Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:14, курсовая работа
Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. Оно выступает в качестве своего рода пускового механизма, призванного обеспечить интенсификацию экономических процессов, придать экономической системе необходимый динамизм и эффективность. Рыночная экономика постоянно воспроизводит потребность в носителях духа предпринимательства, для которых характерны бережливость, инициативность, способность к риску, новациям, организации производства и т.д.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Глава 1. Сущность государственного предпринимательства и его структура………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность и этапы формирования государственного предпринимательства…………………………………………………………….5
1.2. Структура государственного предпринимательства в России…………..14
2. Глава 2. Государственное предпринимательство других стран…………...15
2.1. Государственное предпринимательство в Японии……………………….15
2.2. Государственное предпринимательство в Китае…………………………19
3. Глава 3. Проблемы и развитие государственного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….26
3.1. Основные проблемы государственного предпринимательства………….26
3.2. Перспективы государственного предпринимательства…………………..28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы
- -
фабриканты в современном смысле слова.
Можно
сказать, что немаловажный стимул к
формированию предпринимательских
структур в России дало осознание
частью правящих кругов и наиболее
активными представителями
Это осознание особенно усиливалось после поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг., недвусмысленно продемонстрировавшего утрату страной былых позиций на мировой арене. Начиная с 1860-х годов правительство взяло курс на форсированное строительство железных дорог, поддержку обслуживающих такое строительство крупных фирм, а затем и промышленного производства в целом. Как справедливо отмечал СЮ. Витте, занявший в 1892 г. пост министра финансов, «не будучи страной не только земледельческой, но и промышленной», Россия не может быть великой мировой державой.
Мощным стимулом к развитию предпринимательства стала отмена крепостного права. Деловые люди получили возможность более свободно заниматься предпринимательской деятельностью. На этот же период времени приходится величайшее событие в истории социально-экономического развития России — промышленный переворот. К концу 80-х годов в стране стали активно возникать акционерные общества, началась реконструкция тяжелой промышленности с привлечением иностранного капитала. Были созданы кредитные коммерческие банки, расширялась и совершенствовалась вся система кредитования.
В 1870 г. состоялся Первый всероссийский торгово-промышленный съезд, на котором было сформулировано: «Ныне свобода труда, свобода промышленности сделались девизом современного промышленного прогресса». В 1886 г. был принят закон, регламентировавший отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права. Россия того времени вплотную подошла к интенсивному развертыванию системы свободного предпринимательства.
В 90-е годы XIX в. сложилась достаточно мощная индустриальная база предпринимательства. В результате реформы С. Ю. Витте российский рубль стал конвертируемым, в Россию усилился приток иностранного капитала. Иностранцы предоставляли российским предпринимателям кредиты под гарантии российского правительства.
В начале XX в. в России создавались новые для нее объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны, финансово-промышленные образования. В первом десятилетии XX в. предпринимательство в России стало массовым явлением, а к 1914 г. вступило в стадию устойчивого развития. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что к тому времени в стране насчитывалось около 400 тыс. предприятий крупной, средней фабрично-заводской и мелкой ремесленно-кустарной промышленности.
- -
По мере укрепления своих позиций в важнейших отраслях народного хозяйства предпринимательские круги в России в начале XX в. постепенно усиливали свое влияние на важнейшие направления политики государства в экономической, социальной и других сферах. Одним из заметных показателей роста влияния предпринимательства в общественно-политической жизни России стало появление в 1905-1907 гг. целой группы политических партий, призванных защищать интересы соответствующих торгово-промышленных слоев (партии октябристов, кадетов и др.). В результате верхушка торгово-промышленных буржуазных слоев получила возможность приобщения к политической власти. Они получили представительство в Государственном совете и Государственной думе. Предпринимались попытки координации и объединения усилий различных финансово-промышленных групп, как для успешной финансово-хозяйственной деятельности, так и в целях повышения политической роли в обществе. Это проявилось, в частности, в создании в 1915 г. в Государственной думе блока фракций октябристов, кадетов, земцев-октябристов, прогрессистов, куда вошло более 300 депутатов.
В начале 1917 г. предпринимательские круги принимали активные меры по политическому объединению торгово-промышленной буржуазии во всероссийском масштабе. Важным шагом в этом направлении явилось проведение в марте 1917 г. в Москве Первого съезда Всероссийского союза торговли и промышленности. Наряду с решениями по сугубо хозяйственно-экономическим вопросам Союз наметил собственную программу политической деятельности, связанную с проблемами подготовки к Учредительному собранию. Показательно, что во Временном правительстве важные посты заняли крупные предприниматели и лидеры предпринимательских организаций и партий: военно-морским министром стал А.И. Гучков, министром торговли и промышленности — А.И. Коновалов, министром финансов — М.И. Терещенко и др.
При этом нельзя не отметить, что российское предпринимательство формировалось в сложных условиях. Немаловажным фактором в этом отношении стал тот факт, что оно в значительной степени зависело от государства. Развитию экономики в направлении формирования частного предпринимательства и рыночных начал мешала политика правительства, направленная чуть ли не на тотальное регламентирование отношений собственности, порядка их реализации, норм функционирования предприятий и т.д. В свою очередь бюрократия стремилась установить не только государственный, но и личный контроль над новыми ростками экономики, встроить последнюю в существующую систему. Для России всегда была характерна разрешительная система акционерного учредительства в отличие от регистрационной, существовавшей в большинстве стран Европы.
Серьезным препятствием на пути формирования малого и среднего предпринимательства стала также политика поощрения концентрации и
- -
монополизации промышленного производства. Как отмечал А. К. Сорокин, правительство видело в монополиях и крупных фирмах «носителей передовой техники, технологии, а в концентрации промышленности — средство рациональной организации производства и сбыта. Отсюда и хорошо известная историкам система льгот и привилегий для "фаворитов" казны. Неизбежно возникавшие тесные связи, «сращивание» аппарата государства и аппарата монополий, видимо, и стали причиной того, что в своих взаимоотношениях с крупным бизнесом государство просмотрело ту зыбкую грань, которая отделяет "полезное" крупное предпринимательство от "загнивающих" монополий»1.
Тем не менее
не вызывает никаких сомнений тот
факт, что с формированием
В сущности с
отказом от командно-административной
экономики и переходом на рельсы
рыночной экономики Россия оказалась
перед необходимостью заново создавать
предпринимательство как хозяйственную
систему, соответствующую современным
реальностям. Задача становления предпринимательства
в России двуедина: обеспечение необходимых
организационно-экономических условий
и возрождение особого слоя деловых людей,
способных быть предпринимателями — ключевыми
фигурами российской экономики. Вторая
часть задачи значительно сложнее первой
и потребует довольно длительного времени.
И здесь необходимо в максимально возможной
степени использовать наш прошлый достаточно
обширный и богатый опыт.
1 Сорокин А.К. Государство и предпринимательство в России (Исторический опыт предоктябрьской модернизации) // Политические исследования. 1995. № 3. С. 152.
- -
Сущность государственного предпринимательства.
В современной экономической литературе, как зарубежной, так и отечественной, все еще нет какого бы то ни было четкого и общепринятого определения предпринимательства. Поэтому неудивительно, что в современной отечественной и зарубежной экономической литературе есть немало определений понятия «предпринимательство». Определенной популярностью на Западе пользуется формулировка, предложенная П. Ф. Друкером. Продолжая и в определенной степени корректируя по зицию Шумпетера, он, в частности, писал: «Нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они и используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг... В задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений и их признаков, указывающих на возможность достижения успеха»1 .
По мнению Друкера, не все, кто занимается бизнесом, являются предпринимателями. Так, согласно П.Ф. Друкеру, таковыми являются лишь лица, открывающие свой собственный мелкий бизнес.
Более приемлемое определение дают американские экономисты К. Макконнелл и С. Брю, по мнению которых предпринимательство — это особый вид деятельности, при которой предприниматель, во-первых, берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг; во-вторых, принимает основные решения, определяющие направление деятельности предприятия; в-третьих, выступает как новатор, стремящийся предложить потребителю новые товары и услуги путем введения новых производственных технологий и новых форм организации бизнеса; в-четвертых, рискует своими средствами, временем, деловой репутацией2.
Анализ зарубежной литературы и первых отечественных работ по теории и практике предпринимательства показывает, что при определении его экономической сущности целесообразно отталкиваться от характеристики категории «предприниматель». Предпринимательство как процесс прямо, непосредственно связано с личностными качествами предпринимателя как
основного субъекта
этого процесса. Он характеризуется способностью
на инициативной и инновационной основе,
не боясь полной экономической ответственности,
идти на риск и особым образом соединять
факторы производства так, чтобы в перспективе
получить дополнительный доход.
1 Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. С. 30.
2 Макконнелл
К. , Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы
и политика. Т. 1. М, 1992. С. 38.
- -
В большинстве случаев сущность предпринимательства подменяется целью предпринимательской деятельности. К сожалению, такой подход господствует сегодня и в России, он закреплен у нас законодательно. Так, в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» дана следующая формулировка: «Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли».
Данной формулировкой предпринимательство приравнено к обычному бизнесу. Следует заметить, что, хотя этот закон уже отменен, данная точка зрения сохраняется в других законодательных актах, в частности в Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства. Например, в «Экономической энциклопедии», подготовленной совместно научно-редакционным советом издательства «Экономика» и Институтом экономики Российской академии наук, предпринимательство характеризуется как «инициативная самостоятельная деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица»1.
Интерес представляет также подход авторов Гражданского кодекса Российской Федерации, где предпринимательство характеризуется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч. I, ст. 2).
«Предпринимательство — это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику»2.
Очевидно, что государственное
предпринимательство — это институты,
средства и процесс производства товаров
и услуг государственными предприятиями.
Исходя из сущностных определенностей
предпринимательства как такового, нетрудно
прийти к выводу, что государственное
предпринимательство не может не отличаться
существенной спецификой, вытекающей
из характера самого его субъекта. Цели,
способы реализации, а также критерии
эффективности
Информация о работе Проблемы государственного предпринимательства в России