Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством является одной из наиболее сложных в экономике. В хозяйственной системе государство играет важную роль, а объективные экономические предпосылки усиливают ее в регулировании общественного производства.
Введение 3
1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования. 4
1.1.Понятие монополии. Характерные черты и виды. 4
1.2. Монополия: «за» и «против». 7
1.3. Признаки монополизации рынка. 8
1.4. Сущность государственного регулирования. 10
1.5. Необходимость антимонопольной политики. 11
1.6. Два подхода к проведению антимонопольной политики. 14
1.7. Регулирование различных видов монополий. 15
1.7.1. Регулирование деятельности естественных монополий. 15
1.7.2. Регулирование деятельности искусственных монополий. 19
2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике. 20
2.1. Генезис монополизма в России. 20
2.2. Монополизм в современной российской экономике. 22
2.3. ФАС России. История, функции и полномочия. Основные направления деятельности. 24
2.4. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Правовые основы деятельности ФАС России. 26
2.5. Административная практика антимонопольного регулирования на примере нескольких сфер. 28
2.5.1. Примеры деятельности ФАС в сфере электроэнергетики. 28
2.5.2. Состояние рынка телекоммуникаций с точки зрения ФАС, административная практика в данной сфере. 32
2.5.3. Прецеденты в сфере агрохимической промышленности. 33
Заключение 34
Список литературы 37
Поведенческий подход в принципе
точнее соответствует целям
Доказать, скажем, необоснованное
монополистическое завышение
Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом?
В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.
Зато недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики.
Итак, рассмотрев причины возникновения, подходы и сущность антимонопольного регулирования, необходимо перейти уже непосредственно к нему самому и рассмотреть, как проводится антимонопольная политика в теории в отношении различных видов монополий.
1.7 Регулирования различных видов монополий.
1.7.1 Регулирование деятельности естественных монополий.
Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.
Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Ведь увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.
При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм х-неэффективности.
Основной путь борьбы с
негативными сторонами
Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.
На рис. 4 показан распространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р=МС=D).
Главным последствием
установления максимальной
2
Главным последствием установления
максимальной цены с точки зрения
поведения фирмы-монополиста
Но есть у описываемого
метода регулирования и недостаток:
устанавливаемый государством уровень
цен никак не связан со средними
издержками, т.е. он может волей государства
закрепить и получение
Другим ориентиром установления максимальных цен может быть точка пересечения кривой средних издержек и линии спроса (PREG=ATC=D). Поскольку средние издержки в данном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает в этом случае без убытков и прибылей. Таким образом, снимается основная проблема предыдущего метода регулирования.
Рис.53
На рис.5 видно, что и этот подход к регулированию решает задачу прироста производства (QREG>QM) и понижения цены (PREG<PM). Однако правило MC=MR на этот раз действует против регулирующих органов. До точки пересечения кривой предельных издержек и новой, обусловленной государственным фиксированием цен кривой предельного дохода MR1, увеличение производства выгодно монополисту. Но после этой точки (N) каждый лишний произведенный товар будет вызывать больше издержек, чем приносить доходов (MC>MR). Очевидно, что монополист всеми правдами и неправдами будет стремиться остановить производство на уровне QN и не доводить его до QREG. Поскольку спрос при цене PREG составит именно QREG, то на рынке возникнет дефицит (QREG>QN).
Таким образом, второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и требует поэтому дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной России является составление списков потребителей, прекращать снабжение которых монополист не имеет права.
В отличие от естественной,
искусственная (или предпринимательская)
монополия складывается в тех
областях, где единственный производитель
не обладает повышенной эффективностью
по сравнению с несколькими
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Таким образом, мы рассмотрели
теоретические аспекты
Глава 2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике.
На протяжении шести десятилетий,
с середины 1920-х гг., в СССР создавалась
система промышленного
Концентрация капитала, основных фондов, объема производимой продукции, занятого населения имела тенденцию к росту на протяжении всех последних сорока лет. В течение всего периода социалистического развития монополизм сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления экономикой.
Изучение истории развития
российской дореволюционной и
В формировании российского монополизма с середины XIX в. до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно хозяйственных и экономических отношений.4
Кратко характеризую этапы, следует сказать:
Информация о работе Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