Проблемы безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Особенно остро коснулась эта проблема сферу строительства, банков и кредитных учреждений, автомобильную и металлургическую отрасли. Во второй половине 2008 года уровень безработицы в России увеличился на 8%, что составляет примерно полтора миллиона человек. А уже в конце прошлого года численность безработных граждан достигла пяти миллионов человек. Причем эти цифры только официальной статистики, то есть это только те граждане, которые обратились в службу занятости. Если брать во внимание латентную безработицу, а именно людей, потерявших работу, которые не были зарегистрированы работодателями, то процент уровня безработицы будет намного больше.
Целью настоящей работы является исследование проблемы безработицы на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...
3
1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ ………………………….
5
1.1. Определение безработицы …………………………………………………..
5
1.2. Причины безработицы ……………………………………………………….
11
1.3. Виды безработицы ……………………………………………………………
14
2. МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕНОМ ЭТАПЕ………………………………………………. …………...

17
3. МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ …………..
22
3.1. Цели и формы реализации политики занятости ……………………………
22
3.2. Функции органов труда и занятости ………………………………………...
26
3.3. Формирование российской государственной службы занятости …………
27
4. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ИВАНОВО И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………

32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………
38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………...
41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ БЕЗРАБОТИЦА.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Экономические методы предполагают государственные меры финансово-кредитной, бюджетной, инвестиционной и налоговой политики, которые способствовали бы сохранению, развитию и созданию рабочих мест.

Законодательное регулирование направлено на соблюдение трудового за­конодательства, законных прав и интересов граждан, государственных гаран­тий и на улучшение законодательства о труде и занятости населения.

Организационное регулирование предусматривает создание соответствую­щего федерального органа, государственной службы занятости населения и других государственных органов содействия занятости в стране.

Так, ст. 15 Закона о занятости гласит:

"1. Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:

-   оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информиро­вание о положении на рынке труда;

-   разработку и реализацию федеральных, территориальных (республикан­ских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других про­грамм, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населе­ния, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной за­щите и испытывающих трудности в поиске работы;

-   содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

-   организацию при необходимости профессиональной ориентации, про­фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

-   осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установ­ленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и ины­ми нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работу федеральной государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.

2. Территориальные органы службы занятости не являются структурными
подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

3. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют

свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

4. Органы службы занятости совместно с органами государственной влас­ти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют раз­работку и реализацию государственной политики в области содействия заня­тости населения.

5. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставля­ются гражданам бесплатно".

Работа органов службы занятости в постоянно изменяющихся социаль­но-экономических условиях ставит перед ней все более сложные задачи.

Во-первых, служба занятости должна заниматься регулированием не толь­ко внутригородского, но и территориального, межрегионального и даже межнационального обмена рабочей силой. Это особенно важно сейчас, когда страна распалась на множество государств, и огромные массы людей перемещаются с одних территорий на другие.

Во-вторых, служба занятости должна заниматься и занимается не только трудоустройством, но и вопросами создания новых рабочих мест в соответ­ствии с активной политикой занятости, которую проводит в жизнь служба занятости.

В-третьих, московская служба занятости, например, содействовала со­зданию центра социальной помощи, при котором открыты ночлежка, бес­платные столовые, пункт бытовой помощи по раздаче вещей беднякам. Нуж­но смотреть правде в глаза, ведь часть людей производству будет не нужна, но нет права "списывать" их, надо отнестись к ним по-человечески, дать им хоть минимальный, но шанс для жизни. Это очень важно сейчас, когда появилась хроническая бедность, а столица стала перевалочным пунктом беженцев, для которых создается лагерь беженцев - передается ряд помещений для времен­ного проживания людей, пока не определят им постоянное место житель­ства.

В-четвертых, помимо информационно-пассивных некоторые службы занятости предпринимают активные действия по трудоустройству. Организуют­ся ярмарки вакансий на местах, собираются представители предприятий, кооперативов, распространяются реклама и информация. Проводятся ярмарки по принципу большого торга, когда возникает конкуренция между пред­приятиями по поводу работников и между работниками по поводу наилуч­ших рабочих мест.

В-пятых, поскольку после ликвидации фонда занятости не предусмотрены источники финансирования мероприятий содействия занятости, то средств не хватает для их проведения. Дополнительными к бюджетным для служб занятости могут быть следующие источники: 1) собственная деятель­ность, оплачиваемая по договорам с предприятиями за подбор кадров, рек­ламу, информацию; 2) благотворительность, так как трудно бороться с ни­щетой, не привлекая общественность; 3) коммерческая деятельность, кото­рая должна давать дополнительные средства.

В-шестых, в Москве, например, создается много совместных предприя­тий с зарубежной технологией, наши рабочие с ней не знакомы. Служба за­нятости организует обучающие центры и направляет людей на переподготов­ку, где обучают нужной специальности.

Таким образом, государ­ственная служба занятости решает сложные проблемы, которые дадут о себе знать еще сильнее, когда начнется развитие других элементов рыночной ин­фраструктуры, а безработица возрастет.

 

4. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ИВАНОВО И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Анализ ситуации на территориальном рынке труда показывает, что в 2009 году она складывалась под влиянием факторов экономики муниципальных образований в условиях финансово-экономического кризиса.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области оборот организаций по крупным и средним предприятиям в действующих ценах составил:

млн.руб.

 

г.Иваново

Ивановский р-н

г.Кохма

 

янв.-сент.2008г.

в % к янв.-сент.2007г.

янв.-сент.2008г.

в % к янв.-сент.2007г.

янв.-сент.2008г.

в % к янв.-сент.2007г.

ВСЕГО

54097,3

90,2

5030,4

69,4

648,6

53,6

В т. ч. орган. с основным видом деятельности:

 

 

 

 

 

 

Обрабатывающие производства

9109,1

61,1

2673,6

62,4

475,2

43,3

Сельское хоз-во, охота и лесное хозяйство

7,7

54,6

489,7

98,2

Х

х

Строительство

3226,6

155,6

108,6

132,8

3,1

52,1

Транспорт и связь

5018,3

100,6

9,8

158,4

16,6

Х

 

Положительные тенденции.

 Среднесписочная численность работающих в экономике (на крупных и средних предприятиях) увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом: в Ивановском районе – на 1,5 %.

 Начисленная средняя номинальная заработная плата одного работника увеличилась в  2009 году по сравнению с 2008 годом: в г. Иваново – на 9,3 % , в Ивановском районе – на 1,1 %.

Отрицательные тенденции.

 Снижение объемов производства в большинстве отраслей экономики по сравнению с предыдущим годом.

 Среднесписочная численность работающих в экономике (на крупных и средних предприятиях) уменьшилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом: в г.Иваново на 4,2 %., в г.о.Кохма – на 10,5 %.

 Численность официально зарегистрированных безработных на 01.01.2010 года увеличилась к уровню прошлого года в г.Иваново – в 3,1 раза; в Ивановском муниципальном районе – в 2,2 раза; в г.о.Кохма – в 3,3 раза.

 Продолжается естественная убыль населения. В 2009 году число умерших превысило число родившихся: в г.Иваново – в 1,5 раза, в муниципальном Ивановском районе – в 1,6 раза, в г.о.Кохма – в 1,7 раза.

Размер среднемесячной начисленной заработной платы одного работника (по крупным и средним предприятиям) в 2009 году составил:

в г. Иваново – 13992,9 руб. (109,3 % к соответствующему периоду 2008 года);

в Ивановском районе – 12158,8 руб. (101,1 %);

в г. Кохма - 9829,1 руб. (98,4 %).

Динамика величины прожиточного минимума в регионе для трудоспособного населения в 2009 году составила: 1 квартал - 5054 руб., 2 квартал – 5140 руб., 3 квартал – 5104 руб.

Вынужденная неполная занятость работников, вторичная занятость. В 2009 году в соответствии с п.2 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в ОГУ “Ивановский ЦЗН” представили информацию о простоях и введении режима неполного рабочего времени 78 предприятий и организаций. Среди них: ОАО “Автокран”; ОАО МК “КРАНЭКС”; ОАО “Швейная фирма “Айвенго”; ООО ОФ “Зиновьевская Мануфактура”; ООО “Ивсиликат” 
ФГУП “733 Центральный ремонтный завод средств связи”; ЗАО “Ремиз”; ЗАО “Железобетон”; ОАО “Авиационное предприятие “Золотое кольцо”; ОАО “Точприбор” и др.

В течение 2009 года в ОГУ «Ивановский ЦЗН» предприятиями и организациями г.Иванова, г.Кохма и Ивановского муниципального района представлены сведения о предполагаемых увольнениях работников по сокращению численности штата, либо ликвидации на 6434 человека, что в 1,9 раза больше чем в 2008 году.

В сложившихся экономических условиях численность граждан, обратившихся в ОГУ «Ивановский ЦЗН» с целью получения государственной услуги в поиске подходящей работы, составила 30729 человек, что в 1,6 раза превышает число обратившихся в службу занятости граждан в 2008 году.

Спрос на рабочую силу в 2009 году на территориальном рынке труда снизился по сравнению с прошлым годом на 9857 вакансий (на 28,5 %) и составил 24673 вакансии.    Доля рабочих профессий составил около 80 %.

Напряженность на рынке труда в 2009 году составила 1,1 чел./вак. (увеличилась к прошлому году более чем в 2 раза). 

По группе рабочих профессий высоким остается спрос:

на водителей, комплектовщиков, продавцов, электромонтеров, поваров; 
в легкой промышленности – на швей; в сельском хозяйстве – на овощеводов.

В группе специалистов и служащих наиболее востребованы: врачи разных специализаций, медицинские сестры, милиционеры, воспитатели детского сада, менеджеры, механики, специалисты на контрактную службу в Вооруженные Силы Российской армии и др.

Из числа обратившихся в службу занятости граждан доля лиц, работавших по рабочей профессии, составляет 48,1 %, по профессии служащего или специалиста – 26,2 %.

 

Численность безработных граждан, уровень общей и регистрируемой безработицы. В 2009 году численность граждан, зарегистрированных в ОГУ «Ивановский ЦЗН» в качестве безработных, составила 11987 человек.

Из них:

       женщин – 48,4 %; 

       молодежи в возрасте 16-29 лет – 37,2 %; 

       инвалидов – 7,8 %; 

       жителей сельской местности – 10,1 %.

Из числа безработных граждан, состоящих на регистрационном учете на конец отчетного периода:

по причинам увольнения:

-         уволившиеся по собственному желанию – 45,8 %;

-         уволенные в связи с ликвидацией, либо сокращением численности-25,9%; 

-         выпускники профессиональных учебных заведений - 3,2 %.

по отдельным категориям граждан:

-         инвалиды – 13,1 %; 

-         после длительного перерыва в работе (более 1 года) –9,8 %; 

-         ищущие работу впервые – 4,4 %; 

-         лица старше 50 лет – 35,4 %.

В 2009г. уровень регистрируемой безработицы (от трудоспособного населения) на конец отчетного периода повысился к аналогичному периоду прошлого года в 3 раза и составил на 01.01.2010 года 1,8 %. 

Из числа безработных граждан, состоящих на учете в ОГУ «Ивановский ЦЗН»:

по уровню образования:

       имеющие высшее профессиональное образование – 29,7 %;

       имеющие среднее профессиональное образование – 23,0 %;

       имеющие начальное профессиональное образование – 24,9 %; 

       имеющие среднее общее образование – 18,0 %; 

       не имеющие среднего общего образования – 4,4 %.

по возрасту:

       молодежь 16 – 29 лет - 24,6 %;

       лица предпенсионного возраста (за 2 года до наступления пенсионного возраста) – 10,7 %; 

Информация о работе Проблемы безработицы в России