Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством является одной из наиболее сложных в экономике. В хозяйственной системе государство играет важную роль, а объективные экономические предпосылки усиливают ее в регулировании общественного производства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования. 4
1.1.Понятие монополии. Характерные черты и виды. 4
1.2. Монополия: «за» и «против». 7
1.3. Признаки монополизации рынка. 8
1.4. Сущность государственного регулирования. 10
1.5. Необходимость антимонопольной политики. 11
1.6. Два подхода к проведению антимонопольной политики. 14
1.7. Регулирование различных видов монополий. 15
1.7.1. Регулирование деятельности естественных монополий. 15
1.7.2. Регулирование деятельности искусственных монополий. 19
2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике. 20
2.1. Генезис монополизма в России. 20
2.2. Монополизм в современной российской экономике. 22
2.3. ФАС России. История, функции и полномочия. Основные направления деятельности. 24
2.4. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Правовые основы деятельности ФАС России. 26
2.5. Административная практика антимонопольного регулирования на примере нескольких сфер. 28
2.5.1. Примеры деятельности ФАС в сфере электроэнергетики. 28
2.5.2. Состояние рынка телекоммуникаций с точки зрения ФАС, административная практика в данной сфере. 32
2.5.3. Прецеденты в сфере агрохимической промышленности. 33
Заключение 34
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

проблема монополизации рынка и антимонопольная политика России..docx

— 1.07 Мб (Скачать)

Таким образом, мы рассмотрели  историческое развитие монополизма  в России. А каково же состоянии  данного явления в Российской Федерации на сегодняшний день?

    1. Монополизм в современной российской экономике.

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти  и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне –  коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной  собственности. В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось, снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

До 2008 года в России было три главных естественных монополиста:

1. РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач).

2. МПС (железнодорожные перевозки).

3. ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа).

Год 2008-й вошел в историю  российской экономики как год, в  который прекратила существование  одна из крупнейших монополий - РАО "ЕЭС  России". Тем самым завершился один из важнейших этапов реформы  электроэнергетики, единственного  на данный момент столь масштабного  преобразования5.

По словам президента Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, степень монополизации экономики – не ключевая проблема России. По крайней мере, ситуация в тех отраслях, которые сегодня сильнее всего пострадали от кризиса, обусловлена отнюдь не недостатком конкуренции. В машиностроении у нас достаточно конкурентная среда, ведь исторически существовало много предприятий одного профиля. Тем не менее именно эту отрасль сильно затронул спад. Проблема монополизации скорее касается инфраструктурных отраслей. Пример - железнодорожные перевозки, значительная часть транспортной инфраструктуры. Высок уровень монополизации и в энергетике. Тяжелое бремя издержек ложится на предприятия других отраслей, которые вынуждены оплачивать монополизированную, дорогую и устаревшую инфраструктуру.

Михаил Дмитриев также отметил, что готовится реформа железных дорог:

«То, что инициирует РЖД, по сути, приведет к усилению монополизации рынка железнодорожных перевозок. Речь идет о создании двух грузовых компаний, которые сосредоточат подавляющую часть парка универсального подвижного состава. Компании будут специализироваться на определенных категориях перевозчиков, то есть не станут конкурировать между собой. Одна займется перевозками таких грузов, как нефть, уголь, цемент. Другая замкнет на себя менее массовых перевозчиков, а таких предприятий-грузоотправителей у нас сегодня почти 60 тыс. До 70% этого подвижного состава может оказаться в итоге под контролем компаний, аффилированных с РЖД. Причем они, как следует из стратегии развития железных дорог, не будут субъектами антимонопольного регулирования и смогут сами устанавливать тарифы. Кроме того, предлагается сохранить практически полную монополизацию услуг локомотивной тяги и исключить конкуренцию операторов поездных формирований на маршрутах».6

Итак, в целом, мы видим, что  монополизм в России присутствует и  достаточно развит. Конечно, после проведения ряда реформ по реформированию естественных монополий, в частности РАО «ЕЭС России», степень монополизации  немного снизилась, но ряд других отраслей, впрочем, как и электроэнергетика, продолжают испытывать на себе последствия слабой конкурентной среды. Для того, чтобы монополизация не достигла критического уровня, необходимо регулирование. Так кем же и как оно осуществляется в России?

