Проблема «утечки умов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в трудящихся, а также изучить основные теории человеческого капитала и показать важность его оценки. Так же в отдельной главе рассматривается такая насущная проблема как «утечка умов», которая взаимосвязана с «человеческим капиталом». Рассматривая данную проблему, должны определить причины миграции населения, ее виды, также выяснить возможные последствия и пути решения проблемы «утечка умов».

Содержание

Введение …………………………………………………………………..………..1
Понятие человеческого капитала и его составляющие компоненты……………3
1.1 Оценка человеческого капитала……………………………………………...3
1.2 Основные теории человеческого капитала………………...……………….10
1.3 Инвестиции в человеческий капитал………………….……………………15
2 Проблема «утечки умов»...………………………………………………....……20
2.1 Понятие «утечки умов» и статистические данные в России……...……… 20
2.2 Текущие и дальнейшие возможные последствия………………………….27
2.3 Пути решения проблемы……………………………….……………………31
Заключение………………………………………………………………………….36
Библиография…………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

Проблемой «утечки мозгов»  весьма обеспокоено Европейское сообщество. В Европе «утечка мозгов» воспринимается, прежде всего, как угроза потери научной элиты — то есть «звезд науки», яркий талант которых может принести огромные преимущества стране, в которой они работают. В масштабах всего Европейского Союза планируется увеличивать расходы на науку, что потенциально сделает возможным облегчение трудоустройства талантливых выпускников местных ВУЗов, приехавших из-за рубежа. Дело в том, что ЕС тратит на научные исследования меньше, чем США и Япония (в 2005 году — 1,9% ВВП против, соответственно, 2,8% и 3%). Увеличение финансирования позволит создать сотни тысяч новых рабочих мест, что привлечет «мозги». Сегодня же в ВУЗах Европы получают образование больше студентов, чем в США и Японии. Однако в Европейском Союзе ученых меньше — в 2005 году в Европе было 5,4 научных работника на 1 тыс. работающих, в США — 8,7, в Японии — 9,7.  Аналогичным путем идут государства Азии, такие, как Сингапур, Катар и Малайзия. Они также используют различные методы привлечения иностранных студентов: Сингапур, к примеру, заключил соглашения с ведущими университетами США об открытии на своей территории кампусов крупных американских университетов. 

Восстановление же разрушенного интеллектуального потенциала России потребует немалого времени и больших средств. Утрата страной ее науки и научно-технического потенциала обречет ее на дальнейшее развитие наиболее капиталоемких топливно-сырьевых отраслей и превращение в колонию развитого мира, подорвет безопасность и независимость страны.

Как показал опрос  студентов МГУ за 2002 год, для того, чтобы сдержать процесс выезда выпускников российских вузов и молодых учёных за рубеж, необходимы следующие шаги, указанные в табл. 1 (приложение 2), которые сортированы в порядке убывания значимости.  В табл. 2 (приложение 2) указаны факторы, привлекающие студентов-выпускников к научной деятельности. Эти факторы тоже составлены на основе социологического опроса студентов МГУ за 2002 год (сортировка в порядке убывания значимости).

Во избежание миграции молодых специалистов необходимо разработать устойчивую систему сохранения, подготовки и сопровождения кадров. Необходимо сохранить или увеличить долю ресурсов на поддержку научной среды, требуемой для генерации знаний. Причем, наряду с приоритетной поддержкой фундаментальных исследований должно быть широкое поле для инновационной деятельности, участия бизнеса, различных предприятий. Создавать и поддерживать эту систему наряду с Центром должны и регионы. В этой ситуации особое значение приобретает разработка комплекса мер по расширенному воспроизводству, сопровождению и поддержке кадров научно-технологического комплекса, поднятию престижа профессии ученого.

Эти меры должны быть адресованы всем возрастным категориям исследователей, включая их достойное пенсионное обеспечение. Достаточно хорошо, что в стране в последние годы складывается система, стимулирующая приток молодежи в науку. Это, в частности, гранты Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых – кандидатов наук и их научных руководителей, докторов наук, ведущих научных школ России. Это программа РФФИ «Молодые ученые, аспиранты, студенты». Это федеральные целевые программы интеграции науки и высшего образования, в рамках которых создано 154 учебно-научных центра в 40 регионах России, сформировано 788 филиалов вузовских кафедр в 364 научных учреждениях.

Однако, этих мер явно недостаточно. Назрела необходимость объединить усилия Минпромнауки, Минобразования, РАН и отраслевых академий, имеющих государственный статус, МГУ, Санкт-Петербургского и других ведущих университетов, заинтересованных министерств и ведомств с тем, чтобы изменить ситуацию с кадровым обеспечением российской науки. Немалая роль должна быть отведена и координации усилий всех регионов страны. Особые поручения Президента, безусловно, помогли бы создать такую систему.

Система образования – это та область, где начинается создание научного потенциала. В стране есть хороший опыт организации всей цепочки: школа, хороший опыт отбора в вуз талантливой молодежи путем проведения олимпиад, творческих конкурсов, организации молодежных научных школ, конференций, создания школ-интернатов для одаренных старшеклассников, вуз, производство. Эту работу надо расширять, тем более что увеличивающееся социальное расслоение российского общества существенно сужает возможности молодежи, особенно из сельской местности, маленьких городов. Возникает проблема доступности качественного образования для талантливой молодежи. Так же необходима подготовка менеджеров для научной сферы.

Обеспечение доступности  образования носит комплексный  характер, наряду с системой олимпиад во всех регионах по отбору талантливой  молодежи, в качестве одной из важных мер могла бы стать система беспроцентного кредитования молодых людей для получения высшего образования, с определением перечня банков, способных обеспечивать и контролировать этот процесс. Причем договоры должны были бы быть трехсторонними: студент, работодатель, университет с определением соответствующих прав и обязанностей. Молодой специалист мог бы вернуть, в той или иной форме, взятый кредит, через 7-10 лет или проработать несколько лет по необходимой для страны профессии, например, учителем сельской школы. Таким способом можно было бы эффективно решить проблему кадрового обеспечения для социально значимых сфер, например, здравоохранения и образования. Важно, чтобы при этом также решалась проблема получения жилья.

Например, в МГУ на сегодняшний день действуют следующие программы. Во-первых, программа «100+100»: ежегодно 100 молодых кандидатов наук становятся доцентами без очереди, и 100 молодых докторов наук становятся профессорами без очереди. Благодаря этой программе уже около тысячи молодых людей сделали свою карьеру на 5-10 лет быстрее. Во-вторых, конкурсная программа поддержки молодых исследователей и преподавателей: каждому из 100 победителей в течение года вручается по пять тысяч рублей в месяц. Задача третьей программы – удержать в отечественной науке тех, кто защитил кандидатскую работу и имеет большие возможности получения дальнейших результатов. Для таких специалистов организуется не менее чем двухлетняя научная стажировка с хорошей зарплатой в университете.

Таким образом, данная проблема должна быть решена, если мы хотим, чтоб наше государство эффективно развивалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «человеческого капитала» стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Применение этого понятия дает новые возможности изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.

Величина «человеческого капитала» обусловлена условиями его формирования и развития. Поэтому большое значение принимают инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи, где происходит накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека, которые являются фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида.

Человеческий капитал  – это наиболее ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство.

Экономические же оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, а так же в сфере страхования жизни и для многих других целей.

Нашей экономике еще очень далеко до того, чтобы реальная оплата труда соответствовала потенциалу работника. Например, дворник получает более высокую заработную плату, чем учитель или же воспитатель детского сада. В настоящее время работник (сварщик), имеющий среднее или начальное профессиональное образование, ценится в нашей стране выше, чем человек (бухгалтер, экономист), имеющий высшее образование.  Именно поэтому участились забастовки данных категорий трудящихся, поэтому студенты, окончившие педвуз, не идут в школы, а ученые и кадры, имеющие потенциал и высшее образование, уезжают за рубеж. В этом и есть реальная угроза безопасности страны. И для того, чтобы человеческий капитал стал действующей силой, необходимо решительное изменение системы заработной платы, повышение ее до уровня развитых стран, величина минимальной заработной платы должна быть не ниже «реального» прожиточного минимума. Но для этого нужна не только желание трудящихся, но и политическая воля.

Таким образом, несмотря на единство и неразрывность человеческого  и вещественного капитала в рамках производительного капитала, ведущая и все возрастающая роль принадлежит первому из них. Именно человеческий капитал – «творец» капитала вещественного, он сохраняет и переносит стоимость потребляемого физического капитала на товары, создает новую стоимость, возмещающую стоимость рабочей силы, и приносит прибыль предпринимателям.

Сегодня кадровая политика фирм обеспечивает наиболее эффективное использование человеческого капитала компании, создаёт заинтересованность у своих сотрудников в нужном виде деятельности. Анализ эффективности инвестиций в человека показывает, насколько значимыми для фирм являются огромные вклады в здоровье и образование работников, так как в будущем это обеспечивает больший доход для всей компании. Очевидно, что измерение эффективности человеческой деятельности не только возможно, но и необходимо для удержания жизнеспособной позиции на рынке.

