуры государственной собственности; разработка и внедрение принципов и механизмов государственного регулирования, способных эффективно действовать в условиях рыночной экономики; определение приоритетных направлений государственного предпринимательства; привлечение инвестиций в реальный сектор экономики; структурная перестройка экономики, ее ориентация на широкомасштабное создание новых рабочих мест; реформирование системы управления предприятиями с целью существенного повышения их качества и эффективности; создание рациональной и эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики и др.
Очевидно, что решение всех этих задач представляет собой весьма трудную задачу. Как отмечалось в ежегодном докладе Всемирного банка «Государство в меняющемся мире», «несовершенство возможностей государства в бывших советских республиках — серьезное и нарастающее препятствие для дальнейшего прогресса в большинстве областей экономической и социальной политики... в СНГ зачастую отсутствует четкое определение новой роли государства... Во-первых, слабая и медлительная юридическая система служит серьезной помехой как реформам, так и экономической деятельности... Во-вторых, размытость границ между частной и государственной собственностью породила активизацию частных интересов, и чиновники часто используют государственное имущество... в целях личного обогащения. В-третьих, неясная и еще крайне сложная система регулирования подпитывала коррупцию во всех областях взаимоотношений между государственным и частным сектором»1.
Все это предполагает
выработку новой стратегии
Этот
аспект приобретает особую значимость
в государственном промышленном секторе,
реформирование которого имеет свою специфику.
1 Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. М, 1997. С. 198-199.
- -
Здесь,
как справедливо отмечают исследователи,
«помимо решения общих задач — разработки
стратегии развития, повышения качества
менеджмента, привлечения инвестиций
и др. необходимо решать проблемы взаимоотношений
государства-собственника с принадлежащими
ему предприятиями. Реформе подлежат как
правовой статус государственных унитарных
предприятий, так и система управления
государственной собственностью в промышленности
»1.
1 Другое Ю.А., Пономарев А. К., Симачев Ю. В. Вопросы промышленной политики // Экономист. 1998. № 4. С. 11.
- -
3.2. Перспективы государственного предпринимательства.
Повышение эффективности управления государственной собственностью предполагает максимально возможное увеличение доходов государственного бюджета, а также оптимизацию структуры собственности для обеспечения необходимых предпосылок для экономического роста и привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Исходя из этого, Правительство Российской Федерации планирует преобразование всех государственных унитарных предприятий в акционерные общества, сохранив за государством 100% акций тех предприятий, которые предполагается оставить в собственности государства. При этом было бы целесообразно создать на базе акционируемых предприятий вертикально интегрированные концерны, структуры холдингового типа, при котором «материнская» компания в форме акционерного общества с контрольным пакетом акций, закрепленным в госсобственности, составляет основу, но в уставном фонде значительна доля пакетов «дочерних» компаний.
Информация о работе Проблемы государственного предпринимательства в России