Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:57, курсовая работа
Особенно остро коснулась эта проблема сферу строительства, банков и кредитных учреждений, автомобильную и металлургическую отрасли. Во второй половине 2008 года уровень безработицы в России увеличился на 8%, что составляет примерно полтора миллиона человек. А уже в конце прошлого года численность безработных граждан достигла пяти миллионов человек. Причем эти цифры только официальной статистики, то есть это только те граждане, которые обратились в службу занятости. Если брать во внимание латентную безработицу, а именно людей, потерявших работу, которые не были зарегистрированы работодателями, то процент уровня безработицы будет намного больше.
Целью настоящей работы является исследование проблемы безработицы на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...
3
1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ ………………………….
5
1.1. Определение безработицы …………………………………………………..
5
1.2. Причины безработицы ……………………………………………………….
11
1.3. Виды безработицы ……………………………………………………………
14
2. МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕНОМ ЭТАПЕ………………………………………………. …………...
17
3. МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ …………..
22
3.1. Цели и формы реализации политики занятости ……………………………
22
3.2. Функции органов труда и занятости ………………………………………...
26
3.3. Формирование российской государственной службы занятости …………
27
4. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ИВАНОВО И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………
38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………...
41
лица других возрастов – 64,7 %.
Средняя продолжительность безработицы увеличилась на 1,1 месяца к аналогичному периоду прошлого года и составила на 01.01.2010 года 5,1 месяца.
В условиях финансово-экономического кризиса отличительными чертами предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда в 2009 году стало увеличение отдельных категорий граждан, обратившихся в центр занятости населения:
более половины граждан (51,9 %), обратившихся в центр занятости за содействием в поиске подходящей работы составили мужчины;
доля лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления пенсионного возраста) увеличилась на 1,4 % к соответствующему периоду прошлого года и составила 1941 человек;
численность уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации увеличилась на 2314 чел.;
численность стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва – увеличилась на 1807 чел.;
численность лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность – увеличилась в 3 раза и составила 128 человек;
численность лиц, относящиеся к категории инвалидов – увеличилась на 433 человека к аналогичному периоду 2008 года.
Итоги работы службы занятости в 2009 году подвели на расширенном заседании коллегии Комитета Ивановской области по труду и содействию занятости населения и трудовой миграции по итогам работы. В 2009 году численность граждан, обратившихся в службу занятости за предоставлением государственных услуг составила 176,5 тыс. человек. Более половины из них искали работу.
В своем докладе начальник областного Комитета по труду и содействию занятости населения и трудовой миграции Татьяна Сергеева сообщила, что в целях предотвращения критической ситуации на рынке труда, сохранения квалифицированного кадрового потенциала и содействия занятости работников, находящихся под риском увольнения, в 2009 году в Ивановской области действовали Программы содействия занятости населения, Программа «Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан» и Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Общий объем средств, предназначенный в 2009 году на реализацию Программ, составил более 1,159 миллиарда рублей и превысил уровень 2008 года в 3,6 раза.
Реализация дополнительных мер антикризисной Программы позволила сдержать уровень безработицы в Ивановской области в пределах 3,8% от численности экономически активного населения. Действие Программы будет продолжено в 2010 году.
В течение 2009 года в мероприятиях Программы «Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан» приняли участие около 60 тысяч жителей области.
Проведено 265 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 12,5 тысяч человек.
На профессиональное обучение направлены свыше 5 тысяч безработных, что в 2,6 раза превысило аналогичный показатель 2008 года.
Более 29 тысяч человек получили услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке.
Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения, составила 48,4 тысяч человек.
В 2009 году в рамках Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2009 год по снижению напряженности на рынке труда заключено 3 тысячи 644 договора.
Общая численность участников мероприятий составила 28 тысяч человек и 1350 организаций области.
Создано 24 тысячи временных рабочих мест по благоустройству территорий городов и поселков области, проведению косметического ремонта зданий и производственных сооружений, выполнению дорожных и сельскохозяйственных работ.
836 выпускников учреждений профессионального образования прошли стажировку на рабочих местах по полученной профессии.
Финансовую помощь на открытие частного бизнеса в строительстве, сельском хозяйстве, производству товаров народного потребления, ремонту швейных изделий; оказанию транспортных, бытовых и медицинских услуг получили 302 безработных гражданина.
1732 работника организаций, находящихся под угрозой массового увольнения, прошли опережающее профессиональное обучение востребованным профессиям (специальностям).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как гласит общепринятое определение: безработица – это незанятость экономически активного населения страны. Под понятие экономически активного населения попадают граждане, имеющие собственный доход. К экономически активному населению не относятся дети, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, инвалиды и пенсионеры.
Уровень безработицы – это отношение количества безработных к суммарному количеству экономически активного населения, выраженное в процентах.
В России подсчетом показателей безработицы занимаются такие ведомства, как:
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Федеральная служба государственной статистики;
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Методика подсчета заключается в том, чтобы учитывалась также латентная и скрытая безработица. Так же учитываются все безработные, не получающие пособие по безработице и не состоящие на учете биржи труда. В начале лета 2009 года состояние уровня безработицы по различным оценкам составляло от 9 до 10,5 процентов. Федеральная служба государственной статистики вычислила уровень безработицы в мае 2009 года равный 8,5% , который был гораздо ниже показателей, полученных с помощью опросов населения и предприятий, а также методом социального исследования.
