Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Мировая практика убедительно показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 358.33 Кб (Скачать)

     ● Возможность совмещения нескольких профессий.

     ● Взаимозаменяемость, перемена характера  труда, равно как и быстрое  изменение ассортимента выпускаемой  продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому  в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет  и расширяет свои позиции [3, с.75].

     Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

     Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

     ● неравномерность развития малых  предприятий по регионам республики;

     ● неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной  сфере;

     ● увеличение доли убыточных предприятий;

     ● затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения  такой поддержки;

     ● наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или  косвенно затрудняющих организацию  и осуществление предпринимательской  деятельности, в том числе ограничений  на стадии "вхождения" малых предприятий  в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической  регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;

     ● нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

     ● сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий  уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

     ● отсутствие реально действующих  механизмов стимулирования развития малых  предприятий в приоритетных сферах экономики.

     Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство  по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе  в первую очередь оказываются  предприятия, функционирующие в  сфере производства товаров и  бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и  др., стоимость которых постоянно  растет. Налоговый пресс давит  на производственные предприятия в  сфере малого бизнеса. Сложившиеся  экономические условия подрывают  стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский  настрой.

     Для успешного развития малого бизнеса  экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового  обеспечения, совершенствования налоговой  системы, приватизации, ориентации предпринимательской  деятельности на потребителей [5, с.44-46]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

     2.1 Развитие предпринимательства в  1992-2000 гг. 
 

     Переход к рыночным отношениям в экономике  Беларуси начался в середине 80-х  годов, когда она ещё была в  составе СССР. Усиление либеральных  тенденций в экономике республики после распада СССР стало мощным импульсом для развития предпринимательства. На начальном этапе государство  во взаимоотношениях с негосударственным  сектором придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался стихийно, отсутствовала  нормативно-правовая база, регулирующая отношения в этой сфере.

     С 1994 года важнейшей государственной  целью было провозглашено создание в стране социально-ориентированной  рыночной экономики с эффективной  системой государственного управления. Одновременно предусматривались ускорение  рыночных преобразований, структурная  перестройка экономики, развитие предпринимательства  и создание благоприятной экономической  среды. С этого времени государственная  политика по отношению к предпринимательству  характеризуется противоречивостью. С одной стороны, правительство  предпринимало попытки оказать  малым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена нормативно-правовая база, в результате чего большинство  аспектов деятельности малых предприятий  стало регламентироваться  с достаточной  четкостью, определились основные направления  по поддержке предпринимательства. С другой стороны, государство установило многочисленные административные барьеры  для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль над деятельностью  частных предпринимателей и неоправданно суровую систему наказаний за экономические правонарушения.  Это привело к тому, что с 1996 года количество малых предприятий  и их вклад в экономику остаются практически неизменными.

     Таким образом, становление малого предпринимательства  можно разделить на два этапа:

     1-й  этап: до 1996 года – быстрый рост  количества малых предприятий  при отсутствии системной нормативно-правовой  базы и инфраструктуры поддержки  предпринимательства;

     2-й  этап: после 1996 года – переход  к жесткому государственному  регулированию и контролю предпринимательской  деятельности, характеризующийся прекращением  роста количества частных предприятий,  снижением объемов внутренних  и внешних инвестиций, падением  производительности труда и конкурентоспособности  белорусских товаров и услуг [7, с.75-76].

     Вначале негосударственный сектор был представлен  преимущественно кооперативами, арендными  и совместными предприятиями, а  также лицами, зарегистрированными  как индивидуальные предприниматели. С 1992 г. возросла роль малых предприятий в экономике. По данным на 01.01.2000 г. в республике работало 26787 малых предприятий с негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998 г. Количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед.  Доля занятых на малых предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996 г. до 7,3% в 1999 г.

     Однако  темпы роста малого предпринимательства  и его эффективности к 1999 г. замедлились. Снизился уровень рентабельности малых предприятий: с 17,0% в 1998 г. до 15,7% в 1999, в том числе частных – с 18,2% до 17,2% соответственно.

     Увеличился  удельный вес убыточных предприятий. На 01.01.2000 г. он составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на 01.01.1999 г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за период 1997-2000 гг.[7, с.11-12].

     В Республике Беларусь в 1999 году  на 1000 человек приходилось 2,7 малых предприятия  и 13,0 индивидуальных предпринимателя. Это значительно ниже, чем в  других странах. Причем страны СНГ на порядок отстают не только от развитых западных стран, но и от Чехии и  Польши.

     Уровень развития малых и средних предприятий  в различных странах на 1999 год характеризуются данными, представленными в таблице 1.  

 Таблица 1. Сравнение уровня развития малых и средних предприятий в различных странах

     Страны      Среднее число малых и средних предприятий  на 1000 жителей      Доля  работающих в малых и средних  предприятиях в общей численности  занятых, %      Доля  малых и средних предприятий  в ВВП страны, %
     США      74,20      54,0      50,0-52,0
     Япония      49,60      78,0      52,0-55,0
     Германия      37,00      46,0      50,0-54,0
     Франция      35,00      54,0      55,0-62,0
     Польша       35,00      61,1      54,5
     Чехия      10,20      59,1      38,5
     Россия      5,65      9,6      10,0-11,0
     Беларусь      2,67      7,4      6,8
 

     Из  большого числа созданных в стране предприятий лишь небольшая часть  успешно функционирует. Основная масса  предприятий развивается не достаточно эффективно. Об этом свидетельствует  снижение прибыльности предпринимательской  деятельности. Если в 1999 году рентабельность по балансовой прибыли составляла 16,8%, то к 2000 году этот показатель снизился до 15,5%.   Это обусловлено тем, что малые и средние предприятия  создаются на основе интуитивных решений и из желания заниматься предпринимательством, без какого-либо обоснованного анализа перспективности и эффективности, возможных доходов или анализа рынка.

     На  деловую активность малого и среднего предпринимательства оказывает  влияние финансирование. В 1997 величина средств, выделяемых на поддержку предпринимательства, составляла 18867,9 тыс. долларов США. К 2000 году эта незначительная величина снизилась  более чем на 58% и составила  в 7788,3 тыс. долларов США .

     Негативное  влияние на рост численности субъектов  хозяйствования оказала приостановка регистрации (перерегистрации) субъектов  хозяйствования в 1999г. и выход Декрета  Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении государственной регистрации и  ликвидации субъектов хозяйствования”, исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации. Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур в  связи с введением рентного сбора  при реализации внешнеторговых товарообменных операций, выплачиваемого по факту  завоза сырья, материалов (продукции). При высокой инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных  средств предприятий.

     Анализ  структуры малого предпринимательства  показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в  период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке  и научном обслуживании сельского  хозяйства. Относительно стабильно  увеличивалось число субъектов  малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг  – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время  как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация  малых предприятий в области  торговли и посреднических услуг  является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур [9, с.6-10].

     Внешними  причинами, замедляющими развитие малого и среднего предпринимательства, являются: несовершенство системы государственной  поддержки малого предпринимательства; неустойчивость и несовершенство законодательной  базы предпринимательской деятельности; отсутствие инвестиций и ограниченность доступа к финансовым ресурсам; нестабильность финансовых и товарных рынков; жесткий  налоговый прессинг и сложность  системы налогообложения; трудности  в получении банковских кредитов (начинающий предприниматель не может  дать банку финансовую гарантию возврата долга) ; криминализация общества.

     К внутренним факторам, тормозящим развитие предпринимательства,  можно отнести: слабость проработки технических, инженерных, экономических решений; недостаточность  финансового, технического, кадрового  потенциала; низкое развитие информационной базы. Причем все эти трудности приходиться решать в условиях острой конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках [9, с.71-72]. 

     2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг. 
 

     По  данным республиканского опроса населения, проведенного НИСЭПИ в конце 1999 г., лишь 14,0 % опрошенных участвовали и собираются участвовать дальше в предпринимательской деятельности. 8,7 % – участвовали, но продолжать участвовать не собираются; 34,4 % – не участвовали, но хотели бы участвовать и 42,9 % – никогда не участвовали и не собираются участвовать.

     По  результатам данного исследования строится типология населения Беларуси по отношению к частному предпринимательству (таблица 2). 

     Таблица  2. Типология белорусского общества по отношению к

     частному  предпринимательству

                Типы населения             Удельный вес, %
     Убежденные  сторонники

     предпринимательства

     16,1
     Колеблющееся  большинство      70,9
     Убежденные  противники

     предпринимательства

     13
 

     В белорусском обществе наметился  общий положительный рост предпринимательской  деятельности. Однако, несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии данного  сектора, малое предпринимательство  еще не оказывает столь существенного  влияния на социальное и экономическое  развитие общества, как это имеет  место в промышленно-развитых странах.

     Развитие малого бизнеса в Беларуси по-прежнему значительно отстает от соседних стран. По состоянию на 2004 год в Беларуси на тысячу жителей приходилось в среднем 3 малых и средних предприятий. В России же данный показатель составляет 4, в Великобритании – 46, а в США – 74.

     С 1996 г. усилилось административное регулирование экономики, что привело к резкому снижению и числа малых предприятий, и индивидуальных предпринимателей (рисунок 1). До 1999 г. данные два сегмента частного бизнеса обладали схожей динамикой развития. В дальнейшем произошел рост численности индивидуальных предпринимателей с параллельным снижением числа малых предприятий. Данная тенденция наблюдалась до 2003 г., затем она поменялась на противоположную (рост числа малых предприятий и снижение числа индивидуальных предпринимателей).

Информация о работе Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь