Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа
Мировая практика убедительно показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Рисунок 1. Динамика численности
субъектов малого предпринимательства
в Беларуси
Во
многом колебания численности
На конец 2004 года в стране функционировало 32,8 тыс. малых предприятий, в том числе 31,0 частных, 183,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 2,3 тыс. фермерских хозяйств.
Распределение
малых предприятий по отраслям экономики
характеризуется
Удельный вес малых предприятий в общем объеме розничного товарооборота торговых предприятий значительно вырос и составил 10.1%, что в два раза выше значений 2000 г. На конец 2005 г. доля малых предприятий в ВВП незначительно сократилась по сравнению с 2004 г. и составила 8.1%.
По
состоянию на 2005 год остается низок
уровень занятых в малом
В отраслевой структуре занятости преобладает промышленность, где работает 38.2% всех занятых в малом предпринимательстве. Также велика доля торговли и общественного питания (24.7%) и строительства (16.2%). Роль малых предприятий в занятости в других отраслях незначительна. Динамика занятости по отраслям повторяет тенденции, наблюдаемые в изменении числа малых предприятий. Постепенно снижается доля торговли и общественного питания и растет занятость в промышленности и строительстве.
На фоне снижения убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых предприятий растет. В 2004 их удельный вес от общего количества составил 28,3%, тогда как в 2003 – 23,1%, в 2002 – 22,8%. Наибольшее количество таких предприятий сосредоточено в таких отраслях, как транспорт – 35,3%, непроизводственные виды бытового обслуживания – 33,0% торговля и общественное питание – 31,3%.
Невысок уровень рентабельности малых предприятий. Он составил 13,4% в 2004 году и 14,4% в 2005 [10, с.58-61].
Рассмотрим региональный аспект развития малых предприятий. Малое предпринимательство наиболее развито в Минске и областных городах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20% индивидуальных предпринимателей. Основной проблемой областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования на территории региона. Практически во всех областях малый бизнес на 50% сосредоточен в областных центрах.
Крайне
слабо развито
Анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые они производят или предоставляют обществу, а также экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих субъектов предпринимательской деятельности, позволяет констатировать неутешительный факт: малое предпринимательство не стало активным элементом экономической системы.
Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса проблем:
– ограниченность финансовых ресурсов: это и общий недостаток средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усиливаться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования;
– проблемы рынка и спроса: это недостаточный спрос на национальном рынке наряду со слабой квалификацией персонала предприятий; только немногие белорусские предприниматели имеют представление об использовании методов маркетинга;
– в настоящее время аренда производственных площадей является одной из серьезных проблем, влияющих на деятельность малых предприятий в промышленности. Большая часть имущества принадлежит крупным субъектам хозяйствования с государственной или смешанной формой собственности. При жестком ограничении цен и наценок в торговле большие ставки арендной платы приводят к тотальному разорению предпринимательских структур. Кроме арендной платы арендаторы оплачивают соответствующую часть расходов по управлению домовладением, эксплуатации и текущему ремонту и другие расходы;
– одной из проблем развития предпринимательских структур является недостаток квалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать исключительно на конъюнктуре, пошла на спад. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также специфические условия его функционирования в соответствующем регионе;
– не способствует сложившийся в советской системе менталитет населения, ориентированный на равенство доходов, отрицательное отношение к частной собственности. Это вызывает у части населения нетерпимость к предпринимательству, к неизбежной дифференциации доходов различных групп населения.
По
мнению владельцев малых и средних
предприятий, в Беларуси ещё не создана
среда, которая бы содействовала
устойчивому развитию малого бизнеса.
Поэтому главной целью развития
предпринимательства на период до 2010
года является обеспечение развития
малого и среднего бизнеса на новой
организационно-правовой, имущественной,
финансово-инвестиционной и управленческой
основе, превращение его в один
из основных источников пополнения бюджета
и повышения занятости
2.3
Развитие предпринимательства
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 105,9 % (рисунок 2). На 1 января 2009 г. число малых предприятий составило 68741. К 2010 году данное значение увеличилось
По
данным Министерства по налогам и
сборам Республики Беларусь, на начало
2008 г. численность индивидуальных предпринимателей,
состоящих на учете в налоговых
органах, составила 177 949, что меньше
на 5 938 чел., чем на начало 2007 г. и на
10 851 меньше чем на начало 2006 г. Снижение
числа индивидуальных предпринимателей
в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило
3,2 % , в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 2,6
%. По прежнему сохраняется тенденция
снижения числа индивидуальных предпринимателей
и роста малых предприятий.
Рисунок 2. Динамика развития малого бизнеса в 2005-2007 гг.
Таким образом, по состоянию на конец 2007 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2005 г. – 3,1 и 18,9; в 2006 г. – 3,2 и 18,4 соответственно).
По состоянию на 1 октября 2008 г. в республике функционировало 50,3 тыс. малых предприятий, что на 10,7 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост к уровню прошлого года составил 36,3% [12].
Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2008 г. составило 216,2 тыс. человек, что на 12,4 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост к уровню прошлого года составил 6,1%.
На конец 2009 года в Республике Беларусь уже насчитывалось 68741 малых предприятий, индивидуальных предпринимателей – 215,6 тыс. человек.
Таким образом, за 2007-2009 гг. количество малых предприятий выросло более чем в два раза, а количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 15%.
Следует также отметить, что около 16 тысяч предприятий, 23,4%, отразивших финансовые результаты, имели убытки в 2009 году. По сравнению с предыдущим годом количество убыточных предприятий увеличилось на 1% [14, с.69-70].
С одной стороны, налицо значительный прогресс в росте частного сектора страны. Однако, с другой стороны, несмотря на значительный количественный рост данного сектора, его роль в экономике страны по-прежнему несущественна. На малые предприятия приходится не более 10% ВВП и 13-14% списочной численности работников. По данным статистики, доля малых предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) промышленного характера составляет чуть более 8%, а в общем объеме инвестиций в основной капитал - около 13%. То есть рост количества предприятий не приносит адекватного изменения в рост ВВП, что объясняется более высокими темпами роста крупных госпредприятий и ОАО.
Не происходит и значимых структурных изменений внутри сектора. Большинство малых и средних предприятий сосредоточено в Минске и Минской области (37,7% и 15,2% соответственно от общего числа предприятий по республике), в крупных городах. Около 40% белорусского бизнеса приходится на торговлю. Как отмечалось выше, не происходит роста средних компаний, которые могут выйти на другой уровень развития, как по технологиям, так и конечному продукту. Структурная «замороженность» белорусского бизнеса объясняется как сложностью и «суровостью» бизнес-климата (высокие штрафные санкции на фоне общей законодательной зарегулированности, высокие налоги, необходимость получения множества разрешений), так и такими институциональными особенностями, которые приводят к росту производственных и непроизводственных издержек (высокие налоги на фонд оплаты труда на фоне постоянно растущей зарплаты в госсекторе, высокие арендные ставки, нехватка производственных помещений и пр.), что делает производство в стране неконкурентоспособным [9].
Негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность малого бизнеса оказал мировой финансовый кризис – такой вывод можно сделать по итогам экспортно-импортной торговли субъектов малого предпринимательства в первом полугодии 2009 г. Так, объем экспорта товаров, реализованных субъектами малого предпринимательства, составил 680,1 млн. долл. США, или 87,3% к уровню аналогичного периода 2008 г Указанные результаты экспортной деятельности малого бизнеса объясняются спадом деловой активности в экономиках западноевропейских стран, а также России и Украины - наших соседей и традиционных торговых партнеров.
Самым крупным из них остается Россия – 238,6 млн. долл. США, или 35,1% в общем объеме экспорта малого предпринимательства. При этом в 2009 г доля рынка Российской Федерации возросла на 36,3%» составив 48,1% всего внешнеэкономического объема экспорта. Вторую позицию занимает Латвия, ее доля – 26,7%, третью – Нидерланды – 11,5%, причем экспорт в эту страну увеличился за первое полугодие 2009 г по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 94,3%. Существенно вырос экспорт в некоторые другие страны: в Венесуэлу – в 11 раз; в Китай – в 4,9; в Турцию – в 3,6 раза. Правда, удельный вес этих стран в общем объеме экспорта невелик – от 0,2 до 1%.
Что касается импорта субъектов малого предпринимательства, то он сократился еще больше, чем экспорт: за первое полугодие 2009 г. – 2499,1 млн. долл. США, что составляет 69,1% к уровню аналогичного периода прошлого года. Главным партнером по импорту также является Россия – 952,3 млн. долл. США, или 38,1 % общего объема (в сравнении с уровнем аналогичного периода 2008 г. импорт из РФ уменьшился на 32,7%). Вторую позицию занимает Германия – 9,5% общего объема импорта (снижение на 22,8%), третью – Китай - 8,9% (снижение на 20,7%) .
Информация о работе Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь