Проблема «утечки умов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в трудящихся, а также изучить основные теории человеческого капитала и показать важность его оценки. Так же в отдельной главе рассматривается такая насущная проблема как «утечка умов», которая взаимосвязана с «человеческим капиталом». Рассматривая данную проблему, должны определить причины миграции населения, ее виды, также выяснить возможные последствия и пути решения проблемы «утечка умов».

Содержание

Введение …………………………………………………………………..………..1
Понятие человеческого капитала и его составляющие компоненты……………3
1.1 Оценка человеческого капитала……………………………………………...3
1.2 Основные теории человеческого капитала………………...……………….10
1.3 Инвестиции в человеческий капитал………………….……………………15
2 Проблема «утечки умов»...………………………………………………....……20
2.1 Понятие «утечки умов» и статистические данные в России……...……… 20
2.2 Текущие и дальнейшие возможные последствия………………………….27
2.3 Пути решения проблемы……………………………….……………………31
Заключение………………………………………………………………………….36
Библиография…………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   …………………………………………………………………..………..1

  1. Понятие человеческого капитала и его составляющие компоненты……………3

1.1 Оценка  человеческого капитала……………………………………………...3

1.2 Основные теории человеческого капитала………………...……………….10

1.3 Инвестиции в человеческий капитал………………….……………………15

2 Проблема «утечки  умов»...………………………………………………....……20

2.1 Понятие  «утечки умов» и статистические  данные в России……...……… 20

2.2 Текущие и дальнейшие  возможные последствия………………………….27

2.3 Пути решения  проблемы……………………………….……………………31

Заключение………………………………………………………………………….36

Библиография……………………………………………………………………….39

Приложения

Приложение 1 ………………………………………………………………………41

Приложение 2 ………………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня понятие «человеческий капитал» приобретает большое значение не только для экономистов-теоретиков, но и для отдельных фирм. Основные проблемы человеческого капитала широко обсуждаются в научной, прикладной и учебной литературе. Резко возрастает интерес экономической науки к человеческим способностям, к путям их становления  и развития. Во многих компаниях начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов его накопления является инвестирование в человека, а именно в его здоровье и образование.

В настоящее время изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не только актуальным, но и выдвигается в разряд основных задач в структуре социально-экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.

Главная роль в развитии экономики страны отдается именно человеку как носителю богатства, что предопределяет максимальное и всестороннее использование человеческих ресурсов.

В последние  годы общим мнением является то, что эффективность развития экономики современных государств в большей степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих граждан. Без этого невозможно обеспечить его развитие. Так, в США, например, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения. Даже если специальные исследования по этому вопросу не проводились, то с высокой долей уверенности можно предположить, что один из самых высоких показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире положительно связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики.

Цель данной курсовой работы – показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в трудящихся, а также изучить основные теории человеческого капитала и показать важность его оценки. Так же в отдельной главе рассматривается такая насущная проблема как «утечка умов», которая взаимосвязана с «человеческим капиталом». Рассматривая данную проблему, должны определить причины миграции населения, ее виды, также выяснить возможные последствия и пути решения проблемы «утечка умов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  КАПИТАЛА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ  КОМПОНЕНТЫ

 

1.1 Оценка человеческого капитала

«Человеческий капитал» – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека).

Большинство западных экономистов определяют человеческий капитал так: «Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека».

Впервые термин «человеческий капитал» использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Вскоре, на рубеже 50-60-х годов XX века окончательно сформировалась теория человеческого капитала, которая изучает процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда.

Одним из самых важных признаков человеческого капитала является то, что у него есть собственник, причём в единственном числе. Это можно рассмотреть на следующем примере. Предприниматель владеет, распоряжается всем капиталом, но предпринимателю противостоит работник – собственник своей способности к труду. Потребление рабочей силы создает товар, услуги и их стоимость. Это служит основой воспроизводства каждого предприятия. Значит, нет такой сферы деятельности, результатом которой был бы человеческий капитал, т. е. нельзя определить никого кроме самого человека в качестве создателя такого капитала.

Изучая историю развития способностей человека, можно выделить три категории, характеризующие различную по структуре свойств и качеств совокупность способностей человека к трудовой деятельности: «рабочая сила», «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал».

Изучение  способностей человека к трудовой деятельности с исторической точки зрения позволяет заметить, что произошло превращение рабочей силы в рабочий капитал. «Рабочая сила» соответствует эпохе развивающегося капитализма, «человеческий капитал» - индустриальной экономике, а «интеллектуальный капитал» - инновационной (постиндустриальной) экономике. Этот процесс обусловлен развитием системы общечеловеческих ценностей, появлением у человека прав и свобод, социальных гарантий, нормированного рабочего дня и прочих факторов, которые позволили ему самосовершенствоваться, получать образование, уделять себе больше времени. В структуре свойств человеческого капитала над природными способностями стали преобладать приобретенные интеллектуальные качества.

