Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством является одной из наиболее сложных в экономике. В хозяйственной системе государство играет важную роль, а объективные экономические предпосылки усиливают ее в регулировании общественного производства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования. 4
1.1.Понятие монополии. Характерные черты и виды. 4
1.2. Монополия: «за» и «против». 7
1.3. Признаки монополизации рынка. 8
1.4. Сущность государственного регулирования. 10
1.5. Необходимость антимонопольной политики. 11
1.6. Два подхода к проведению антимонопольной политики. 14
1.7. Регулирование различных видов монополий. 15
1.7.1. Регулирование деятельности естественных монополий. 15
1.7.2. Регулирование деятельности искусственных монополий. 19
2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике. 20
2.1. Генезис монополизма в России. 20
2.2. Монополизм в современной российской экономике. 22
2.3. ФАС России. История, функции и полномочия. Основные направления деятельности. 24
2.4. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Правовые основы деятельности ФАС России. 26
2.5. Административная практика антимонопольного регулирования на примере нескольких сфер. 28
2.5.1. Примеры деятельности ФАС в сфере электроэнергетики. 28
2.5.2. Состояние рынка телекоммуникаций с точки зрения ФАС, административная практика в данной сфере. 32
2.5.3. Прецеденты в сфере агрохимической промышленности. 33
Заключение 34
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

проблема монополизации рынка и антимонопольная политика России..docx

— 1.07 Мб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

Кафедра «Микроэкономика»

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

на тему:

 

 

«ПРОБЛЕМА МОНОПОЛИЗАЦИИ  РЫНКА И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ»

 

 

 

 

 

Выполнила: 

студентка группы М1-3     

Суровова М.А.     

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент     

Буевич А.П.     

 

 

 

Москва 2010 г.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования. 4

1.1.Понятие монополии.  Характерные черты и виды. 4

1.2. Монополия: «за»  и «против». 7

1.3. Признаки монополизации  рынка. 8

1.4. Сущность государственного  регулирования. 10

1.5. Необходимость антимонопольной  политики. 11

1.6. Два подхода к  проведению антимонопольной политики. 14

1.7. Регулирование   различных видов монополий. 15

1.7.1. Регулирование  деятельности естественных монополий. 15

1.7.2. Регулирование  деятельности искусственных монополий. 19

2.     Анализ  существования явлений монополизации  и ее регулирования в российской  практике. 20

2.1. Генезис монополизма  в России. 20

2.2. Монополизм в  современной российской экономике. 22

2.3. ФАС России. История,  функции и полномочия. Основные  направления деятельности. 24

2.4. Антимонопольное  законодательство Российской Федерации.  Правовые основы деятельности  ФАС России. 26

2.5. Административная  практика антимонопольного регулирования  на примере нескольких сфер. 28

2.5.1. Примеры деятельности  ФАС в сфере электроэнергетики. 28

2.5.2. Состояние рынка  телекоммуникаций с точки зрения  ФАС, административная практика  в данной сфере. 32

2.5.3. Прецеденты в  сфере агрохимической промышленности. 33

Заключение 34

Список литературы 37

Приложения 39

 

 

 

 

Введение.

Проблема взаимоотношений  хозяйствующих субъектов с государством является одной из наиболее сложных  в экономике. В хозяйственной  системе государство играет важную роль, а объективные экономические  предпосылки усиливают ее в регулировании  общественного производства.

Проблема монополизации  экономики, конкуренция на рынках, государственное  регулирование являются достаточно актуальными проблемами современной  экономики, современного общества и  привлекают пристальное внимание специалистов в данной области, а также широких  слоев населения.

Россия остро столкнулась  с данными проблемами в начале 90-х годов, когда предстояли экономическая  реформа и переход к рыночной экономике. Необходимо было принимать  твердые и последовательные меры против монополизма для осуществления  поставленных планов. Ведь успех преобразований зависит в немалой степени  от взвешенной системы регулирования  государством конкурентных отношений  и монопольных процессов.

Конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности, и чем сильнее конкуренция, тем более сильными оказываются национальные фирмы на рынках за рубежом, а также выгоду получают потребители на внутреннем рынке как по уровню цен, так и по качеству продукции. Именно конкуренция помогает превратить экономическую систему страны в саморегулирующуюся, ведь недаром она была названа Адамом Смитом «невидимой рукой рынка». Но, стоит отметить, что здоровая конкуренция невозможна, если не будет урегулирован монополизм. В этом помогает антимонопольная политика.

Антимонопольная политика государства  играет важную роль в поддержании  конкуренции на рынках, развитии предпринимательства, защите от недобросовестной конкуренции, стабилизации рынка и ведет к  совершенствованию экономики в  целом. Данный вопрос очень важен  и актуален для современной России.

В данной курсовой работе мы рассмотрим основные виды монополий, причины их возникновения; особенности монополизации российского рынка на современном этапе. Изучим действующее антимонопольное законодательство в России, а также перспективы его развития.

Целью данной работы является выявление основных сведений по антимонопольному регулированию в России, а также  исследование совокупности управленческих, экономических и организационно-правовых отношений, которые возникают в  процессе антимонопольной практики государства на микро- и макроуровнях.

Задачи работы:

  • Определить и проанализировать функционирование крупных монополистов в России, степень концентрации капитала по отраслям;
  • Изучить нормативно-правовую базу антимонопольного регулирования в России;
  • Рассмотреть на практике применение антимонопольного законодательства;

Методологической  основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и  синтез, методы группировки, сравнения, анализ научных источников и др.

1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования.

1.1. Понятие монополии. Характерные черты и виды.

Монополия - это такая ситуация на рынке, когда на нем действует фирма,  выпускающая товары и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей, то есть действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов. Таким образом, несовершенство конкуренции здесь достигает наивысшей степени.

Чертами монополии являются:

  • Уникальность продукции;
  • Единственная фирма-гигант;
  • Непреодолимые барьеры;
  • Полная информация.

Уникальность продукции  монополиста проявляется в ее незаменимости, ведь потребитель не может, например, отказаться от услуг  электроэнергии, если она поставляется монополистом. Данное положение позволяет  монополисту диктовать свои условия  с позиции силы. Власть монополиста  также усиливается благодаря  обладанию им полной информацией. Так  как он обслуживает всех потребителей отрасли, то точно знает, объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и уж конечно в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. Мы видим, что сочетание данных характеристик ставит монополиста в очень выгодное положение и обеспечивает предпосылками для получения сверхприбыли. Однако, понятно, что появись на данном рынке хотя бы еще один производитель данной продукции, и все выигрышное положение монополиста сразу бы пошатнулось. И именно поэтому монополистическая структура рынка долговременно существует только там, где она защищена целой системой барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов, которые являются практически непреодолимыми. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

1. Исключительные права,  которые предоставляются государством. Правительство иногда сознательно  идет на то, чтобы предоставить  отдельной фирме статус монополиста  в той или иной отрасли или  в определенном секторе национального  рынка. В качестве такого монополиста зачастую может выступать и само государство;

2. Патенты и авторские  права. Благодаря данному барьеру  создатели новых продуктов или  произведений искусства, музыки, литературы обеспечиваются исключительными  правами на использование, продажу,  предоставление лицензии на использование  их творений и изобретений.  На производственные технологии  также могут выдаваться патенты.  Однако они обеспечивают монопольные  позиции только на ограниченное  время, которое зависит от местного  законодательства. По окончании  срока действия патента барьер  для входа в отрасль исчезает;

3. Уникальные способности  и знания также могут являются  барьером для входя на рынок.  Таким образом, художники, певцы,  а также спортсмены обладают  монопольной властью на использование  своих услуг. Также, фирма, которая  обладает технологическим секретом, при условии, что другие фирмы  не могут воспроизвести данную  технологию, обладает монополией  на данный продукт. Однако, как  правило, такая монополия не  является чистой, так как могут  существовать близкие заменители  данного продукта;

4. Преимущество низких издержек крупного производства, которое обусловлено монополизацией рынка. То есть, преимущества в затратах, которые имеются у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, будь бы на рынке большее количество продавцов. Это способствует монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, которые соответствуют его издержкам, а также делает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, из-за того, что они не смогут получать прибыль при данной цене;

5. Собственность на все производственные ресурсы. Также монополия может поддерживаться и в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, который необходим для производства монополизированного товара;

6. Недобросовестная конкуренция.  Крупный производитель в борьбе  с мелкими производителями обладает  массой преимуществ, которые в  итоге сводятся фактически к  применению грубой силы. Например, конкурентов можно лишить доступа  к сырью, кредитам, рынкам сбыта.  С проявлениями нечестной конкуренции  государство борется самым жестоким  способом.

Переходя к классификации  монополий, надо отметить, что их можно  классифицировать по разным видам, то есть различают объединения, которые по месту в торговых сделках либо единолично продают определенные товары множеству продавцов – это монополия, а также объединения, которые единолично скупают какие-то продукты у всех продавцов- это монопсония. В зависимости от масштаба охвата рынка монополия может установиться как в отраслевом масштабе, то есть чистая монополия или монопсония, либо она может охватить масштаб национального хозяйства, то есть абсолютная монополия. Абсолютная монополия исключает в принципе любое проявление механизма свободной конкуренции.

По характеру и причинам возникновения можно выделить:

  • Естественные монополии;
  • Искусственные монополии.

Естественная  монополия – это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Искусственная монополия – это вид монополии, которая складывается в тех отраслях, где у единственного производителя не наблюдается повышенная эффективность по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Понятием «искусственная монополия» объединяют достаточно редко встречающееся на рыке господство единственного монополиста и более распространенную ситуацию преобладания нескольких фирм, сотрудничающих в той или иной форме.

1.2 Монополия: «за» и «против».

Поскольку чистые монополии  встречаются крайне редко, то в обыденном  сознании и в печати закрепилось  отождествление монополии с крупной  олигополистической фирмой. Под этим подразумеваются крупные компании, которые имеют высокую долю продаж на отраслевом рынке, значительные размеры  финансовых активов и прибылей. Хотя абсолютные и относительные показатели совпадают далеко не всегда, совершенно очевидно, что они взаимосвязаны, и обыденное сознание фиксирует  эту связь.

Ряд обстоятельств говорит  в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в  крупных фирмах. Общеизвестно, что  хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса». Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Все это при прочих равных снижает себестоимость и повышает качество продукции. Стереотипы мышления начала XX в., будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели. Современная монополия существует в условиях рыночного хозяйства, которое подразумевает постоянную угрозу конкуренции: внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

В то же время не лишены оснований  и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю  в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности.

Информация о работе Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