В Российской Федерации наблюдается высокий уровень скрытой безработицы, которая возникла в следствие к тому, что в стране действует слишком жесткое трудовое законодательство по отношению к работодателям. Стоит напомнить, что по трудовому кодексу, который действовал в 2009 году, при увольнении сотрудника работодатель обязан выплатить ему заработную плату за два месяца. Таким образом работодатели пытаются любыми способами вынудить сотрудника уйти по собственному желанию, для того чтобы не попасть под вышеупомянутую статью трудового кодекса Российской Федерации. Главным способом воздействия на сокращаемых сотрудников стал вывод их в бессрочные вынужденные отпуска и перевод на неполную рабочую неделю. Это позволяет снизить среднегодовую заработную плату сотрудника и в дальнейшем с меньшими издержками сократить штат. По данным на июнь 2009 года количество сотрудников, работающих неполное рабочее время, по официальным данным находилось в районе 9%. Но эта цифра на самом деле намного больше. Другим методом, позволяющим сократить издержки, является метод «серой» заработной платы. Но ввиду его противозаконности, работодатели чаще пользуются методами, которые повышают уровень скрытой безработицы.
Безработица – это не какой-нибудь оторванный от экономики страны показатель, а наоборот один из самых важных индикаторов, который отражает непосредственное состояние экономики страны на данный момент. Вследствие роста безработицы снижаются доходы населения страны, а это соответственно приводит к снижению покупательской способности. Резко сокращаются доходы компаний, работающих с внутренним рынком страны. Безработица также приводит к снижению заработной платы на конкурентных рабочих местах, потому что предложения превышают количество вакансий, а многие соискатели согласны работать даже за меньшую зарплату. Это конечно приводит к тому, что издержки предприятий существенно падают, но ведь экономическая ситуация в стране не меняется. Рост уровня безработицы так же уменьшает кредитование физических лиц. Кредитование уменьшается еще и за счет того, что растет число «плохих» кредитов, то есть таких, по которым значительно задерживаются выплаты.
Государственным органам довольно трудно непосредственно регулировать показатель уровня безработицы в стране. В Российской Федерации в 2009 году действовали муниципальные и федеральные программы занятости населения на различных общественных работах, а также переподготовка кадров на средства государства. Но эти меры практически несущественны, их можно сравнить разве что с каплей в море. Для снижения безработицы необходимо создавать условия для создания рабочих мест в частных секторах, обеспечивать льготы и преимущества для зарождения новых предприятий. Но, к сожалению, этому препятствует коррупция на местах и бюрократия в России. Борьба с произволом чиновников ведется, но для изменения ситуации к лучшему необходимо немалое количество времени.
По данным Минэкономразвития пик роста безработицы пришелся на начало 2010 года. Наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда. Среднегодовой показатель повысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения). По словам сотрудников Минэкономразвития, в начале этого года ситуация значительно ухудшилась за счет того, что компании продолжают снижать издержки на труд. Это является общемировой тенденцией, когда экономическая ситуация улучшается, а безработица, несмотря на это, продолжает расти. Специалисты прогнозируют оживление рынка труда во второй половине 2010 года. Но, несмотря на это, спад уровня безработицы, по мнению экспертов, возможен лишь через 2 года. А в 2010 году безработица, возможно, уже достигнет отметки в 7,3 млн. человек.
Проблемами занятости и безработицы в рыночной экономике занимается государство. В основу его политики занятости положено регулирование рынка труда.
Главным методом государственной политики занятости выступают программы уменьшения безработицы. Они включают в себя следующие меры:
o стимулирование роста занятости;
o увеличение числа рабочих мест в государственном секторе экономики;
o подготовка и переподготовка кадров;
o оказание содействия найму рабочей силы.
Многообразные функции по регулированию занятости осуществляют биржи труда, которые:
o регистрируют безработных, если данные лица соответствуют законодательно установленному статусу "безработного",
o производят учет и регистрацию вакантных мест на предприятиях разных форм собственности,
o занимаются трудоустройством желающих получить работу,
o изучают спрос на труд и его предложение,
o предоставляют информацию по трудоустройству всем желающим,
o осуществляют выплату пособий по безработице.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев; Рос. акад. наук, Центр. экон.-мат. ин-т. - М.: Наука, 2005. - 271 с.
2. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России / Ф.Т. Прокопов; Ф.Т. Прокопов; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. фак.. - М.: ТЕИС, 1999. - 311 с.: ил.
3. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации».
4. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди?// Вопросы экономики, 2003, № 4, с. 83-84.
5. Ковалев С.Г., Тучков А.И. Рынок труда: понятие, закономерности, перспективы. СПб.: Питер, 2002.
6. Кузьмин С.А. Занятость: стратегии России. - М.: Эдиториал УРСС, 2006.
7. Николаев А.Б. Теория трудовой стоимости и современность. – М.: Международные отношения, 2005.
8. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. –М.: Изд-во МГУ, 2004.
9. Рощин С.Ю., Разумова Т.О, Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М. , 2005.
10. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития / Под ред. А. В. Топилина - М.: Экономика, 2004.
11. Рынок труда: учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2004.
12. Рынок труда: Учебник / Под общ. ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина, М.: Экзамен, 2000.
13. Экономика труда/Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. - СПб. и др.: Питер, 2004.
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
15. Официальный сайт ОГУ «Ивановский центр занятости населения»: http://www.ivczn.ru/