Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством является одной из наиболее сложных в экономике. В хозяйственной системе государство играет важную роль, а объективные экономические предпосылки усиливают ее в регулировании общественного производства.
Введение 3
1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования. 4
1.1.Понятие монополии. Характерные черты и виды. 4
1.2. Монополия: «за» и «против». 7
1.3. Признаки монополизации рынка. 8
1.4. Сущность государственного регулирования. 10
1.5. Необходимость антимонопольной политики. 11
1.6. Два подхода к проведению антимонопольной политики. 14
1.7. Регулирование различных видов монополий. 15
1.7.1. Регулирование деятельности естественных монополий. 15
1.7.2. Регулирование деятельности искусственных монополий. 19
2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике. 20
2.1. Генезис монополизма в России. 20
2.2. Монополизм в современной российской экономике. 22
2.3. ФАС России. История, функции и полномочия. Основные направления деятельности. 24
2.4. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Правовые основы деятельности ФАС России. 26
2.5. Административная практика антимонопольного регулирования на примере нескольких сфер. 28
2.5.1. Примеры деятельности ФАС в сфере электроэнергетики. 28
2.5.2. Состояние рынка телекоммуникаций с точки зрения ФАС, административная практика в данной сфере. 32
2.5.3. Прецеденты в сфере агрохимической промышленности. 33
Заключение 34
Список литературы 37
Приложения.
Приложение 1:Эволюция российского монополизма.14
Приложение 2. Хронология принятия административных актов в системы антимонопольного законодательства России.15
Дата принятия. |
Нормативный акт. |
Основная характеристика. |
22 марта 1991 г. |
Закон «О конкуренции…» |
Первый в истории России антимонопольный правовой акт. Послужил основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства. |
11 августа 1992 г. |
Постановление Правительства РФ № 576 «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистовв 1992-1993 гг.» |
Согласно постановлению
государственное регулирование
и контроль цен осуществлялись установлением
абсолютного верхнего предела, установлением
предельного размера |
7 февраля 1992 г. |
Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей». |
Регламентирует отношения между изготовителями, продавцами, исполнителями работ, являющимися предпринимателями, с одной стороны, и с гражданами-потребителями- с другой. |
24 августа 1992 г. |
Указ Президента РФ №915 «О
государственном комитете Российской
Федерации по антимонопольной политике
и поддержке новых |
Регламентируются правовой статус Комитета и его основные задачи: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. |
12 декабря 1993 г. |
Конституция РФ |
Ст. 8 – единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34- гарантируется недопустимость
монополизации рынка и |
9 марта 1994 г. |
Постановление Правительства РФ №191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации» |
Определены этапы |
25 мая 1995 г. |
Изменения и дополнения к закону «О конкуренции…» |
Введено понятие антимонопольного законодательства, уточнены сферы применения закона, важнейшие его категории. |
14 июня 1995 г. |
Федеральный закон № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации». |
Закреплены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной поддержки. |
18 июля 1995 г. |
Федеральный закон № 147-Ф3 «О рекламе» |
Определяет правовые отношения по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждения и пресечения ненадлежащей рекламы. |
17 августа 1995 г. |
Федеральный закон № 147-Ф3 «О естественных монополиях» |
Определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. |
19 февраля 1996 г. |
Постановление правительства РФ №154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%» |
Реестр предприятий- |
21 февраля 1998 г. |
Постановление Правительства
РФ №239 «О мероприятиях по решению задач
государственной |
Разработка комплексных программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в отдельных отраслях. |
6 мая 1998 г. |
Федеральный закон №70-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон «О конкуренции…»» |
Введение понятия « |
23 июня 1999 г. |
Федеральный закон №117-Ф3 «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» |
Предметов регулирования данного закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и финансовых услуг. |
19 июля 1999 г. |
Меры по реализации среднесрочной программы структурных реформ (Письмо о политике развития для целей Третьего займа на структурную перестройку экономики). Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 июля 1999 г. № 829. |
Программа включает комплекс основных мероприятий, направленных на преобразование в отраслях экономики, представляющих естественные монополии, активизацию роли государства в развитии конкуренции, а также в создании благоприятной среды для открытия новых предприятий частного сектора. |
9 октября 2002 г. |
Федеральный закон № 122-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Закон «О конкуренции…»» |
Уточнены сферы применения закона, определены важнейшие его категории, внесены дополнения в целый ряд статей. |
2005 г. |
Разработка Федерального закона «О защите конкуренции» |
Совершенствование и унификация
правового регулирования |
Приложение 3. Организационная структура ФАС России.16
1Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): уч., под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова – М.:Кнорус,2005, с 358
2Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): уч., под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова – М.:Кнорус,2005, с.350
3Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): уч., под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова – М.:Кнорус,2005, с.351
4 См. приложение 1.
5 Трипопень Е. «Реорганизация РАО «ЕЭС»: ретроспектива и взгляд в будущее» // РЦБ. 2008.-№4. с.20-22
6 РБК, N01, 2010, c. 34
7 Подробнее структура ФАС представлена в приложении 3.
8 КонсультантПлюс – [Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1]
9
ФАС России: www.fas.gov.ru/monopoly/adm_
10ФАС
России: www.fas.gov.ru/monopoly/adm_
11
ФАС России: www.fas.gov.ru/monopoly/adm_
12
ФАС России: www.fas.gov.ru/competition/
13ФАС
России: www.fas.gov.ru/competition/
14 Князева И.В. «Антимонопольная политика в России», Омега-Л, 2009, с.184
15 Князева И.В. «Антимонопольная политика в России», Омега-Л, 2009, с. 203-205
16 Сайт ФАС России: www.fas.gov.ru/files/
Информация о работе Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