Проблемы безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Особенно остро коснулась эта проблема сферу строительства, банков и кредитных учреждений, автомобильную и металлургическую отрасли. Во второй половине 2008 года уровень безработицы в России увеличился на 8%, что составляет примерно полтора миллиона человек. А уже в конце прошлого года численность безработных граждан достигла пяти миллионов человек. Причем эти цифры только официальной статистики, то есть это только те граждане, которые обратились в службу занятости. Если брать во внимание латентную безработицу, а именно людей, потерявших работу, которые не были зарегистрированы работодателями, то процент уровня безработицы будет намного больше.
Целью настоящей работы является исследование проблемы безработицы на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...
3
1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ ………………………….
5
1.1. Определение безработицы …………………………………………………..
5
1.2. Причины безработицы ……………………………………………………….
11
1.3. Виды безработицы ……………………………………………………………
14
2. МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕНОМ ЭТАПЕ………………………………………………. …………...

17
3. МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ …………..
22
3.1. Цели и формы реализации политики занятости ……………………………
22
3.2. Функции органов труда и занятости ………………………………………...
26
3.3. Формирование российской государственной службы занятости …………
27
4. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В ИВАНОВО И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………

32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………
38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………...
41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ БЕЗРАБОТИЦА.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Представляется, что в их число нужно включить обязательства государства по формированию рациональной структуры занятости. Она должна отвечать общественным  потребностям и требованиям рынка, способствовать достижению сбалансированности предложения рабочей силы  и рабочих мест, созданию новых рабочих мест  и повышению эффективности существующих, развитию трудового и интеллектуального потенциала, а также совершенствованию систем обучения и переобучения, распределительных отношений в трудовой сфере.

Если попытаться кратко сформулировать основной тезис реализации политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то, он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддержать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.

Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства, во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест, в-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.

Основными принципами государственной политики в области занятости населения стали:

 обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории России, независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения;

 поддержание трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

 добровольность труда;

 обеспечение социальной защиты граждан в области занятости.

Главные же цели политики занятости связаны с проблемами использования труда - повышением его продуктивности. Этому должны способствовать сдвиги в структурах занятости (отраслевой - за счет возрастания доли передовых технологий, профессионально - квалификационной - за счет увеличения удельного веса квалифицированного труда и современных профессий, демографической - за счет более образованной молодежи).

Приступая к реализации политики занятости на этапе стабилизации и роста, нужно учитывать, что не только макроэкономические условия продолжают оставаться достаточно напряженными для серьезного решения проблем в этой сфере, но и что очень большой контингент работников по своим профессиональным качествам не соответствует требованиям рыночной экономики.

Представляется, что целесообразно прежде всего усилить те элементы государственного регулирования социально-трудовой сферы, которые ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в политике занятости связаны с необходимостью сделать социально-трудовую сферу катализатором, а не тормозом экономического роста. Этого невозможно добиться без ликвидации элементов нерыночных отношений в этой области.

Проявления нерыночного характера сферы труда известны: гипертрофированные масштабы скрытой безработицы, невыплаты заработной платы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, широкое распространение скрытых форм занятости, неопределенность статуса занятости и незанятости и др.

В свою очередь недостаточная реформированность трудовой сферы способствует медленному обновлению и сохранению большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, чрезмерно высокому предложению рабочей силы, ориентации почти половины трудоспособных граждан на стабильное рабочее место даже при низкой и несвоевременной выдаче заработной платы.

Основой расширения занятости и совершенствования ее структуры, а также ликвидации диспропорций на рынке труда является развитие системы рабочих мест. В этой связи в качестве действенного инструмента государственного управления сферой занятости и процессами на рынке труда может выступить Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, разрабатываемая Министерством труда и Институтом макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ. Она призвана определить перспективные направления развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе с учетом возможности обеспечения эффективной занятости.

Впервые делается попытка совместить принципы и приоритеты политики занятости с приоритетами инвестиционной и структурный политики. Это включает выявление отраслевых и региональных приоритетов в создании новых и сохранении существующих перспективных рабочих мест, разработку нормативно-правовой базы, ориентированной на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест, стимулирование эффективной структуры занятости, сохранение уникальных передовых производств и накопленного интеллектуального потенциала.

Наиболее эффективны такие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по подготовке, поиску работы и трудоустройству, способные в наибольшей степени удовлетворять одновременно требованиям эффективности и справедливости.

Один из наиболее мощных институциональных факторов, влияющий на эффективность реализации политики занятости, - интеграция трех ключевых функций: а) подбор рабочего места и работника, б) администрирование выплат пособий по безработице, и в) направление безработных на активные программы, такие как:

Программы обучения. Профессиональное обучение безработных обычно рассматривается как одно из наиболее эффективных средств возвращения безработных к активному труду. Программы обучения преследуют две основные цели: краткосрочную и долгосрочную. В краткосрочном плане считается, что обновление профессиональных навыков, необходимость обновления которых вызвано их потерей по причине изменений в профессиональной структуре спроса на рабочую силу, повышает вероятность заполнения имеющихся вакансий. В долгосрочном плане профессиональное обучение в целом улучшает качество рабочей силы и, тем самым, улучшает структуру предложения и снижает профессиональные риски, возникающие по причине циклических долгосрочных колебаний в спросе.

Обучение безработных имеет достаточно высокий потенциал позитивного воздействия как на его участников, так и на рынок труда в целом. Значение данной программы может быть значительно расширено.

Досрочные пенсии. Основная цель программы досрочного (за 2 года до обычного срока) выхода на пенсию – расширить возможности работников более молодых возрастов по поиску рабочего места за счет их освобождения работниками старших возрастов, а также снизить численность безработных старших возрастов, не имеющих перспектив на рынке труда.

Посредничество службы занятости. Можно утверждать, что данная программа наиболее результативна с точки зрения влияния на сдерживание роста или сокращение безработицы.

Создание рабочих мест, а также их сохранение за счет бюджета службы занятости вызывает, пожалуй, самые противоречивые отклики. Одни считают, что эти программы должны быть основным направлением деятельности службы занятости. По мнению других, их реализация выходит за рамки компетенции службы занятости, поскольку рабочие места призваны создавать субъекты экономической деятельности, а не государственное учреждение.

Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех ракурсах. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на целевой группе и на рабочей силе в целом. В-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них.

 

3.2. Функции органов труда и занятости

 

Служба труда и занятости - это учреждение трудоустройства безработ­ных, которых она регистрирует в этом качестве. Регистрация безработного приобрела особое значение, поскольку стала основанием для выплаты пособия по безработице, а отказ от предложенной работы - основа­нием для отказа от выплаты этого пособия.

В настоящее время функции служб труда и занятости усложнились. Они стали изучать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда, выявлять и вести учет вакантных рабочих мест на предприятиях, давать информацию безработ­ным о требующихся профессиях, осуществлять профориентацию молодежи, организовывать подготовку и переподготовку для безработных и желающих сменить профессию.

Особое внимание в современных условиях в связи с ростом общего уров­ня безработицы уделяется учету вакантных и резервных рабочих мест.

В США, например, с 1984 г. действует общенациональный банк рабочих мест для специалистов с высшим и средним специальным образованием. А к началу 80-х гг. там было создано 300 банков рабочих мест на всей территории страны, где с помощью мощных ЭВМ описываются и систематизируются характеристики не только вакантных рабочих мест, но и тех, кто ищет работу. Сеть таких банков постоянно расширяется.

Образцовая служба занятости и труда существует в Швеции, где для об­щего руководства рынком труда создано Министерство рынка труда, которо­му подчинены 24 губернских комитета труда. В стране действует 320 бюро по трудоустройству, они ведут всю эту работу и находятся на бюджетном финан­сировании. Количество таких бюро растет, поскольку считается, что только персональное обслуживание клиентов может гарантировать успешное реше­ние проблем занятости - каждого безработного "ведет" один и тот же со­трудник биржи. Издан "Закон об обязательной регистрации свободных рабо­чих мест". Наличие единого банка данных и компьютеризация службы занято­сти позволяют иметь информацию о вакансиях, условиях предлагаемой работы по каждой профессии на местах и по стране в целом.

В Германии, Англии, Франции, Канаде, Японии и многих других странах системы занятости оснащены самой современной электронно-вычислитель­ной техникой, системой трудоустройства, банками данных о состоянии рын­ка труда на местах и в национальных масштабах, имеют четкую организацию выплаты пособий по безработице. Службы труда и занятости организуют ра­боту по профориентации, профподбору, подготовке и переподготовке.

Тем не менее правовые вопросы деятельности бирж труда, особенно в вопросах трудоустройства, пока не отработаны. Направления безработных на вакантные рабочие места фирм носят рекомендательный, т.е. не обязатель­ный для предпринимателя характер. Фирмы не обязаны считаться также со специальностями направляемых к ним работников.

Поэтому часть наемных работников, особенно высокой квалификации, предпочитают не пользоваться услугами служб занятости, а выходят напря­мую к воротам предприятий, обращаясь в отделы кадров фирм. Так, в Шве­ции службы занятости регистрируют около 700 тыс. человек, ищущих работу, а трудоустраивают биржи немногим более 300 тыс. человек. Это считается очень высоким показателем трудоустройства службами занятости. В других странах показатели значительно ниже.

Деятельность всей системы занятости наглядно свидетельствует о смешанном рыночно-государственном регулировании современного рынка труда.

 

3.3. Формирование российской государственной службы занятости

 

В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в нашей стране формирование службы занятости имеет свои особенности. Во-первых, служба занятости создается сразу как централизованная государственная система на правовой основе Закона о занятости населения. Во-вторых, она формируется на базе прежней широко разветвленной государственной службы трудоуст­ройства с использованием ее материально-технической базы, системы учета и  кадрового состава работников. Тем не менее прежняя служба трудоустрой­ства нуждалась в преобразовании ее с учетом изменившихся условий жизни общества и в дополнении рыночными элементами.

Опыт развитых стран показывает, что служба занятости успешнее дей­ствует там, где она принадлежит государству, подчиняется органам власти, имеет разветвленную инфраструктуру (системы информации, подготовки и переподготовки кадров, профориентации, социальной защиты и т.п.) и многочисленный штат высококвалифицированных специалистов по вопросам занятости.

Однако в условиях рыночной экономики неизбежно возникают различ­ного рода частные (негосударственные) учреждения содействия занятости. Поэтому ст. 19 закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предоставляет такое право; и сейчас, помимо государственных, формируют­ся частные учреждения занятости (например, молодежные, профессиональ­ные и т.п.).

Деятельность государственной службы занятости должна основываться на государственной политике занятости, которая изложена в ст. 5 Закона о заня­тости.

а) Государственная политика занятости

Существо этой политики состоит в содействии обеспечению "прав граж­дан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость". Но в Законе не обозначено понятие полной занятости. В странах рыночной экономики, как уже отмечалось, под полной занятостью имеется в виду занятость при наличии "естественной безработицы", уровень которой все время повышает­ся. Опыт стран рыночной экономики показал, что полная занятость, понима­емая как поголовная занятость, недостижима, но содействовать этому можно.

Поэтому государственная политика направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам использовать свое право на труд и свободный выбор занятости, на поддержку трудовой и предпринимательской инициати­вы в рамках законности.

Согласно этому положению Закона, граждане имеют право быть и предпринимателями, и наемными работниками, и просто индивидуальными хо­зяевами, право свободного выбора любого из этих видов занятости. При этом государственная политика направлена на обеспечение социальной защиты тех, кто испытывает трудности в поиске работы, согласуя централизованные действия в решении важнейших вопросов занятости с самостоятельностью властей, а также координируя эту деятельность с другими направлениями государственной экономической и социальной политики и поощряя работо­дателей на создание новых рабочих мест.

Предусмотрена также координирующая роль государства, профсоюзов и ассоциаций предпринимателей при разработке и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения, а также в вопросах международно­го сотрудничества в области занятости своих граждан за рубежом и иностран­ных граждан на своей территории. Законом определено, что государство осуществляет регулирование заня­тости и рынка труда экономическими, законодательными и организацион­ными методами (ст. 14).

Информация о работе Проблемы безработицы в России