Об интеллектуальном капитале можно говорить, когда в  труде работника независимо от сферы деятельности начинает преобладать умственная составляющая. Только такой работник может осуществлять интеллектуальный труд, представляющий собой осознанную деятельность человека, направленную не только на воспроизводство уже «существующего» (копирование и тиражирование), но и на развитие имеющегося или создание «нового».

Рабочая сила представляет собой совокупность базовых физических и интеллектуальных способностей, заложенных в человеке на генетическом уровне. Эти способности позволяют ему обеспечивать свое существование. При этом в структуре свойств рабочей силы больший удельный вес занимают физические данные.

В составе свойств  человеческого капитала присутствуют и генетически наследуемые, и приобретенные способности. При развитии физических и интеллектуальных способностей в составе человеческого капитала уже преобладают приобретенные качественные свойства, основанные на интеллекте, такие, как квалификация, опыт, накопленные знания, т. е. свойства, детерминированные в социальной среде.

Интеллектуальный капитал – категория более узкая по отношению к человеческому капиталу, поскольку предполагает развитие лишь части входящих в него свойств, обретающих фундаментальный, капитальный характер. Однако интеллектуальный капитал значительно более развит, чем рабочая сила. Интеллектуальный капитал представляет собой форму высокоразвитых качественных свойств индивида, которые в условиях постиндустриальной, инновационной экономики оказывают большое воздействие на процесс общественного производства.

Свойства человеческого  капитала слиты с личностью человека, их нельзя рассматривать вне своего носителя, т. е. они физически неотделимы от него.

Итак, человеческий капитал обладает следующими свойствами:

  1. в современных условиях является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
  2. в виде навыков и способностей является определенным запасом, т. е. может быть накапливаемым;
  3. формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
  1. человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость, амортизироваться;
  1. он неотделим от своего носителя – человеческой личности;
  2. независимо от источников формирования, которые могут быть 
    государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком;
  3. человеческий капитал носит динамический характер. Постоянное изменение структуры и величины человеческого капитала автоматически создает потребности в различных видах инвестиций, и эти потребности никак не могут быть удовлетворены только лишь за счет инвестиций в образование. В управлении человеческий компонент – самый обременительный из всех активов. Почти безграничное разнообразие и непредсказуемость людей делают их невероятно сложными для оценивания. Тем не менее, люди – это единственный элемент, обладающий способностью производить стоимость. Все остальные переменные – деньги, кредит, сырье, заводы, оборудование и энергия – могут предложить лишь инертные потенциалы. По своей природе они ни чего не прибавляют и не могут добавить, пока человек, будь это рабочий самой низкой квалификации, искуснейший профессионал или руководитель высшего звена, не использует этот потенциал, заставив его работать.

                   Таким образом, человеческий капитал можно разделить на:

1.   общий человеческий капитал – умения, знания, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях;

2. специфический человеческий капитал – умения, знания, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме;

3.    человеческий интеллектуальный капитал – капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Существует ряд сходств между человеческим и основным (вещественным) капиталом:

  • человеческий капитал, также как и основной, имеет стоимость, которая объективно существует до момента его включения в производственный процесс;
  • для формирования и воспроизводства человеческого капитала, так же как и для создания и восстановления любого элемента основного капитала, необходимы значительные инвестиции;
  • сегодня признается факт физического и морального износа человеческого капитала.

В экономической  литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Одним из них является различие между формами, в которых он воплощается:

  • живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощенные в человеке;
  • неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
  • институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, 
    связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).

По форме обучения сотрудников на рабочем месте  можно выделить специальный (специфический) человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный (специфический) человеческий капитал включает навыки, знания и умения, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они получены, а отличие от специального (специфического) человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Для характеристики качества человеческого капитала  используется система показателей. Это интегральные, частные, социальные (натуральные) и  экономические (стоимостные) показатели.   Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро-, так и на микроуровнях.

Микроуровень – это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала. А именно:

- повышение квалификации  уже принятых работников;

- медицинское обследование;

- оплата больничных  листов по нетрудоспособности;

- затраты по охране  труда;

- добровольное медицинское  страхование, оплаченное фирмой;

- благотворительная помощь  социальным институтам и т.д.

Мотивация фирм заключается в том, что доход, получаемый при этом, будет выше, чем произведённые затраты.

На макроуровне рассматриваются  социальные трансферты, оказываемые  населению, как в натуральной, так  и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое  является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.

Информация о работе Проблема «утечки умов»