2.3. ФАС России. История, функции и полномочия. Основные направления деятельности.

Проведение государственной  политики по антимонопольному регулированию  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти – Федеральной  антимонопольной службой (ФАС) России. Данный уполномоченный орган осуществляет функции по принятию нормативных  правовых актов, защиты конкуренции  на рынке финансовых услуг, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Помимо этого, ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением законодательства о  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных и муниципальных  нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. 
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004.

Вкратце говоря об истории  создания данной службы и антимонопольного регулирования в России в целом, можно выделить следующие события. В 1990 году был образован Государственный  комитет РСФСР по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур в соответствии с Законом  Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских  министерствах  и государственных  комитетах РСФСР». Однако в 1992 году, в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации, было утверждено новое Положение о Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур, в которое были добавлены  задачи и функции. Численность работников центрального аппарата увеличилась. В  марте 1997 года Государственный комитет  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур был преобразован в Государственный  антимонопольный комитет Российской Федерации. 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, которые  занимались антимонопольным регулированием, а на их месте было образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Однако 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его  полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции  федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

В настоящее время, Федеральная  антимонопольная служба представляет собой орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководителем Федеральной антимонопольной службы России является Игорь Юрьевич Артемьев. Функции по реализации основных направлений деятельности ФАС России возложены на заместителей руководителя службы, которых в ФАС пятеро: А.Ю. Цариковский (статс-секретарь - заместитель руководителя службы): отвечает за контроль за размещением госзаказа, борьбу с картелями, контроль на рынке ЖКХ, строительства и стройматериалов, а также на рынке природных ресурсов; А.Н. Голомолзин: ответственный за контроль на рынках ТЭК, электроэнергетики, в сфере информационных технологий, а также транспорта и связи; А.Б. Кашеваров: контроль социальной сферы и торговли, финансовых рынков и рекламы; 
П.Т. Субботин: контроль органов власти и координация деятельности территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации; А.Г. Цыганов: контроль промышленного комплекса, АПК, а также стратегических инвестиций.7

Основными направлениями  деятельности ФАС России являются: вопросы пресечения злоупотребления  доминирующим положением, борьбы с  картелями, контроля за слияниями и  поглощениями, пресечения антиконкурентных действий органов власти, обеспечения  соблюдения норм антимонопольного законодательства, содержащихся в отраслевом законодательстве (земельном, жилищном, водном, лесном, о  природных ресурсах, о торговле) и т.д. Особое внимание уделяется  вопросам недопущения недобросовестной конкуренции, контроля осуществления  иностранных инвестиций в хозяйственные  общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, контроля соблюдения законодательства о государственных закупках, а  также реализации норм нового законодательства в сфере торговли.

2.4. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Правовые основы деятельности ФАС России.

Деятельность Федеральной  антимонопольной службы регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные  годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как  Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти».  
 
Для определения конкретного круга полномочий ФАС России Правительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и Положение о ФАС России. В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты. Более подробную информацию об эволюции российского антимонопольного законодательства можно увидеть в приложении 2.

Основные законодательные  акты, предопределяющие антимонопольную  политику на современном этапе развития, это:

1. Конституция РФ.

Статьей 8 гарантируются  единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности.

Статьей 34 запрещается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию.

Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических  препятствий для осуществления  добросовестной конкуренции.

2. Закон РСФСР от 22 марта  1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм.  и доп. от  15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006г.)8 В связи с последней редакцией, большинство разделов закона утратили силу, однако полностью закон отменен не был.

Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех  случаях, когда действия, совершенные  за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия  на товарных рынках Российской Федерации.

Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами  исключительных прав. Здесь имеет  место так называемый конфликт между  антимонопольным и патентным  законодательством. Вместе с тем из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения).

3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".( Последняя редакция 25.12.2008г).

Закон представляет собой  отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения  на рынках, изначально признаваемых легальной  монополией.

4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе ".  

Целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверное  рекламы, предупреждение нарушения  законодательства РФ о рекламе, а  также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Причем данный закон применяется  к отношениям в сфере рекламы  независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской федерации.

5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Настоящий Федеральный закон  определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том  числе предупреждения и пресечения:

  • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
  • недопущения, ограничения, устранения конкуренции государственными органами исполнительной различных уровней (федеральные, региональные, местные), ЦБ РФ,  а также иными органами и организациями.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической  деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования товарных рынков.

2.5. Административная практика антимонопольного регулирования на примере нескольких сфер.

Работа ФАС России в  сфере контроля над деятельностью  естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа  к товарам и услугам, которые  они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная  служба стремится к повышению  прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия  для роста объемов товаров  и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС  России тесно координирует с Федеральной  службой по тарифам. Представитель  антимонопольной службы входит в  состав Правления ФСТ. И чтобы не быть голословным, необходимо привести примеры из административной практики регулирования естественных монополий по разным отраслям.

2.5.1 Примеры деятельности ФАС в сфере электроэнергетики.

Как было отмечено ранее, до 2008 года данная отрасль была сильно монополизирована. В 2008 году было проведено  реформирование РАО «ЕЭС России», впоследствии чего организация прекратила свое существование. Однако данные действия не решили проблемы и антимонопольное регулирование данной отрасли продолжается. Говоря о ближайших делах, рассмотренных Федеральной антимонопольной службой, хочется выделить следующие:

29 июля 2009 года было принято  решение по вопросу о злоупотреблении  доминирующим положением ОАО  «НК «Роснефть». С декабря 2008 по  июнь 2009 года, поступали заявления  от жителей, в которых указывалось  на значительный рост цен на  автомобильные бензины, дизельное  топливо. При этом первая часть  обращений поступила в ФАС  России в декабре 2008 – феврале  2009 года, а вторая и наиболее  значительная часть обращений  в мае – июне 2009 года. В телеграмме  главы Администрации Тамбовской  области, направленной руководителю  ФАС России И.Ю. Артемьеву, Администрация Тамбовской области сообщила, что во второй половине января 2009 года ЗАО «Тамбовнефтепродукт», входящее в группу лиц ОАО «НК «Роснефть», являющееся основным региональным поставщиком нефтепродуктов, увеличило цены реализации дизельного топлива с 10 800 до 15 000 руб/тонн, что составляет 38,9%, но при этом закупочная оптовая цена для предприятия на данный вид топлива возросла только на 19,1% (с 9400 до 11 200 руб/тонн)9. При этом резкий скачок цен на дизельное топливо произошел в период массовой подготовки сельскохозяйственных предприятий к посевной кампании, что ставит под угрозу обеспечение их стабильного функционирования в условиях кризисных явлений в экономике. Проведя мониторинг оптовых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо, а также сопоставив мировое колебание цен с российским, выяснилось, что динамика изменения цен на нефтепродукты внутри России во второй половине 2008 года – первом полугодии 2009 года не соответствовала динамике цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках: снижение цен происходило в более медленном темпе и с меньшей глубиной падения, а рост цен – в опережающем темпе.  Также было выявлено, что компания сократила выпуск продукции на внутренний рынок, но увеличила экспорт (в целом объем автомобильных бензинов поставляемых на внутренний рынок сократился в январе 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года – на 33,72%, при снижении объемов производства на 31,33%, объемы экспортных поставок выросли в 5,4 раза)10. Таким образом, были ущемлены интересы потребителей внутреннего рынка, а это является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В итоге, рассмотрев все материалы по делу, комиссия ФАС постановила признать ОАО «НК «Роснефть» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части совершения действий, выразившихся в изъятии товара из обращения, результатом которого явилось повышение оптовых цен на автомобильные бензины в январе-феврале и мае-июне 2009 года и на дизельное топливо в январе – феврале 2009 года. Также ОАО «НК «Роснефть» было признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части совершения действий, выразившихся в реализации автомобильных бензинов, дизельного топлива, авиационного керосина контрагентам, не входящим в группу лиц ОАО «НК «Роснефть» по ценам выше, чем контрагентам, входящим в группу лиц ОАО «НК «Роснефть», а также в выставлении участникам тендеров неприемлемых для них условий, что имеет своим результатом создание дискриминационных условий.

Информация о работе Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