Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством является одной из наиболее сложных в экономике. В хозяйственной системе государство играет важную роль, а объективные экономические предпосылки усиливают ее в регулировании общественного производства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования. 4
1.1.Понятие монополии. Характерные черты и виды. 4
1.2. Монополия: «за» и «против». 7
1.3. Признаки монополизации рынка. 8
1.4. Сущность государственного регулирования. 10
1.5. Необходимость антимонопольной политики. 11
1.6. Два подхода к проведению антимонопольной политики. 14
1.7. Регулирование различных видов монополий. 15
1.7.1. Регулирование деятельности естественных монополий. 15
1.7.2. Регулирование деятельности искусственных монополий. 19
2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике. 20
2.1. Генезис монополизма в России. 20
2.2. Монополизм в современной российской экономике. 22
2.3. ФАС России. История, функции и полномочия. Основные направления деятельности. 24
2.4. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Правовые основы деятельности ФАС России. 26
2.5. Административная практика антимонопольного регулирования на примере нескольких сфер. 28
2.5.1. Примеры деятельности ФАС в сфере электроэнергетики. 28
2.5.2. Состояние рынка телекоммуникаций с точки зрения ФАС, административная практика в данной сфере. 32
2.5.3. Прецеденты в сфере агрохимической промышленности. 33
Заключение 34
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

проблема монополизации рынка и антимонопольная политика России..docx

— 1.07 Мб (Скачать)

Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной  политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных  монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы  необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей  практике таких нарушений. Недостатком  же этого подхода является трудность  его осуществления на практике.

Доказать, скажем, необоснованное монополистическое завышение цен  всегда очень сложно. Ведь для этого  нужно установить, что цена очень  сильно превышает издержки. А издержки у монополиста:

  1. Могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности,
  2. Искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений.

Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет  доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной  рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом?

    • Структурный критерий применения санкций – государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.

В свою очередь структурный  подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически  становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные  меры.

Зато недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким  механическим образом легко разрушать  не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные  фирмы, являющиеся ядром национальной экономики.

Итак, рассмотрев причины  возникновения, подходы и сущность антимонопольного регулирования, необходимо перейти уже непосредственно к нему самому и рассмотреть, как проводится антимонопольная политика в теории в отношении различных видов монополий.

1.7 Регулирования различных видов монополий.

1.7.1 Регулирование деятельности естественных монополий.

Высокая экономическая эффективность  естественных монополий делает абсолютно  недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может  воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

Как монополисты, данные структуры  пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов  и цен. Последствия этого для  экономики страны – самые разрушающие. Ведь увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает  возможности для эффективной  работы, отнюдь не гарантирует, что  эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм х-неэффективности.

Основной путь борьбы с  негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном  контроле над ценообразованием на естественно-монопольные  товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию).

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного  уровня, на котором будут закреплены цены.

На рис. 4 показан распространенный вариант регулирования, при котором  наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р=МС=D).

 Главным последствием  установления максимальной цены  с точки зрения поведения фирмы-монополиста  является изменение кривой предельного  дохода. Коль скоро монополист  не может взвинтить цену выше  названного уровня даже при  тех объемах производства, где  кривая спроса объективно позволяет  сделать это, его кривая предельного  дохода из положения MR смещается в положение MR1 (на графике выделено жирной линией), совпадающее с максимально дозволенной величиной цен PREG. Далее вступает в силу правило MC=MR. Как и любая другая фирма, монополист сам без всякого государственного принуждения (что является крупным плюсом данной методики регулирования) будет стремиться довести объем производства до QREG, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. На рисунке хорошо видны и другие достоинства такого способа ограничения монополистических цен: достигается значительный прирост производства (QREG>QM) и понижаются цены (PREG<PM).

2

Главным последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода. Коль скоро монополист не может взвинтить  цену выше названного уровня даже при  тех объемах производства, где  кривая спроса объективно позволяет  сделать это, его кривая предельного  дохода из положения MR смещается в положение MR1 (на графике выделено жирной линией), совпадающее с максимально дозволенной величиной цен PREG. Далее вступает в силу правило MC=MR. Как и любая другая фирма, монополист сам без всякого государственного принуждения (что является крупным плюсом данной методики регулирования!) будет стремиться довести объем производства до QREG, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. На рисунке хорошо видны и другие достоинства такого способа ограничения монополистических цен: достигается значительный прирост производства (QREG>QM) и понижаются цены (PREG<PM).

Но есть у описываемого метода регулирования и недостаток: устанавливаемый государством уровень  цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства  закрепить и получение экономических  прибылей (рис 4а), и несение убытков (рис. 4б). Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста  постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены они увеличивают  свои издержки со всеми вытекающими  отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.). Но еще опасней, пожалуй, закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном аспекте естественный монополист может только за счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает широкую дорогу расточительности. Коль скоро на прибыль, так или иначе, нет надежд, а государство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду лишь за счет растранжиривания государственных средств. Высочайшие оклады менеджерам, раздутые штаты, огромные представительские расходы – все это скрытые формы обогащения за счет казны. Другими словами, х-неэффективность в этом случае достигает высочайшего уровня.

Другим ориентиром установления максимальных цен может быть точка  пересечения кривой средних издержек и линии спроса (PREG=ATC=D). Поскольку средние издержки в данном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает в этом случае без убытков и прибылей. Таким образом, снимается основная проблема предыдущего метода регулирования.

Рис.53 

На рис.5 видно, что и  этот подход к регулированию решает задачу прироста производства (QREG>QM) и понижения цены (PREG<PM). Однако правило MC=MR на этот раз действует против регулирующих органов. До точки пересечения кривой предельных издержек и новой, обусловленной государственным фиксированием цен кривой предельного дохода MR1, увеличение производства выгодно монополисту. Но после этой точки (N) каждый лишний произведенный товар будет вызывать больше издержек, чем приносить доходов (MC>MR). Очевидно, что монополист всеми правдами и неправдами будет стремиться остановить производство на уровне QN и не доводить его до  QREG. Поскольку спрос при цене PREG составит именно QREG, то на рынке возникнет дефицит (QREG>QN).

Таким образом, второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и требует поэтому  дополнительных принудительных мер  по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной  России является составление списков  потребителей, прекращать снабжение  которых монополист не имеет права.

      1. Регулирование деятельности искусственных монополий.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех  областях, где единственный производитель  не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить  конкурентов.

Главной целью всякой антимонопольной  политики является пресечение монополистических  злоупотреблений. Как мы убедились  раньше,  по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются  путем прямого вмешательства  государства в их деятельность, в  частности, путем принудительного  установления цен.

В случае искусственного монополизма  основным направлением регулирования  является противодействие формированию таких монополий, а порой и  разрушение уже сложившихся. Для  этого государство использует широкий  спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Таким образом, мы рассмотрели  теоретические аспекты существования  монополий и их регулирования. Однако мы знаем, что практическое применение любых теоретических знаний неидеально и существенно отличается из-за наличия  множества факторов окружающей действительности. Следующая глава курсовой работы как раз посвящена рассмотрению полученных знаний на практике на примере  Российской Федерации.

Глава 2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике.

    1. Генезис монополизма в России.

На протяжении шести десятилетий, с середины 1920-х гг., в СССР создавалась  система промышленного производства, нацеленная на подъем уровня обобществления производства и состоящая из замкнутых, ориентированных на собственное  воспроизводство структур, подменивших  цели общественного развития своими собственными. Этими чертами монополизма  было наделено не отдельное предприятие, а ведомство, возглавляющее и  управляющее отраслью народного  хозяйства. Ведомственно-бюрократическая  форма монополии в России создавалась  директивным путем на базе государственной  собственности. Государственный монополизм, как не имеющая аналогов управленческая организационная монополия, составлял  отличительную черту отечественного монополизма.

Концентрация капитала, основных фондов, объема производимой продукции, занятого населения имела тенденцию  к росту на протяжении всех последних  сорока лет. В течение всего периода  социалистического развития монополизм сопровождался огромной концентрацией  экономической власти на всех уровнях  и функциональных направлениях централизованного  планирования и управления экономикой.

Изучение истории развития российской дореволюционной и послереволюционной экономики, обобщение научной исторической и экономической литературы отечественных  и зарубежных авторов позволяет  выстроить хронологию развития монополизма  в российской экономике.

В формировании российского  монополизма с середины XIX в. до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно хозяйственных и экономических отношений.4

Кратко характеризую этапы, следует сказать:

  • На первом этапе (с конца XIX в. по 1917 год) происходило бурное развитие отраслей тяжелой промышленности, государство поддерживало крупные предприятия, происходили процессы концентрации производства и капитала. Также на этом этапе в промышленности преобладали монополии и создавались крупные синдикаты;
  • На втором этапе (с 1917 по 1929 гг.) проходила новая экономическая политика, активизация мелкой промышленности, производственных кооперативов. Создавалась крупная национализированная промышленность, представленная трестами и синдикатами. Происходила национализация крупного капитала;
  • На третьем этапе (с 1929 по 1956 гг.) тотально доминировала административная система. Была высокая управляемость деятельностью предприятий и организаций из центра, централизованный государственный монополизм;
  • Четвертый этап (с 1957 по 1965 гг.) характеризовался децентрализацией властно-хозяйственных отношений административно-хозяйственной экономики и созданием локально-территориальных монопольных структур – совнархозов;
  • На пятом этапе (с 1965 по 1987 гг.) происходила дезинтеграция функций экономического центра путем воссоздания отраслевых министерств, определяющих и проводящих техническую политику всех предприятий отрасли. Формировались ведомственно-корпоративные монополии;
  • Шестой этап (с1987по 1997гг.) характеризовался перестройкой экономических отношений, диверсификацией форм собственности, созданием рыночных структур, демонополизацией и развитием конкурентной среды;
  • Наконец, седьмой этап (с 1998 и по наши дни) характеризуется волной горизонтальных слияний, созданием вертикальных интегрированных систем, перераспределением капитала и собственности, ростом темпов концентрации.

Информация о работе Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