Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:57, курсовая работа
Особенно остро коснулась эта проблема сферу строительства, банков и кредитных учреждений, автомобильную и металлургическую отрасли. Во второй половине 2008 года уровень безработицы в России увеличился на 8%, что составляет примерно полтора миллиона человек. А уже в конце прошлого года численность безработных граждан достигла пяти миллионов человек. Причем эти цифры только официальной статистики, то есть это только те граждане, которые обратились в службу занятости. Если брать во внимание латентную безработицу, а именно людей, потерявших работу, которые не были зарегистрированы работодателями, то процент уровня безработицы будет намного больше.
Целью настоящей работы является исследование проблемы безработицы на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...
3
1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ ………………………….
5
1.1. Определение безработицы …………………………………………………..
5
1.2. Причины безработицы ……………………………………………………….
11
1.3. Виды безработицы ……………………………………………………………
14
2. МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕНОМ ЭТАПЕ………………………………………………. …………...
17
3. МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ …………..
22
3.1. Цели и формы реализации политики занятости ……………………………
22
3.2. Функции органов труда и занятости ………………………………………...
26
3.3. Формирование российской государственной службы занятости …………
27
4. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ИВАНОВО И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………
38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………...
41
Экономические методы предполагают государственные меры финансово-кредитной, бюджетной, инвестиционной и налоговой политики, которые способствовали бы сохранению, развитию и созданию рабочих мест.
Законодательное регулирование направлено на соблюдение трудового законодательства, законных прав и интересов граждан, государственных гарантий и на улучшение законодательства о труде и занятости населения.
Организационное регулирование предусматривает создание соответствующего федерального органа, государственной службы занятости населения и других государственных органов содействия занятости в стране.
Так, ст. 15 Закона о занятости гласит:
"1. Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:
- оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
- разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работу федеральной государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.
2. Территориальные органы службы занятости не являются структурными
подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
3. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют
свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
4. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
5. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно".
Работа органов службы занятости в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях ставит перед ней все более сложные задачи.
Во-первых, служба занятости должна заниматься регулированием не только внутригородского, но и территориального, межрегионального и даже межнационального обмена рабочей силой. Это особенно важно сейчас, когда страна распалась на множество государств, и огромные массы людей перемещаются с одних территорий на другие.
Во-вторых, служба занятости должна заниматься и занимается не только трудоустройством, но и вопросами создания новых рабочих мест в соответствии с активной политикой занятости, которую проводит в жизнь служба занятости.
В-третьих, московская служба занятости, например, содействовала созданию центра социальной помощи, при котором открыты ночлежка, бесплатные столовые, пункт бытовой помощи по раздаче вещей беднякам. Нужно смотреть правде в глаза, ведь часть людей производству будет не нужна, но нет права "списывать" их, надо отнестись к ним по-человечески, дать им хоть минимальный, но шанс для жизни. Это очень важно сейчас, когда появилась хроническая бедность, а столица стала перевалочным пунктом беженцев, для которых создается лагерь беженцев - передается ряд помещений для временного проживания людей, пока не определят им постоянное место жительства.
В-четвертых, помимо информационно-пассивных некоторые службы занятости предпринимают активные действия по трудоустройству. Организуются ярмарки вакансий на местах, собираются представители предприятий, кооперативов, распространяются реклама и информация. Проводятся ярмарки по принципу большого торга, когда возникает конкуренция между предприятиями по поводу работников и между работниками по поводу наилучших рабочих мест.
В-пятых, поскольку после ликвидации фонда занятости не предусмотрены источники финансирования мероприятий содействия занятости, то средств не хватает для их проведения. Дополнительными к бюджетным для служб занятости могут быть следующие источники: 1) собственная деятельность, оплачиваемая по договорам с предприятиями за подбор кадров, рекламу, информацию; 2) благотворительность, так как трудно бороться с нищетой, не привлекая общественность; 3) коммерческая деятельность, которая должна давать дополнительные средства.
В-шестых, в Москве, например, создается много совместных предприятий с зарубежной технологией, наши рабочие с ней не знакомы. Служба занятости организует обучающие центры и направляет людей на переподготовку, где обучают нужной специальности.
Таким образом, государственная служба занятости решает сложные проблемы, которые дадут о себе знать еще сильнее, когда начнется развитие других элементов рыночной инфраструктуры, а безработица возрастет.
Анализ ситуации на территориальном рынке труда показывает, что в 2009 году она складывалась под влиянием факторов экономики муниципальных образований в условиях финансово-экономического кризиса.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области оборот организаций по крупным и средним предприятиям в действующих ценах составил:
млн.руб. | ||||||
| г.Иваново | Ивановский р-н | г.Кохма | |||
| янв.-сент.2008г. | в % к янв.-сент.2007г. | янв.-сент.2008г. | в % к янв.-сент.2007г. | янв.-сент.2008г. | в % к янв.-сент.2007г. |
ВСЕГО | 54097,3 | 90,2 | 5030,4 | 69,4 | 648,6 | 53,6 |
В т. ч. орган. с основным видом деятельности: |
|
|
|
|
|
|
Обрабатывающие производства | 9109,1 | 61,1 | 2673,6 | 62,4 | 475,2 | 43,3 |
Сельское хоз-во, охота и лесное хозяйство | 7,7 | 54,6 | 489,7 | 98,2 | Х | х |
Строительство | 3226,6 | 155,6 | 108,6 | 132,8 | 3,1 | 52,1 |
Транспорт и связь | 5018,3 | 100,6 | 9,8 | 158,4 | 16,6 | Х |
Положительные тенденции.
Среднесписочная численность работающих в экономике (на крупных и средних предприятиях) увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом: в Ивановском районе – на 1,5 %.
Начисленная средняя номинальная заработная плата одного работника увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом: в г. Иваново – на 9,3 % , в Ивановском районе – на 1,1 %.
Отрицательные тенденции.
Снижение объемов производства в большинстве отраслей экономики по сравнению с предыдущим годом.
Среднесписочная численность работающих в экономике (на крупных и средних предприятиях) уменьшилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом: в г.Иваново на 4,2 %., в г.о.Кохма – на 10,5 %.
Численность официально зарегистрированных безработных на 01.01.2010 года увеличилась к уровню прошлого года в г.Иваново – в 3,1 раза; в Ивановском муниципальном районе – в 2,2 раза; в г.о.Кохма – в 3,3 раза.
Продолжается естественная убыль населения. В 2009 году число умерших превысило число родившихся: в г.Иваново – в 1,5 раза, в муниципальном Ивановском районе – в 1,6 раза, в г.о.Кохма – в 1,7 раза.
Размер среднемесячной начисленной заработной платы одного работника (по крупным и средним предприятиям) в 2009 году составил:
в г. Иваново – 13992,9 руб. (109,3 % к соответствующему периоду 2008 года);
в Ивановском районе – 12158,8 руб. (101,1 %);
в г. Кохма - 9829,1 руб. (98,4 %).
Динамика величины прожиточного минимума в регионе для трудоспособного населения в 2009 году составила: 1 квартал - 5054 руб., 2 квартал – 5140 руб., 3 квартал – 5104 руб.
Вынужденная неполная занятость работников, вторичная занятость. В 2009 году в соответствии с п.2 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в ОГУ “Ивановский ЦЗН” представили информацию о простоях и введении режима неполного рабочего времени 78 предприятий и организаций. Среди них: ОАО “Автокран”; ОАО МК “КРАНЭКС”; ОАО “Швейная фирма “Айвенго”; ООО ОФ “Зиновьевская Мануфактура”; ООО “Ивсиликат”
ФГУП “733 Центральный ремонтный завод средств связи”; ЗАО “Ремиз”; ЗАО “Железобетон”; ОАО “Авиационное предприятие “Золотое кольцо”; ОАО “Точприбор” и др.
В течение 2009 года в ОГУ «Ивановский ЦЗН» предприятиями и организациями г.Иванова, г.Кохма и Ивановского муниципального района представлены сведения о предполагаемых увольнениях работников по сокращению численности штата, либо ликвидации на 6434 человека, что в 1,9 раза больше чем в 2008 году.
В сложившихся экономических условиях численность граждан, обратившихся в ОГУ «Ивановский ЦЗН» с целью получения государственной услуги в поиске подходящей работы, составила 30729 человек, что в 1,6 раза превышает число обратившихся в службу занятости граждан в 2008 году.
Спрос на рабочую силу в 2009 году на территориальном рынке труда снизился по сравнению с прошлым годом на 9857 вакансий (на 28,5 %) и составил 24673 вакансии. Доля рабочих профессий составил около 80 %.
Напряженность на рынке труда в 2009 году составила 1,1 чел./вак. (увеличилась к прошлому году более чем в 2 раза).
По группе рабочих профессий высоким остается спрос:
на водителей, комплектовщиков, продавцов, электромонтеров, поваров;
в легкой промышленности – на швей; в сельском хозяйстве – на овощеводов.
В группе специалистов и служащих наиболее востребованы: врачи разных специализаций, медицинские сестры, милиционеры, воспитатели детского сада, менеджеры, механики, специалисты на контрактную службу в Вооруженные Силы Российской армии и др.
Из числа обратившихся в службу занятости граждан доля лиц, работавших по рабочей профессии, составляет 48,1 %, по профессии служащего или специалиста – 26,2 %.
Численность безработных граждан, уровень общей и регистрируемой безработицы. В 2009 году численность граждан, зарегистрированных в ОГУ «Ивановский ЦЗН» в качестве безработных, составила 11987 человек.
Из них:
женщин – 48,4 %;
молодежи в возрасте 16-29 лет – 37,2 %;
инвалидов – 7,8 %;
жителей сельской местности – 10,1 %.
Из числа безработных граждан, состоящих на регистрационном учете на конец отчетного периода:
по причинам увольнения:
- уволившиеся по собственному желанию – 45,8 %;
- уволенные в связи с ликвидацией, либо сокращением численности-25,9%;
- выпускники профессиональных учебных заведений - 3,2 %.
по отдельным категориям граждан:
- инвалиды – 13,1 %;
- после длительного перерыва в работе (более 1 года) –9,8 %;
- ищущие работу впервые – 4,4 %;
- лица старше 50 лет – 35,4 %.
В 2009г. уровень регистрируемой безработицы (от трудоспособного населения) на конец отчетного периода повысился к аналогичному периоду прошлого года в 3 раза и составил на 01.01.2010 года 1,8 %.
Из числа безработных граждан, состоящих на учете в ОГУ «Ивановский ЦЗН»:
по уровню образования:
имеющие высшее профессиональное образование – 29,7 %;
имеющие среднее профессиональное образование – 23,0 %;
имеющие начальное профессиональное образование – 24,9 %;
имеющие среднее общее образование – 18,0 %;
не имеющие среднего общего образования – 4,4 %.
по возрасту:
молодежь 16 – 29 лет - 24,6 %;
лица предпенсионного возраста (за 2 года до наступления пенсионного возраста) – 10,7 %;