Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством является одной из наиболее сложных в экономике. В хозяйственной системе государство играет важную роль, а объективные экономические предпосылки усиливают ее в регулировании общественного производства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования. 4
1.1.Понятие монополии. Характерные черты и виды. 4
1.2. Монополия: «за» и «против». 7
1.3. Признаки монополизации рынка. 8
1.4. Сущность государственного регулирования. 10
1.5. Необходимость антимонопольной политики. 11
1.6. Два подхода к проведению антимонопольной политики. 14
1.7. Регулирование различных видов монополий. 15
1.7.1. Регулирование деятельности естественных монополий. 15
1.7.2. Регулирование деятельности искусственных монополий. 19
2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике. 20
2.1. Генезис монополизма в России. 20
2.2. Монополизм в современной российской экономике. 22
2.3. ФАС России. История, функции и полномочия. Основные направления деятельности. 24
2.4. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Правовые основы деятельности ФАС России. 26
2.5. Административная практика антимонопольного регулирования на примере нескольких сфер. 28
2.5.1. Примеры деятельности ФАС в сфере электроэнергетики. 28
2.5.2. Состояние рынка телекоммуникаций с точки зрения ФАС, административная практика в данной сфере. 32
2.5.3. Прецеденты в сфере агрохимической промышленности. 33
Заключение 34
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

проблема монополизации рынка и антимонопольная политика России..docx

— 1.07 Мб (Скачать)

 

 

 

 

Приложения.

 

Приложение 1:Эволюция российского монополизма.14

 

 

Приложение 2. Хронология принятия административных актов в системы антимонопольного законодательства России.15

Дата принятия.

Нормативный акт.

Основная характеристика.

22 марта 1991 г.

Закон «О конкуренции…»

Первый в истории России антимонопольный правовой акт. Послужил основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства.

11 августа 1992 г.

Постановление Правительства  РФ № 576 «О государственном регулировании  цен и тарифов на продукцию  и услуги предприятий-монополистовв 1992-1993 гг.»

Согласно постановлению  государственное регулирование  и контроль цен осуществлялись установлением  абсолютного верхнего предела, установлением  предельного размера рентабельности, установлением предельных коэффициентов  изменения цен, предварительным  декларированием повышения свободных  цен.

7 февраля 1992 г.

Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей».

Регламентирует отношения  между изготовителями, продавцами, исполнителями работ, являющимися  предпринимателями, с одной стороны, и с гражданами-потребителями- с  другой.

24 августа 1992 г.

Указ Президента РФ №915 «О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур»

Регламентируются правовой статус Комитета и его основные задачи: содействие формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции и  предпринимательства; предупреждение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства.

12 декабря 1993 г.

Конституция РФ

Ст. 8 – единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Ст. 34- гарантируется недопустимость монополизации рынка и недобросовестной конкуренции.

9 марта 1994 г.

Постановление Правительства  РФ №191 «О государственной программе  демонополизации экономики и  развития конкуренции на рынках Российской Федерации»

Определены этапы демонополизации  экономики РФ и выделены основные рынки демонополизации.

25 мая 1995 г.

Изменения и дополнения к  закону «О конкуренции…»

Введено понятие антимонопольного законодательства, уточнены сферы применения закона, важнейшие его категории.

14 июня 1995 г.

Федеральный закон № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации».

Закреплены критерии отнесения  предприятий к субъектам малого предпринимательства. Разработаны  методы государственной поддержки.

18 июля 1995 г.

Федеральный закон № 147-Ф3 «О рекламе»

Определяет правовые отношения  по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждения и пресечения ненадлежащей рекламы.

17 августа 1995 г.

Федеральный закон № 147-Ф3 «О естественных монополиях»

Определил правовые основы федеральной политики в отношении  естественных монополий и направлен  на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

19 февраля 1996 г.

Постановление правительства  РФ №154 «О реестре хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке определенного  товара долю более 35%»

Реестр предприятий-монополистов становится перечнем хозяйствующих  субъектов, доминирующих на товарных рынках.

21 февраля 1998 г.

Постановление Правительства  РФ №239 «О мероприятиях по решению задач  государственной антимонопольной  политики, демонополизации экономики  и развитию конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998-2000 гг.»

Разработка комплексных  программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и  услуг в отдельных отраслях.

6 мая 1998 г.

Федеральный закон №70-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон «О конкуренции…»»

Введение понятия «аффилированные  лица». Дополнение закона ст. 21 «Учет  аффилированных лиц»,введение в ст.23 ответственности за нарушение порядка  предоставления сведений об аффилированных лицах

23 июня 1999 г.

Федеральный закон №117-Ф3 «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

Предметов регулирования  данного закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке  ценных бумаг, банковских, страховых  и финансовых услуг.

19 июля 1999 г.

Меры по реализации среднесрочной  программы структурных реформ (Письмо о политике развития для целей  Третьего займа на структурную перестройку  экономики). Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 июля 1999 г. № 829.

Программа включает комплекс основных мероприятий, направленных на преобразование в отраслях экономики, представляющих естественные монополии, активизацию роли государства в развитии конкуренции, а также в создании благоприятной среды для открытия новых предприятий частного сектора.

9 октября 2002 г.

Федеральный закон № 122-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Закон «О конкуренции…»»

Уточнены сферы применения закона, определены важнейшие его  категории, внесены дополнения в  целый ряд статей.

2005 г.

Разработка Федерального закона «О защите конкуренции»

Совершенствование и унификация правового регулирования отношений  по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.


 

Приложение 3. Организационная  структура ФАС России.16

1Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): уч., под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова – М.:Кнорус,2005, с 358

2Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): уч., под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова – М.:Кнорус,2005, с.350

3Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): уч., под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова – М.:Кнорус,2005, с.351

4 См. приложение 1.

5 Трипопень Е. «Реорганизация РАО «ЕЭС»: ретроспектива и взгляд в будущее» // РЦБ. 2008.-№4. с.20-22

6 РБК, N01, 2010, c. 34

7 Подробнее структура ФАС представлена в приложении 3.

8 КонсультантПлюс – [Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1]

9 ФАС России: www.fas.gov.ru/monopoly/adm_practice/a_29742/index

10ФАС России:  www.fas.gov.ru/monopoly/adm_practice/a_29742/index

11 ФАС России: www.fas.gov.ru/monopoly/adm_practice/a_29740/index

12 ФАС России: www.fas.gov.ru/competition/goods/adm_practice/a_28079/index

13ФАС России:  www.fas.gov.ru/competition/goods/adm_practice/a_28581

14 Князева И.В. «Антимонопольная политика в России», Омега-Л, 2009, с.184

15 Князева И.В. «Антимонопольная политика в России», Омега-Л, 2009, с. 203-205

16 Сайт ФАС России: www.fas.gov.ru/files/

 


Информация о работе Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