Проблема «утечки умов», чему посвящена отдельная глава, заслуживает особого внимания как во всем мире, так и в нашей стране. Необходимы всё новые и новые меры по предотвращению исчезновения интеллектуального потенциала отдельных стран.

Очень остро  стоит проблема интеллектуальной миграции в нашей стране. Здесь в недостаточной степени ценится труд научных работников. Ученые, профессора, преподаватели, специалисты других областей считают, что их деятельность заслуживает большего внимания и уважения. В сравнении с заработной платой специалистов в других странах не нужно быть экспертом, чтоб понять, что в России материальное вознаграждение за вклад в подъем престижа науки и других сфер невелико.     _

В современных социально-экономических условиях укрепление России, ее стабильное развитие, повышение безопасности и обороноспособности, рост благосостояния населения могут быть обеспечены лишь на базе создания инновационной экономики, основанной на научных достижениях и высокоэффективных технологиях. Если задуматься о возрождении отечественной экономики, то ее необходимо начинать с реабилитации имиджа российского ученого. Общественное мнение и уровень оплаты труда нашего ученого в настоящее время таковы, что в России он воспринимается скорее как «чудак», нежели как гарант будущего страны.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Учебники  и монографии

  1. Агаркова Е. А. Проблема инвестирования в «человеческий капитал»        [Электронный ресурс]/Е. А. Агаркова. - Электрон, текст, дан. -Стерлитамак: БГУ, б. г. - 3 с.
  2. Ваш человеческий и социальный капитал [Электронный ресурс]/С. М. Климов. - Электрон, текст., табл. дан. - СПб.: Элитариум, 2008. - 4 с.
  3. Думова И. И., Колесникова М. В. Инвестиции в человеческий капитал [Электронный ресурс] -Электрон, текст., граф. дан. - Иркутск: БИБММ ИГУ, 2001. - 3 с.
  4. Дучков А, Исмагилов Р. Еще раз к вопросу об «утечке умов» [Электронный ресурс]/Альберт Дучков, Рауль Исмагилов. -Электрон, текст. дан. Новосибирск,б.г.-Зс.
  5. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. – СПб.: СПбУЭФ, 1999.
  6. Интеллектуальная эмиграция из России: факторы, причины и геополитические последствия [Электронный ресурс] - Электрон, текст, дан. -.-2 с.
  7. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями./ Менеджмент в России и за рубежом/ №6, 2004.
  8. Мальцева И. О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России? [Электронный ресурс]: Препринт WP15/2007/01. - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 48 с.
  9. Кирьянов А. В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность 
    [Электронный ресурс]/А. В. Кирьянов. - Электрон, текст, дан. - Режим доступа:http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbmO7. -.-4 с.
  10. Смирнов В. Т., Скоблякова И. В. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике [Электронный ресурс]/В. Т. Смирнов, И. В. Скоблякова. -Электрон, текст., граф. дан. - Орлов, 2008. - 26 с.

Периодические издания

    1. Гастроном [текст]: справ.-информ. изд-е. - 2008, № 7 (031).
    2. Золотой лев [Электронный ресурс]: издание рус.консерв. мысли.-2007,№ 115-116.
    3. Московский университет [Электронный ресурс]: газета МГУ./Е. В. Щепкина, С.А. Воронин. - Электрон, текст, дан. - М.: МГУ, 2003. - 2003, № №18-20 (4038-4040).
    4. Парламентское обозрение [Электронный ресурс]: науч.-попул. газ. - Электрон, текст, дан. - 2007, №4 (41)
    5. Поиск [Электронный ресурс]: науч.-попул. газета - Электрон, текст, дан. - 2008, №3

 

    1. «Утечка умов» - факты, оценки, перспективы. Высшая школа. Проблемы.Перспективы развития [Электронный ресурс]: статистика, интервью/О. Жаренова, А.Бундина. - Электрон, текст, дан. -.-9 с.
    2. Человек и Труд [Электронный ресурс]: науч.-попул. газета - Электрон, текст, дан. - 2003, №5
    3. Человек и Труд [Электронный ресурс]: науч.-попул. газета - Электрон, текст, дан. - 2003, №7
    4. Человек и Труд [Электронный ресурс]: науч.-попул. газета - Электрон, текст, дан. - 2005, №9
    5. Человек и Тр<span class=

Информация о работе Проблема «утечки умов»