Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Мировая практика убедительно показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 358.33 Кб (Скачать)

     В законодательной и исполнительной власти, общественной сфере страны сформировано недостаточное количество структур, занимающихся вопросами регулирования  и развития МСП, поэтому руководству  Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь следует  инициировать создание постоянной Парламентской комиссии по вопросам малого и среднего предпринимательства в целях разработки государственной стратегии его развития и налаживания межведомственной координации.

     Отдельные сферы деятельности МСП требуют  законодательного обеспечения. В области малого предпринимательства оно все еще нестабильное, не вполне прозрачное и тормозит развитие этого сектора экономики Беларуси, в сфере среднего - вовсе отсутствует. Это позволяет искусственно создавать административные барьеры для предпринимателей. Следовательно, необходимо продолжить масштабную работу по проведению ревизии (инвентаризации) актов законодательства и подзаконных актов, касающихся улучшения условий и возможностей для ведения малого и среднего предпринимательства в стране, в целях выявления и исключения из них излишних, зарегламентированных, устаревших и дублирующих положений и действий.

     Важное  место в системе взаимодействия власти и бизнеса занимают государственные  услуги, являющиеся одной из форм реализации функций власти. Они объединяют в себе такие средства регулирования экономических отношений, как разрешение на совершение определенных действий, например лицензирование, регистрация и аттестация, предоставление прав на пользование ресурсами, другие действия и решения, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений у получателя данной услуги.

     Для повышения качества оказания государственных  услуг в предпринимательской деятельности целесообразно рекомендовать республиканским органам государственного управления продолжить работу по созданию и внедрению их детальной регламентации. Административные регламенты должны включать в себя весь алгоритм оказания государственных услуг (процессы, процедуры и субъекты, их исполняющие, сроки, порядок взаимодействия между лицами и организациями).

     В Республике Беларусь региональный уровень  управления предпринимательством представлен местными исполнительными и распорядительными органами масти, в составе которых функционируют подразделения, осуществляющие меры по реализации региональной политики в области поддержки и развития данного сектора экономики. На сегодняшний день в стране пока не найден эффективный механизм согласования экономических интересов государства, региональных властей и бизнеса. Качество государственного управления на местах пока остается низким. Сохраняются его затратный тип и ориентация экономических субъектов на решение внешних по отношению к бизнесу задач, текущих вопросов. Привыкнув решать возникающие проблемы за счет предпринимателей, местные органы управления сами действуют недостаточно эффективно. К тому же в сельских Советах не предусмотрена штатная единица для выполнения работы по развитию бизнеса. Ввиду этого вопросы, связанные с формированием и функционированием предпринимательских структур, отодвигаются на задний план.

     В регионах имеет место неравноправие  субъектов государственной и  частной форм собственности. Сами представители МСП неоднократно заявляли о значительной дискриминации частных предприятий, что подтверждается исследованиями Международной финансовой корпорации. Количество управленческих взаимодействий по вертикали и горизонтали в местных органах значительное, равно как и потенциал неслаженных действий в рамках «властной вертикали». К примеру, институциональная политика государства должна заключаться в сокращении числа субъектов хозяйствования, имеющих такую организационно-правовую форму, как государственные унитарные предприятия, с сохранением только тех, которые функционируют в стратегически важных отраслях. Несмотря на это, засилье упомянутых организаций на рынке и передача им государственного имущества, а также воспрепятствование предпринимателям в приватизации имущества сохраняются.

     Одним из наиболее перспективных способов достижения баланса интересов предпринимательства и власти в масштабах региона может стать использование таких структур, как кластеры. Кластер – это сеть взаимодополняющих поставщиков, производителей, потребителей, в том числе сектора МСП, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских и учебных институтов, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций. При внедрении кластерных инициатив в нашей стране целесообразно использовать естественные, сложившиеся на территории республики зоны специализации, в частности, в пищевой, легкой промышленности, деревообработке, машиностроении и других отраслях.

