Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа
Мировая практика убедительно показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска
Скорины»
Факультет
экономический
Кафедра
экономической теории и мировой экономики
Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Курсовая
работа
Исполнитель:
студент группы
БУ-21
Научный руководитель:
Гомель 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие
и сущность
1.1 Экономическая
природа и признаки
1.2 Необходимые
условия для развития
1.3 Преимущества
и недостатки малого бизнеса………
2 Проблемы
развития малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь…………………………………………………………
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы
развития малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь…………………………………………………………
3.1 Пути
повышения эффективности государственного
регулирования сектора малого и среднего
предпринимательства……………………………
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Мировая практика убедительно показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.
Особую
роль играет предпринимательство и
в трансформационной экономике.
С одной стороны, перераспределение
ресурсов из неэффективных отраслей
в отрасли, где ресурсы используются
более эффективно, невозможно без
создания нового частного сектора. С
другой стороны, рыночная реструктуризация
предприятий связана с
Актуальность
тематики развития и форм поддержи
малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь остается очень
высокой практически с момента
появления этого сектора
В
современной Беларуси, идущей по пути
рыночных преобразований, до сих пор
не использован потенциал этого
особого сектора экономики, призванного
смягчить последствия системного кризиса,
выступать в роли катализатора переходных
процессов. Развитие его в Беларуси
существенно отстает от темпов, демонстрируемых
в странах-соседях. Это объясняется
отношением государства к этому
сектору – правительство
Всё
вышесказанное характеризует
Целью данной работы является анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.
В
курсовой работе были использованы различные
источники: книги, журналы, сборники научных
статей, материалы интернета. В частности
можно выделить «Экономический бюллетень
НИЭИ Министерства экономики Республики»,
«Проблемы управления», труд Башлаковой
О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом
потенциале региона», материалы интернет-ресурса
Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где
подробно проанализировано развитие малого
и среднего предпринимательства в Республике
Беларусь, проблемы, препятствующие его
развитию, а также указаны возможные пути
их преодоления.
1
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Исследование
предпринимательства нашими учёными
начато совсем недавно. Идеологическая
цензура десятилетиями не пропускала
данный термин. Только с началом
так называемой политики перестройки
стали появляться монографии и статьи,
однако и в эти годы научный
подход к данной проблеме был ещё
невозможен. Работы содержали или
откровенную апологетику
Предпринимательство
служит предметом изучения многих дисциплин.
Отсюда и множественность его
трактовок и определений. Сущность
же предпринимательства, как экономической
категории, обусловлена его природой
и признаками как специфического
вида хозяйственного поведения, способностью
хозяйствующих субъектов
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).
Субъектами предпринимательства являются:
● физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
● группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.
Однако занятие предпринимательской деятельностью не допускается должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.
Вышеназванный
Закон также определяет и формы
предпринимательства. В Республике
Беларусь допускаются следующие
формы предпринимательской
● частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
● коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Критерием
отнесения предприятий к
в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
в
сельском хозяйстве и научно-
в
строительстве и оптовой
в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [2].
Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:
● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
● по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
● по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
● по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
● по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [3, с.8].
По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.
Экономическая
природа предпринимательства
Предпринимательство
- инициативная деятельность. Постоянное
стремление к поиску нового, будь то
производство новых товаров или
освоение новых рынков, одним словом,
поиск новых возможностей извлечения
выгоды - отличительная черта
Информация о работе Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь