Проблемы государственного предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. Оно выступает в качестве своего рода пускового механизма, призванного обеспечить интенсификацию экономических процессов, придать экономической системе необходимый динамизм и эффективность. Рыночная экономика постоянно воспроизводит потребность в носителях духа предпринимательства, для которых характерны бережливость, инициативность, способность к риску, новациям, организации производства и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Глава 1. Сущность государственного предпринимательства и его структура………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность и этапы формирования государственного предпринимательства…………………………………………………………….5
1.2. Структура государственного предпринимательства в России…………..14
2. Глава 2. Государственное предпринимательство других стран…………...15
2.1. Государственное предпринимательство в Японии……………………….15
2.2. Государственное предпринимательство в Китае…………………………19
3. Глава 3. Проблемы и развитие государственного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….26
3.1. Основные проблемы государственного предпринимательства………….26
3.2. Перспективы государственного предпринимательства…………………..28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

черновой вариант.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

   Четвертый, наступивший после 1998 г., этап — стимулирование разгосударствления Чжоу Юнлян связывал в первую очередь с политикой сокращения государственного пая, которую он считал «катализатором» дальнейшего углубления реформы системы собственности.1

   Официальная статистика до 1999 г. пыталась фиксировать происходившие сдвиги в структуре системы собственности, следуя в основном традиционной социалистической методике укрупненных секторов (см. табл. 2). В силу опережающих темпов роста необщественной собственности доля общественной ее формы снизилась: в промышленности — с 99,8 до 67,0% в 1999 г.; в товарообороте потребительских товаров — с 97,9 до 42,5%; 
 

   1 См.: Чжоу Юнлян. Первостепенная проблема реформирования госпредприятий. Пекин С. 24—28.

      - -

   Таблица 2.

Структура промышленности и  внутренней торговли по формам собственности  в 1978—1999 гг., %

  Государственные предприятия Коллективные  предприятия Прочие  предприятия
Промыш-ленность Внутренняя  торговля Промыш-ленность Внутренняя  торговля Промыш-ленность Внутренняя  торговля
1978

1985

1990

1999

77,6

65,0

54,6

28,5

54,6

41,0

39,5

24,3

22,2

32,0

35,6

38,5

43,3

37,0

31,7

18,2

0,2

3,0

9,8

33,0

2,1

22,0

28,8

57,5

   внутреннем  продукте — с 94,7 в 1978 г. до 75,8% в 1997 г. (41,9% приходились на государственный сектор, 33,9% — на коллективный)1.

   После 1909 г. всеохватывающая классификация  по формам собственности производства в целом и промышленности в  частности стала по сути невозможной. Главная причина — бурный перестроечный процесс, отследить который китайская статистика оказалась не в состоянии. Дело даже не только в массовом наплыве новых и реструктуризованных организаций; более важные факторы — размытость границ между секторами, отсутствие соответствующих правовых норм. Зачастую представители малого бизнеса могли выбирать себе секторальую «нишу» по собственному усмотрению, порой частные владельцы предпочитали сохранять за собой вывеску (как говорят в Китае, «шапку») коллективного предприятия; и наоборот, объекты, зачисленные в частный сектор, продолжали управляться коллективно. Поскольку процедура официальной регистрации всегда требует времени и денег, многие вообще стараются от нее уклониться. Поэтому китайские авторы вынуждены констатировать, что «легитимная собственность не всегда совпадает с реальной»2.

   Китайские реформаторы столкнулись со сложностями  в оценке стоимости имущества  и земли. Использование показателя «восстановительной стоимости» завысило общую стоимость оборудования, что  повлияло на общую картину задолженности  предприятий, на величину государственного пая. Поскольку последний не участвовал в операциях на фондовой бирже, не было возможности дать ему рыночную цену.

   Широкая экспертиза частных предприятий  была проведена в конце 2002 г. По сведениям  опиравшейся на ее результаты газеты «Чжунго шичан шибао», в 2002 г. в городах было зарегистрировано 2,43 млн. частных предприятий, на которых работали 34,09 млн. человек, и 23,77 млн. индивидуальных хозяйств с числом занятых 47,42 млн. человек3.

   Государственный сектор в настоящее время оказался в значительной мере очищенным от мелких предприятий (см. табл. 3). На конец 2001 г. 81,4%  

    1 См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2000. Пекин, 2000. С. 4.

   2 См.: Лю X у н, М а Хун. Указ. соч. С. 13.

   3 См.: Чжунго цзинцзи шибао. 2003. 18 июля.

   - -

средних и мелких государственных предприятий были подвергнуты реконструкции (продаже, акционированию, сдаче в аренду); 51% предпочли акционерно-кооперативную и смешанную формы собственности. В сфере статистического учета остались только крупные предприятия (превышающие установленные лимиты), среди которых был выделен блок государственных объектов, включая унитарные предприятия и акционерные общества с государственным контрольным пакетом акций. В 1989— 2001 гг. число таких государственных промышленных предприятий сократилось вдвое — с 102,3 тыс. до 46,8 тыс. (в 1994 г. их было 102,2 тыс., в 1997 г. —98,6 тыс., в 1998 г. — 64,7 тыс., в 1999 г.— 61,3 тыс.); в 2000—2001 гг. сокращение достигло почти 25%1. Однако при этом общий потенциал государственных промышленных предприятий непрерывно увеличивается. В 1989—2001 гг. чистая продукция государственных промышленных предприятий (включая акционерные предприятия с государственным контрольным пакетом акций) выросла с 389,51 млрд. юаней до 1456,2 млрд.; ежегодный рост равнялся 11,7%. Почти все из 520 ведущих государственных предприятий перешли на корпоративные начала. В 2001 г. из 1772 крупных производственных объединений 503 являлись унитарными госпредприятиями, а 801 — госкорпорациями (со стопроцентным государственным капиталом)2.

   Таблица 3.3

Степень разгосударствления китайской промышленности по состоянию на 2001 год

 
 
Промышленность  в целом 
Государственный сектор* Негосударственный сектор
Абсолютные  величины % Абсолютные  величины %
Число объектов, единиц

Валовая продукция, млрд. юаней

Чистая продукция, млрд. юаней

Основные фонды  по

первоначальной  стоимости,

млрд. юаней

Имущество собственника, млрд.

юаней**

Реализованная продукция, млрд.

юаней

Общая прибыль, млрд. юаней

171 256 

9544,898 

2832,037 
 
 

8629,310 
 

5542,44 
 

9373,334 

473,343

46767 

4240,849 

1456,205 
 
 

6178,245 
 

3574,127 
 

4444,352  

328,856

27,3 

44,4 

51,7 
 
 

71,6 
 

64,5 
 

47,43 

50,5

124489 

5304,049 

1367,732 
 
 

2451,065 
 

1968,313 
 

4928,982 

234,487

72,7 

55,6 

48,3 
 
 

28,4 
 

35,5 
 

52,57 

49,5

   *По современной методике подсчета.

   **Основные фонды за вычетом задолженности.

   1 См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2002. Пекин, 2002. С. 432—435.

   2 См.: http: //www/ china, org. cn/chinese/zhuati/306645.htm.

   3 См.: Российский экономический журнал. 2004. №7. С.51.

         - -

   3. Глава 3. Проблемы  и развитие государственного  предпринимательства  в России.

   3.1. Основные проблемы  государственного  предпринимательства.

   В процессе приватизации и создания предпринимательства  в России перед государством возникло множество проблем, от успешного решения которых зависят характер, направления и темпы рыночных преобразований российской экономики. Это прежде всего создание рыночной среды и широкого слоя собственников; выдвижение приоритетных направлений развития экономики; оптимизация структуры государственной собственности; разработка и внедрение принципов и механизмов государственного регулирования, способных эффективно действовать в условиях рыночной экономики; определение приоритетных направлений государственного предпринимательства; привлечение инвестиций в реальный сектор экономики; структурная перестройка экономики, ее ориентация на широкомасштабное создание новых рабочих мест; реформирование системы управления предприятиями с целью существенного повышения их качества и эффективности; создание рациональной и эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики и др.

   Очевидно, что решение всех этих задач представляет собой весьма трудную задачу. Как отмечалось в ежегодном докладе Всемирного банка «Государство в меняющемся мире», «несовершенство возможностей государства в бывших советских республиках — серьезное и нарастающее препятствие для дальнейшего прогресса в большинстве областей экономической и социальной политики... в СНГ зачастую отсутствует четкое определение новой роли государства... Во-первых, слабая и медлительная юридическая система служит серьезной помехой как реформам, так и экономической деятельности... Во-вторых, размытость границ между частной и государственной собственностью породила активизацию частных интересов, и чиновники часто используют государственное имущество... в целях личного обогащения. В-третьих, неясная и еще крайне сложная система регулирования подпитывала коррупцию во всех областях взаимоотношений между государственным и частным сектором»1.

Все это предполагает выработку новой стратегии государственного управления, основанной на принципах активного участия в рыночных процессах государства не только как регулятора, но и собственника, самостоятельного субъекта экономической деятельности.

Этот  аспект приобретает особую значимость в государственном промышленном секторе, реформирование которого имеет свою специфику.  
 
 

1 Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. М, 1997. С. 198-199.

   - -

   Здесь, как справедливо отмечают исследователи, «помимо решения общих задач — разработки стратегии развития, повышения качества менеджмента, привлечения инвестиций и др. необходимо решать проблемы взаимоотношений государства-собственника с принадлежащими ему предприятиями. Реформе подлежат как правовой статус государственных унитарных предприятий, так и система управления государственной собственностью в промышленности »1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Другое Ю.А., Пономарев А. К., Симачев Ю. В. Вопросы промышленной политики // Экономист. 1998. № 4. С. 11.

      - -

3.2. Перспективы государственного  предпринимательства.

   Повышение эффективности управления государственной собственностью предполагает максимально возможное увеличение доходов государственного бюджета, а также оптимизацию структуры собственности для обеспечения необходимых предпосылок для экономического роста и привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

   Исходя  из этого, Правительство Российской Федерации планирует преобразование всех государственных унитарных предприятий в акционерные общества, сохранив за государством 100% акций тех предприятий, которые предполагается оставить в собственности государства. При этом было бы целесообразно создать на базе акционируемых предприятий вертикально интегрированные концерны, структуры холдингового типа, при котором «материнская» компания в форме акционерного общества с контрольным пакетом акций, закрепленным в госсобственности, составляет основу, но в уставном фонде значительна доля пакетов «дочерних» компаний.

Информация о работе Проблемы государственного предпринимательства в России