     

     45

     Местным исполнительным и распорядительным органам государственного управления стоит рекомендовать:

  • совместно с региональными и отраслевыми объединениями предпринимателей, другими заинтересованными организациями сформировать экспертные группы по выявлению приоритетных направлений развития управляемых территорий (районов, городов и др.) и разработке мер, стимулирующих создание и развитие бизнес-структур в данных направлениях;
  • обеспечить поднятие авторитета и статуса сельских Советов, официально наделив их соответствующими функциями, включающими вопросы управления сферой малого предпринимательства на селе, его поддержки;
  • Министерству экономики совместно с соответствующими органами государственного управления разработать комплекс мер по стимулированию развития подобных кластеров, в том числе механизм создания коллегиальных органов управления кластерными проектами и меры государственной поддержки их деятельности.

     Создание  в Беларуси нового института саморегулирования  предпринимательской деятельности могло бы частично заменить государственное регулирование частной инициативы в различных отраслях экономики. Государство не в состоянии взаимодействовать с каждым субъектом хозяйствования, однако сможет вести диалог с новыми для отечественной правовой системы саморегулируемыми организациями, а также с общественными объединениями, представляющими корпоративную власть предпринимательства.

     Наиболее  приемлемыми сферами деятельности, которые передаются саморегулиремым организациям, являются: лицензирование, аттестация, сертификация, создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов, проверка качества оказания услуг и соблюдения стандартов, строительная деятельность. К примеру, в России начиная с 2009 г. отменено лицензирование строительной деятельности, заниматься ею можно будет в случае вхождения строительно-монтажных организаций в состав создаваемых некоммерческих саморегулируемых объединений. Взамен лицензий объединения будут выдавать своим членам специальные свидетельства о допуске к проектным и строительным работам.

     Государственная власть сегодня не может в полной мере самостоятельно решать свои задачи в таких областях, как поддержание  и развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, охрана природной среды, образование, здравоохранение и др. Бизнес, в том числе малый и средний, стремится расширить сферы приложения своего капитала, заинтересован в экономической и социальной деятельности государства, ищет возможность встроиться в нее с пользой для себя и всего общества. Благодаря взаимному переплетению интересов в последние годы возникли разнообразные формы взаимодействия государства и предпринимательских структур, одной из которых является государственно-частное партнерство (ГЧП). Создавая и поощряя отношения партнерства, государство пополняет арсенал эффективных методов ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор.

     В мировой и в определенной степени в отечественной практике существуют такие формы и виды ГЧП, как концессионные соглашения; взаимодействие на основе государственного контракта; договоры аренды (лизинга); создание инженерной инфраструктуры и др.

     Частный бизнес не в состоянии сам справиться со всем спектром проблем, касающихся развития предпринимательской сферы, взаимоотношения с властью и  внешней средой. Во всем мире данный сектор экономики в целях защиты своих интересов опирается на помощь общества, в частности бизнес-объединений. В условиях проводимого в настоящее  время в республике курса на либерализацию условий хозяйственной деятельности роль предпринимательских союзов и ассоциаций как партнеров государства в вопросах формирования благоприятной бизнес- и конкурентной среды, снижения административных барьеров и внедрения механизмов саморегулирования будет возрастать.

     Как свидетельствует опыт стран с  рыночной экономикой (США, Япония, Великобритания, Германия и др.), политика государственного регулирования развития МСП формируется  и реализуется большим количеством  специальных государственных структур с различной степенью институционализации  в системе управления, а также общественных бизнес-объединений. В настоящее время в странах Евросоюза и США в бизнес-ассоциации объединены до 70 % предпринимателей (в Беларуси - как минимум в 7 раз меньше).

     Отношения объединений с государством должны строиться на основе партнерства. Госорганы местного управления и самоуправления обязаны учитывать мнение объединений, союзов по проблемам, входящим в их компетенцию, а также иметь право передавать объединениям, союзам отдельные вопросы своей компетенции, установленной законодательными актами.

