Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Мировая практика убедительно показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 358.33 Кб (Скачать)

     Хотя  инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального  признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного  хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде.

     Инициатива  требует известной хозяйственной  свободы. Когда уровень регламентации  предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству.

     Однако  асимметрия информации создает и  известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.

     Хотя  риск и является органической компонентой  предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано  со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает  решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в  виде склонности к безрассудному  риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому       величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.

     Коммерческий  риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете  и учете возможных отрицательных  последствий. Стремление к успеху здесь  всегда уравновешивается хозяйственной  ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность  ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.

     Риск  как свойство предпринимательской  деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя  скрупулезно анализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении ее определенных ограничений и регламентации [1, с.104-106].

     Стремясь  к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:

     а) использование неравновесных рыночных ситуаций как источника новых возможностей;

     б) стремление к рационированию распределения  ресурсов как источнику дополнительного  дохода;

     в) содействие установлению рыночного  равновесия через перераспределение  благ. Перемещение ресурсов в целях  их более эффективного применения —  лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил.

     Наиболее  полно предпринимательство как  экономическая категория проявляется  в многообразии его форм собственности. По формам собственности различают  следующие виды предпринимательства:

     ● единоличное владение;

     ● партнерство (товарищество);

     ● корпорация (акционерное общество);

     ● кооперативы;

     ● государственные предприятия.

     Единоличное владение основано на собственности  одного лица или семьи. Его признаки:

     ● неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);

     ● ограниченные возможности (размер капитала);

     ● максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать  экономическое поведение).

     Партнерство базируется на собственности нескольких человек или семей. Его основные признаки:

     ● неограниченная ответственность;

     ● ограниченные возможности;

     ● гибкость.

     Корпорация - объединение собственности многих субъектов. Основной способ объединения - выпуск акций. Признаки:

     ● ограниченная ответственность (акционерным  капиталом);

     ● широкие возможности в связи  с привлечением капитала других юридических  и физических лиц;

     ● длительность функционирования;

     ● ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом).

     Кооператив - предприятие, организация, созданные  путем добровольного объединения  лиц на паевой или арендной основе для осуществления предпринимательской  деятельности. Его основными признаками являются:

     ● хозяйственная самостоятельность  и самофинансирование;

     ● материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

     ● право собственности принадлежит  самому кооперативу и не делится  между его членами;

     ● при выходе из кооператива члену  возвращается его доля дохода, а  не доля в имуществе.

     Государственный сектор в экономике представлен  предприятиями, находящимися либо полностью  в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций.

     Рассмотренные формы предпринимательства не исчерпывают  всего их реально существующего  многообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности  и промежуточные формы. Это смешанные  товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и  акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или  франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров  и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное  предприятие - в большинстве стран  акционерное общество, пакетом акций  которого полностью или частично распоряжается правительство [4, с.60-61]. 
 

     1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства 
 

     Развитие  предпринимательства предполагает ряд условий.

     ● Обеспечение свободы хозяйственной  деятельности. Это - свобода использовать принадлежащее предпринимателю, арендуемое или переданное в пользование  имущество; свобода определять, что  и как производить, выбирать поставщиков  и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.

     ● Развитие рыночных отношений. Предпринимательство - это рыночно конкурентный тип  хозяйствования, система отношений, предполагающая хозяйственную самостоятельность, эквивалентные (равноценные) связи, наличие  особого рода сознания.

     ● Установление прав собственности на средства производства и произведенной  продукции. Собственность выступает  как форма присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства как фактора производства. Собственность  на средства производства теряет смысл  вне собственности на продукт. Присвоение средств производства и продукта осуществляется в процессе владения, распоряжения и использования.

     ● Наличие многообразия форм собственности. Рыночная экономика многоукладна. Процесс  формирования многоукладной экономики  – это процесс, основанный на множестве  форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования.

     ● Наличие экономически обоснованного  и самостоятельного субъекта хозяйствования. Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как  ее производить, кому и где продавать. Государство не должно мешать производителям производить то, что им представляется нужным, а потребителям - покупать то, что они желают. Пока же 45,2 % населения  республики считают, что цены должны устанавливаться государством и  жестко им контролироваться. Еще 24,6 % полагают, что свободные цепы должны быть только на модные, престижные товары, предметы роскоши. Лишь 12,6 % высказываются за то, чтобы цены определялись свободно на основе спроса и предложения, а 17,6 % - за свободное ценообразование  на все товары, кроме предметов  первой необходимости.

     ● Утверждение определенной экономической  среды. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность факторов производства, свободного денежного  капитала. С экономической средой связаны социально-культурная, технологическая, институциональная среда. Последнее  характеризуется наличием разнообразных  институтов и структур, с помощью  которых предприниматель устанавливает  деловые контакты (банки, юридические  и аудиторские фирмы, рекламные  агентства, транспортные агентства  и учебные заведения). Огромное число  белорусских граждан приходит к  пониманию положительного смысла рыночных преобразований, уясняет для себя их хозяйственные и правовые преимущества.

     ● Применение подходящих методов менеджмента, в частности методов нахождения решений, стратегических альтернатив, а также мероприятий организационного характера и культурного воздействия. С их помощью должна усиливаться  способность предприятия реагировать  на предвиденные и непредвиденные осложнения.

     ● Использование методов маркетинга - координация, управление в сфере  организации производства и сбыта  продукции; деятельность, направленная на выявление запросов потребителей с тем, чтобы оперативно ориентировать  производство на их удовлетворение [4, с.58-59]. 
 

     1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса 
 

     Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений, мобильность  технологических изменений, внедрение  изобретений, быстрый рост сферы  услуг и занятости, острая ценовая  и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель  получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

     Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах  мира. Правительство республики рассматривает  мелкий и средний бизнес как питательную  среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы  предпринимательства состоит в  следующем:

     ● Малые предприятия, работающие на местных  ресурсах или обеспечивающие местный  рынок, противозатратны хотя бы с  точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных  условий в сочетании с незначительными  капитальными и трудовыми затратами.

     ● Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически  полезен, чего нельзя сказать о труде  канцелярском.

     ● При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

     ● Независимость действий, возможность  наиболее гибких и оперативных решений.

     ● Шансы на быстрый материальный успех.

Информация о работе Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь