Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:57, курсовая работа
Особенно остро коснулась эта проблема сферу строительства, банков и кредитных учреждений, автомобильную и металлургическую отрасли. Во второй половине 2008 года уровень безработицы в России увеличился на 8%, что составляет примерно полтора миллиона человек. А уже в конце прошлого года численность безработных граждан достигла пяти миллионов человек. Причем эти цифры только официальной статистики, то есть это только те граждане, которые обратились в службу занятости. Если брать во внимание латентную безработицу, а именно людей, потерявших работу, которые не были зарегистрированы работодателями, то процент уровня безработицы будет намного больше.
Целью настоящей работы является исследование проблемы безработицы на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...
3
1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ ………………………….
5
1.1. Определение безработицы …………………………………………………..
5
1.2. Причины безработицы ……………………………………………………….
11
1.3. Виды безработицы ……………………………………………………………
14
2. МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕНОМ ЭТАПЕ………………………………………………. …………...
17
3. МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ …………..
22
3.1. Цели и формы реализации политики занятости ……………………………
22
3.2. Функции органов труда и занятости ………………………………………...
26
3.3. Формирование российской государственной службы занятости …………
27
4. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ИВАНОВО И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………
38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………...
41
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. | 3 |
1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ …………………………. | 5 |
1.1. Определение безработицы ………………………………………………….. | 5 |
1.2. Причины безработицы ………………………………………………………. | 11 |
1.3. Виды безработицы …………………………………………………………… | 14 |
2. МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕНОМ ЭТАПЕ………………………………………………. …………... |
17 |
3. МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ ………….. | 22 |
3.1. Цели и формы реализации политики занятости …………………………… | 22 |
3.2. Функции органов труда и занятости ………………………………………... | 26 |
3.3. Формирование российской государственной службы занятости ………… | 27 |
4. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ИВАНОВО И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………………………… |
32 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………… | 38 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………... | 41 |
ВВЕДЕНИЕ
Для рыночной экономики безработица является естественной на рынке труда. Многие экономисты, рассматривая, как объект своих изучений, безработицу делают акцент именно на естественности и неизбежности этого процесса. В то же время, для обычного человека безработица чаще всего представляет собой сугубо негативное явление, привносящее нестабильность в общество.
Безработица определяется как контингент лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемый период.
Безработица - неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Число безработных значительно возрастает в периоды кризисов и уменьшается в периоды подъемов. Считается, что в известной мере умеренная безработица является источником для экономического роста, т.к. представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства, наличие безработицы усиливает стимулы предпринимательской деятельности, страх потерять работу является самым лучшим организатором дисциплины труда и др. В силу отмеченных причин умеренная безработица (от 3 до 5% занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы (в состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные). Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Имеются региональные, возрастные, половые, национальные и иные различия.
В настоящее время напряженная обстановка на рынке труда вызвана экономическим кризисом, который повлек за собой волну увольнений и сокращений миллионов граждан. Кризис и безработица стали словами синонимами.
Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.
Особенно остро коснулась эта проблема сферу строительства, банков и кредитных учреждений, автомобильную и металлургическую отрасли. Во второй половине 2008 года уровень безработицы в России увеличился на 8%, что составляет примерно полтора миллиона человек. А уже в конце прошлого года численность безработных граждан достигла пяти миллионов человек. Причем эти цифры только официальной статистики, то есть это только те граждане, которые обратились в службу занятости. Если брать во внимание латентную безработицу, а именно людей, потерявших работу, которые не были зарегистрированы работодателями, то процент уровня безработицы будет намного больше.
Целью настоящей работы является исследование проблемы безработицы на современном этапе.
1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Определение безработицы
Существуют различные определения, характеристики и трактовки безработицы. Однако в этом вопросе необходимо руководствоваться характеристиками и научными трактовками безработицы, которые дают официальные документы трудового законодательства России и международные документы учреждений ООН, таких как Международная организация труда (МОТ), ее орган - Международное бюро труда, а также документы Международной конференции статистиков труда (МКСТ). Страны, парламенты которых ратифицируют конвенции и рекомендации МОТ, делают их таким образом составной частью своего национального трудового законодательства.