     Активизации формирования общественных объединений  предпринимателей (на национальном, региональном и отраслевом уровнях) будет способствовать ускоренное принятие закона «Об объединениях предпринимателей», предложения по которому подготовлены в рамках совместного проекта Совета по развитию предпринимательства в Беларуси и ПРООН «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора».

     Повышение эффективности государственного регулирования  бизнеса, выработка и последовательное осуществление простой и понятной политики в отношении малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в системе государственного управления будут способствовать ускоренному развитию данного сектора экономики в Республике Беларусь [13, с.39-47]. 
 

     3.2 Антикризисные меры  
 

     Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на укрепление финансовой базы малого бизнеса и снижение его издержек. Снижению влияния кризисных явлений могут способствовать меры, имеющие целью: увеличение их финансовой (в том числе инвестиционной) поддержки; сокращение административных барьеров; стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий; информационную поддержку малого предпринимательства, активизацию инновационной и внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

     В период кризиса требуется гораздо более тесное сотрудничество малого и крупного бизнеса. Конкретизируются и задачи такого сотрудничества – привлечь малый бизнес к реализации продукции государственных производителей. Причем речь идет не только о товарах народного потребления, но и о продукции производственно-технического назначения. Таким образом, ресурсы малых коммерческих фирм и индивидуальных предпринимателей могут быть использованы для расширения экспорта белорусских товаров.

     Впервые заявление о возможности участия  малого бизнеса в продвижении  белорусских товаров на экспорт  прозвучало в июле 2009 г. сразу после  закрытия Черкизовского рынка в Москве, когда руководство Белорусского союза предпринимателей заявило, что многие предприниматели могут переориентировать свои интересы с импорта на экспорт – приобретать товары на предприятиях или оптовых складах и продавать их за границу. Единственной проблемой при этом являются сложности в оформлении документов на товары белорусского производства. Тогда Департамент по предпринимательству Министерства экономики Беларуси сразу же отреагировал на это предложение, и в сентябре Премьер-министром Беларуси было подписано распоряжение № 92р «О создании рабочей группы для оперативного анализа ситуации, выработки мер и оказания субъектам малого предпринимательства поддержки по реализации белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынке».

     На  региональном уровне Мингорисполком при  поддержке местного бизнес-сообщества подготовил Методические рекомендации руководителям промышленных предприятий города для увеличения экспорта товаров субъектами малого предпринимательства, В соответствии с этим документом предусматривалось: 1) создание в сети Интернет электронной базы данных о товарах, потенциально продаваемых за пределами Республики Беларусь (с указанием цены, описанием товаров, наличия на складах, месторасположения складов отгрузки и т. д.); 2) проведение широкой рекламной кампании через СМИ, Интернет о приглашении к сотрудничеству субъектов малого предпринимательства на взаимовыгодных условиях; 3) устранение ограничений для отпуска товаров производителями и оптовыми предприятиями субъектам малого предпринимательства с целью реализации товаров на экспорт; 4) осуществление уценки товаров в рамках действующего законодательства; 5) введение практики возврата предприятию продукции, нереализованной субъектами малого предпринимательства, приема бракованных товаров, выявленных в ходе реализации; 6) обеспечение субъектов малого предпринимательства необходимыми товаросопроводительными документами (товаротранспортными накладными международного образца, сертификатами происхождения товара, документами, подтверждающими качество товара); 7) отпуск субъектам малого предпринимательства товаров, предназначенных для реализации их за пределами республики, по оптовым отпускным ценам; 8) использование частичной предоплаты и рассрочки платежа за отгруженный товар до 60 дней; 9) подтверждение сведений о добросовестности ведения бизнеса субъектом малого предпринимательства через региональные комитеты экономики; 10) мониторинг регионов, в которых планируется реализация субъектами малого предпринимательства товаров в целях сохранения существующей дилерской сети предприятий и недопущения ценового демпинга на один и тот же товар.

Информация о работе Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь