Проблемы государственного предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. Оно выступает в качестве своего рода пускового механизма, призванного обеспечить интенсификацию экономических процессов, придать экономической системе необходимый динамизм и эффективность. Рыночная экономика постоянно воспроизводит потребность в носителях духа предпринимательства, для которых характерны бережливость, инициативность, способность к риску, новациям, организации производства и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Глава 1. Сущность государственного предпринимательства и его структура………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность и этапы формирования государственного предпринимательства…………………………………………………………….5
1.2. Структура государственного предпринимательства в России…………..14
2. Глава 2. Государственное предпринимательство других стран…………...15
2.1. Государственное предпринимательство в Японии……………………….15
2.2. Государственное предпринимательство в Китае…………………………19
3. Глава 3. Проблемы и развитие государственного предпринимательства в России…………………………………………………………………………….26
3.1. Основные проблемы государственного предпринимательства………….26
3.2. Перспективы государственного предпринимательства…………………..28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

черновой вариант.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

1 Экономическая энциклопедия. М., 1999. С. 597.

2 Савченко В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М.,2000.С.18.

- -

   государственного  предпринимательства отличаются от аналогичных параметров оценки частного предпринимательства. Дело в том, что не ко всем предприятиям государственного сектора применимы критерии рентабельности и обязательной коммерческой выгоды. В своей предпринимательской деятельности государство исходит также из общенациональных социально-экономических и политических интересов. Государство особенно интересуется теми отраслями производства, которые в той или иной степени связаны с обеспечением национальной безопасности.

   Специфика государственного предпринимательства  сопряжена с тем, что государство в рыночной экономике не только выступает в качестве собственно предпринимателя, но и выполняет ряд других важных функций. Как известно, перед госпредприятиями помимо коммерческих ставятся многие социально-экономические задачи, связанные с решением ключевых общенациональных проблем: поддержание целостности общественного воспроизводственного процесса и сглаживание циклических колебаний, обеспечение технологического процесса и прогрессивных структурных народнохозяйственных сдвигов; проведение региональной политики; содержание и распитие социальной инфраструктуры и охрана окружающей среды, недопущение в обществе критических социальных напряжений и т.п. Эти предприятия тем самым выступают в качестве важных «проводников» государственного воздействия на экономику и в своей совокупности образуют одну из основ, опираясь на которые государство получает возможность выполнять свои многообразные функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   - -

 

1.2. Структура государственного  предпринимательства  в России.

   На  данный момент в России существует весьма раздутая бюрократическая структура государственных предприятий.

   В целом  на государственном уровне действуют  две группы властных органов. Первая реализует главные правомочия собственника: а) создания, реорганизации, прекращения  деятельности госпредприятий и их приватизации; б) наделения их правами по владению, использованию и распоряжению конкретными объектами государственной собственности; в) распределения компетенций, полномочий и ответственности между органами, осуществляющими управление госпредприятиями; г) контроля за действиями уполномоченных госорганов, совершаемыми в отношении госсобственности. Вторая группа органов власти, как уже отмечалось, осуществляет функции стратегического управления: определяет основные задачи госпредприятий, назначает их высших должностных лиц, оценивает результативность их деятельности и т.п.

   Думается, что к субъектам государственного предпринимательства в широком смысле могут быть отнесены субъекты госсобственности, а также стратегического и оперативного управления. По аналогии с разделением властей на судебную, законодательную и исполнительную можно, по-видимому, сказать, что субъект госсобственности является высшим судьей, определяющим судьбу предприятия; субъект стратегического управления олицетворяет законодательную власть, определяющую основные направления функционирования хозяйственного объекта, а субъект оперативного управления исполняет установленные предписания. В узком смысле субъектом госпредпринимательства являются представители уровня оперативного хозяйствования, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность.

   Такого  рода субъективная структура, впрочем, характерна для сферы государственного производства в целом. Что касается специфики государственного предпринимательства, то ее, как представляется, отражают: во-первых, критерий и система отбора менеджеров;

   во-вторых, особое организационно-правовое положение высшего руководителя (руководителей) государственного коммерческого предприятия, что обусловлено относительно высокой степенью обособленности последнего. Адекватной формой реализации такого статуса является передача госсобственности (в том числе пакетов акций) в доверительное (трастовое) управление непосредственному руководству подобных предприятий;

   в-третьих, система мотивации руководителя (руководителей), предполагающая не только высокие оклады и премиальные по итогам работы, но и льготную покупку акций собственного предприятия (опцион);

   в-четвертых, критерии контроля за деятельностью  субъектов оперативного управления. 

   - - 
2. Глава 2. Государственное предпринимательство других стран.

   2.1. Государственное  предпринимательство  в Японии.

   Поскольку госпредприятия созданы за счет средств  налогоплательщиков, то есть общественных средств, естественно, что в интересах  контроля за правильностью их использования (принцип «финансовой демократии») все вышеперечисленные виды предприятий подвергаются общественному контролю. При этом субъект и формы контроля различаются в зависимости от вида предприятия. Применительно к Японии это выглядит следующим

   образом.

   А. Главным  субъектом, осуществляющим контроль за деятельностью ведомственных предприятий, является парламент. Последний обладает правом окончательного решения и  контроля по таким вопросам, как  бюджет и финансовые итоги деятельности предприятий, цены на продукцию, составление планов, мобилизация средств, использование прибыли и др. Для утверждения бюджетов, планов и финансовых отчетов ведомственных предприятий требуется согласие министерства финансов, а для изменения цен на их продукцию (товары или услуги) — Управления экономического планирования, призванного способствовать стабильности цен. Плановая и финансовая документация, а также текущая деятельность ведомственных предприятий подлежат контролю со стороны финансово-ревизионной палаты и административно-инспекционного департамента Управления общих дел при канцелярии премьер-министра. Таким образом, помимо парламентского контроля ведомственные предприятия подвержены контролю или регулированию со стороны министерства финансов, Управления экономического планирования, ревизионной палаты и канцелярии премьер-министра.

   Ведомственные предприятия местного подчинения также  контролируются местными законодательными собраниями и различными финансовыми органами. В регулировании помимо местных собраний участвует и министерство по делам местного самоуправления.

   Б. Общественные корпорации («общественные юридические лица») почти в той же степени, что и ведомственные предприятия, подлежат контролю и регулированию со стороны законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем есть и существенное отличие: поскольку собственность в этих корпорациях отделена от управления, менеджеры обладают здесь известной самостоятельностью, а сфера административного регулирования извне значительно уже, нежели на ведомственных предприятиях. Однако наиболее крупные предприятия из числа «общественных юридических лиц» (бывшие государственные компании «Кокутэцу», «Дэндэн» и «Сэмбай», Японский банк развития, Экспортно-импортный банк и различные государственные финансовые корпорации) фактически подвергались такой же регламентации, как и ведомственные. Деятельность более мелких «общественных юридических лиц» регулируется парламентом в значительно меньшей степени.

   - -

   Кроме законодательных и административных органов деятельность «общественных юридических лиц» могут регулировать также ведомства, в компетенцию которых входят соответствующие отрасли. Так, деятельность всех предприятий, независимо от их статуса, в таких отраслях, как финансы (включая банковское, страховое дело и торговлю ценными бумагами), транспорт (железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный), связь (почта, электросвязь, радио- и телевещание), коммунальные услуги (электро-, газо-, водо- и теплоснабжение) и др., регулируется ведомствами на основании соответствующих отраслевых законов.

   В. Смешанные  общественно-частные предприятия, так  же как и частные корпорации, по своей организационной форме являются акционерными компаниями или партнерствами с ограниченной ответственностью и подчиняются соответствующим статьям гражданского и коммерческого кодексов. Соответственно, бухгалтерский учет и финансовая отчетность на этих предприятиях ведутся так же, как и в частном секторе, а регламентация со стороны ведомств, за исключением уполномоченных регулировать деятельность в данной отрасли, осуществляется лишь в малой степени. Парламент, как правило, лишен возможности регулировать деятельность смешанных предприятий и обладает лишь правом инспекции. Регулирование деятельности госпредприятий можно классифицировать, выделив два его вида: а) регулирование на основе вышеназванных финансовых правил и специальных законодательных актов (в дальнейшем — регулирование на основе законов о государственных предприятиях) и б) регулирование на основе общих законов о предпринимательской деятельности.

   Первый  вид регулирования включает в себя регламентацию характера хозяйственной деятельности, организационной структуры предприятий, назначения и увольнения служащих, составления бюджета и баланса, вы пуска финансовых обязательств, привлечения ссудного капитала, использования свободных средств, планирования расширения деятельности, полномочий в отношении трудовых споров и др.

   Второй  вид регулирования является экономическим, он регламентирует учреждение и ликвидацию предприятия, установление цен и объемов продаж, качество продукции, слияния, новые инвестиции, форму ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

   Обобщим вышесказанное. Государственные предприятия, таким образом,— это хозяйственные субъекты, принадлежащие  правительству или органам местного самоуправления и подвергающиеся на этом основании общественному регулированию в соответствии с различными законами, регламентирующими деятельность таких предприятий. В силу того, что эти предприятия наряду со своим «общественным характером», выражающимся в государственной собственности и регулировании, обладают также всеми атрибутами субъекта, они в известной мере самостоятельно ведут бизнес и получают предпринимательский доход. Фактически существуют общественные предприятия с различным соотношением издержек и доходов

   - -

   — высокорентабельные (например, бывшая государственная табачно-соляная компания «Сэмбай»), бесприбыльные, то есть ориентированные на равенство доходов и расходов, и планово-убыточные, пользующиеся правительственными субсидиями. Принадлежность предприятий к одному из вышеназванных типов определяется временем и целью его создания.

   Число и формы государственных предприятий. Сколько в Японии госпредприятий? Рассмотрим вначале группу предприятий центрального подчинения. Прежде всего, это 38 ведомственных предприятий, принадлежащих департаментам или отделам центрального правительства и функционирующих на основе специальных бюджетных счетов. Поскольку, однако, приблизительно половина из этих предприятий практически все свои расходы покрывает за счет субсидий, их следует скорее отнести в разряд обычных правительственных учреждений, существующих за счет налогов. Именно исходя из этих соображений новая система национальных счетов включает в себя деятельность лишь 18 ведомственных предприятий. В дальнейшем мы будем придерживаться такого же подхода.

   «Общественные юридические лица» (за исключением  ведомственных предприятий) и смешанные  общественно-частные компании в  Японии объединяются понятием «особые  юридические лица», которых на январь 1985 года насчитывалось 99, в том числе 3 государственные компании, 13 государственных корпораций, 19 исполнительских корпораций, 9 государственных финансовых корпораций, 4 банка либо денежных фонда, 1 торговая корпорация, 10 «особых» компаний и 42 других «особых юридических лица» (общий список «особых юридических лиц» ежегодно публикуется административным департаментом Управления по общим делам).

   Помимо  вышеназванных «особых юридических  лиц» к государственным предприятиям относятся также так называемые «санкционированные юридические лица» — независимые предприятия, созданные ведомствами для осуществления тех или иных мер или функций. На январь 1985 года насчитывалось 60 таких компаний, представляющих собой, как правило, частные корпорации, созданные при финансовом содействии правительства. Правительственные ведомства в целях осуществления своей политики обладают правом вмешиваться в процесс принятия решений в этих корпорациях, которые, не будучи предметом общественной собственности, являются, тем не менее, объектом общественного регулирования. Фактически «санкционированные» компании по своему положению близки к частным корпорациям, действующим в сфере прямого регулирования. Примером последних могут служить электроэнергетические компании, хотя они, в отличие от «санкционированных», создаются не решением административных органов, а свободным волеизъявлением вкладчиков капитала. В данной статье, исходя из частного характера собственности на «санкционированные» предприятия, они не включаются в категорию государственных. Вместе с частными корпорациями, действующими в сфере

   - -

   непосредственного правительственного регулирования, их можно рассматривать как пограничную, промежуточную зону между государственным и частным сектором.

   Если  отбросить мелкие предприятия, объединяемые понятием «другие особые юридические лица», то оставшиеся 57 компаний по вышеназванным критериям можно разделить на 39 чисто государственных корпораций, 17 смешанных и одну корпорацию особого рода, в которой натуральный вклад государства сошел на нет в результате амортизации, но сохраняется устав, определяющий ее как «особое юридическое лицо».

   Вышеперечисленные госпредприятия центрального подчинения действуют в различных сферах, но главным образом в отраслях, являющихся объектом прямого правительственного регулирования, либо в сфере общественных услуг (здравоохранение, медицина, переработка от ходов, народное образование, социальное страхование и обеспечение).

   Государственные предприятия местного подчинения — это ведомственные, государственно-корпоративные или государственно-частные предприятия, созданные полностью или частично на средства органов местного самоуправления, число которых на конец 1986 года составляло 3300. На это же время насчитывалось 3650 ведомственных предприятий местного подчинения, главным образом предприятий коммунальных услуг, транспорта, медицины, туризма. Кроме того, по состоянию на начало 1987 года было 1450 государственных корпораций местного масштаба (освоение тех или иных территорий, строительство дорог, жилого фонда и др.) и 3170 смешанных государственно-частных компаний.

Информация о работе Проблемы государственного предпринимательства в России