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дает следующее развернутое определение условий признания граждан безработными.
«Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через две недели для решения вопроса о признании их безработными».
Согласно этому Закону, безработным является тот, кто признан таковым службой занятости при соблюдении довольно жестких условий. Но это еще не есть достаточное определение самой безработицы. Нельзя считать работающими тех безработных, которых служба занятости по каким-либо причинам отказалась считать таковыми, т.е. субъективные решения людей не меняют объективно существующего состояния работника в качестве безработного. В этом отношении более правильным является определение безработного первой фразой ст. 3 Закона, где сказано: "Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка" - это и есть самая существенная часть определения безработного Законом РФ о занятости населения.
Вопрос о признании (регистрации) или непризнании безработным тоже имеет существенное значение, когда речь идет о конкретных российских условиях трудоустройства безработных и возможности обеспечения их пособиями по безработице в связи с ограниченными финансовыми источниками.
На самом деле служба занятости регистрирует в качестве безработных только часть ищущих работу и обратившихся туда безработных граждан. Примерно столько же граждан, минуя службу занятости, ищет работу самостоятельно и практически не охвачено официальной статистикой.
Таким образом, контингент безработных в России условно можно делить на три части: 1) лица, обратившиеся в поиске работы и заработка в службу занятости; 2) часть из них служба занятости признает и регистрирует как безработных, выдавая им на определенных условиях пособие по безработице, и содействует поиску подходящей работы, другую часть не признает в качестве безработных; 3) лица, ищущие работу самостоятельно, не прибегая к услугам государственной и иной службы занятости, и, значит, не учитываемые в качестве безработных официальной статистикой хотя бы по той причине, что право признания человека безработным принадлежит по закону РФ исключительно государственной службе занятости.
По данным федеральной службы занятости, лишь половина фактически безработных обращается в поисках работы в государственную службу занятости и охватывается официальной статистикой. Исходя из этого, есть основания считать, что официальный уровень безработицы в России практически занижен из-за недостатков организации статистического учета и более точного законодательного определения статуса безработного.
В связи с этим уместно обратить внимание на международные стандарты определения безработицы, установленные резолюцией 13-й МКСТ в 1982 г. Согласно этой резолюции, к категории безработных относят всех лиц старше определенного возраста, которые в течение отчетного периода были:
а) "без работы", т.е. не работали по найму или на собственном предприятии (как это определено видами "самозанятости");
б) "готовы были в данный момент к работе", т.е. готовы были к наемному труду или работе на собственном предприятии в отчетном периоде;
в) "искали работу", т.е. уже искали оплачиваемую работу по найму или
на собственном предприятии.
Важно отметить, что эти три критерия международных стандартов определения безработицы не предусматривают каких-либо административных или юридических норм и требований, например регистрации на бирже труда (в органах занятости), получения пособия по безработице и др.
Эти критерии относятся исключительно к определению объективного состояния человека в качестве безработного, независимо от того, признают или не признают его таковым какие-то учреждения.
Критерий "без работы" проводит различие между занятостью и незанятостью, т.е. безработным является тот, кто не занят. Так, лица, имеющие какую-то случайную временную работу и продолжающие поиск работы, по стандартам МКСТ необходимо считать занятыми, а не безработными, несмотря на поиск ими работы.
Тем не менее, критерий "искали работу", согласно международным стандартам, требует: чтобы считаться безработным, человек должен искать работу, но при этом он не должен быть занят даже случайной временной работой. Чтобы считаться "ищущим работу", необходимы конкретные действия для получения работы. Общего заявления о поиске работы недостаточно, надо показать, что был предпринят хотя бы один конкретный активный шаг. Активные шаги по поиску работы, перечисленные в стандартном определении безработицы, включают регистрацию на государственной или частной бирже труда, обращение к работодателям, обращение за содействием к друзьям или родственникам, попытки создания собственного предприятия и т.п.
Международные правила регистрацию в органах занятости считают активным шагом в поисках работы лишь тогда, когда есть цель получить от них предложение о рабочем месте. В противном случае регистрация в службе занятости считается чисто административной формальностью, и акт регистрации не должен считаться активным шагом в поиске работы.