Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством является одной из наиболее сложных в экономике. В хозяйственной системе государство играет важную роль, а объективные экономические предпосылки усиливают ее в регулировании общественного производства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования. 4
1.1.Понятие монополии. Характерные черты и виды. 4
1.2. Монополия: «за» и «против». 7
1.3. Признаки монополизации рынка. 8
1.4. Сущность государственного регулирования. 10
1.5. Необходимость антимонопольной политики. 11
1.6. Два подхода к проведению антимонопольной политики. 14
1.7. Регулирование различных видов монополий. 15
1.7.1. Регулирование деятельности естественных монополий. 15
1.7.2. Регулирование деятельности искусственных монополий. 19
2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике. 20
2.1. Генезис монополизма в России. 20
2.2. Монополизм в современной российской экономике. 22
2.3. ФАС России. История, функции и полномочия. Основные направления деятельности. 24
2.4. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Правовые основы деятельности ФАС России. 26
2.5. Административная практика антимонопольного регулирования на примере нескольких сфер. 28
2.5.1. Примеры деятельности ФАС в сфере электроэнергетики. 28
2.5.2. Состояние рынка телекоммуникаций с точки зрения ФАС, административная практика в данной сфере. 32
2.5.3. Прецеденты в сфере агрохимической промышленности. 33
Заключение 34
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

проблема монополизации рынка и антимонопольная политика России..docx

— 1.07 Мб (Скачать)

Если в условия совершенной  конкуренции Р=МС, то у монополии, как правило, Р>МС. Отсюда, по мнению большинства экономистов, неэффективность  в распределении ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими  конфликтами.

Понятно, что чем слабее конкурентная среда, тем больше простора для деятельности монополистов, и, как  следствие, выше степень монополизации  рынка, что влечет за собой необходимость  регулирования. Так как же и когда  возникает данная необходимость?

1.3 Признаки монополизации рынка.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

  • Концентрация очень большой доли рынка в руках фирмы или группы фирм;
  • Переплетение ведущей фирмы с конкурентами.

Теперь рассмотрим эти  два признака подробнее.

  1. Для того, чтобы определить степень концентрации рынка в той или иной отрасли, государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших фирм, а именно:
    • Размеры оборота;
    • Величина капитала.
    • Число занятых;

С точки зрения антимонопольной  политики, наиболее важным из этих показателей  является доля оборота фирмы на конкретном рынке, так как именно она показывает, какую часть общего предложения  товара концентрирует данная фирма.

Существует несколько  показателей для измерения степени  контроля рынка ведущими фирмами. Наиболее простым является уровень концентрации, который отражает суммарную долю определенного числа крупнейших фирм на рынке(CR). То есть, например, CR3 обозначает, что на рынке существуют три ведущих фирмы, а CR5, что 5 фирм. Однако, самым распространенным является индекс Херфиндаля-Хиршмана ():

, где x – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.1

Понятно, что чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше и значение индекса. Рынок  считается безопасным с точки  зрения монополизации, когда  < 1000. Другими словами, рынок не является монополизированным, если доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших – 44%, трех крупнейших- 54%.

  1. Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах, а именно:
    • Создание картеля;
    • Система участий;
    • Личная уния.

Картель – это разновидность олигополии, когда происходит сговор фирм, которые ориентируются на долгосрочное монополистическое равновесие. Цены и объемы производства в данном случае устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия.

Система участий представляет собой владение фирмой частью капитала ее конкурентов. Она также может проявляться и в том, что основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь практически совладельцами единого капитала, фирмы выступают на рынке как одно предприятие.

Личная уния проявляется в управлении одни ми и теми же лицами разными фирмами-конкурентами. Очевидно, что действия обеих фирм будут осуществлением совместно принятых решений.

Все данные формы переплетения фирм-конкурентов приводят к тому, что, несмотря на внешнее соперничество, фирмы фактически действуют заодно. Поэтому они рассматриваются  государственными органами как единое целое и подлежат соответствующему контролю. В тех случаях, когда  переплетение имеет характер сговора, наносящего ущерб потребителю, оно  прямо запрещается законами большинства  развитых стран и России.

1.4 Сущность государственного регулирования.

Таким образом, возникает  необходимость государственного регулирования. Изначально понятие «государственное регулирование экономики» подразумевает  под собой воздействие государства  в лице государственных органов  на экономические объекты и процессы, а также участвующих в них  лиц, которое осуществляется, чтобы  придать процессам организованный характер, обеспечить соблюдение законов, упорядочить действия экономических  субъектов, отстаивать государственные  и общественные интересы. В широком  смысле государственное регулирование  включает в себя:

  • Прогнозирование;
  • Администрирование;
  • Планирование;
  • Финансирование;
  • Кредитование;
  • Бюджетирование;
  • Налогообложение;
  • Контроль;
  • Учет.

Государственное регулирование  может существовать не только в плановой экономике, но и в рыночной экономике. Государственное регулирование  экономики является научной дисциплиной, которая изучает формы участия  государства в экономической  жизни страны, используя методы и  рычаги воздействия на социально-экономические  процессы, обеспечивающие эффективное формирование рыночных отношений. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между потребителями продукции и производителями с поставщиками продукции. Государственное регулирование выступает в роли главного регулятора поведения централизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны. Важным аспектом государственного регулирования является антимонопольная политика. Так почему же она так важна?

1.5 Необходимость антимонопольной политики.

Конкуренция оказывается  под угрозой, когда власть и рычаги экономического воздействия на рынок сконцентрированы в руках небольшого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов и ведут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития и, как результат, к снижению эффективности рыночной системы.

Можно выделить следующие  основные цели, достижение которых  позволяет идентифицировать эффективность  рыночной системы:

  1. Рациональное использование ресурсов для выпуска продукции, а также ее соответствие количественным и качественным требованиям потребителей;
  2. Деятельность субъектов рынка, относящихся к любой стадии воспроизводственного цикла, должна быть прогрессивной и оптимальной, должна использовать преимущества науки и техники;
  3. Распределение доходов должно быть справедливым и не должно превышать уровня, необходимого для возмещения затрат;
  4. Социальная и экономическая стабильность в обществе.

Эффективность функционирования общества формируется за счет результативности отдельных отраслей и эффективности  правительственной политики, в том  числе и  государственной антимонопольной(конкурентной) политикой, которая призвана обеспечивать такое состояние рынка, при котором  не возникает нарушения прав потребителей, а также ущемления интересов  конкурентов. Так что же такое  антимонопольная политика?

Антимонопольная политика –  комплекс мер, направленных на демонополизацию  экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий  для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение  знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил. Существует также более широкое явление – конкурентная политика, которая предполагает комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком.

Что касается содержательной сущности антимонопольной политики любого государства, следует иметь  ввиду два уровня понимания этой политики:

  1. Узкий смысл: мероприятия антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права;
  2. Широкий смысл: весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости.

В широком смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных  органов в выработке экономической  политики государства в целом  или, хотя бы в тех ее направлениях, которые могут непосредственно  повлиять на конкурентную структуру  рынка, деловую практику и хозяйственную  деятельность его субъектов. Государство  обязано выполнять важные экономические, информационные, организаторские, координирующие функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной  политики по отношению к отдельным  рынкам или отраслям заключается  в сохранении баланса между конкурентными  и монопольно-регулирующими силами в рамках рабочей конкуренции.

В связи с этим основными  экономическими целями антимонопольной  политики являются действия, направленные на:

  • Оптимизацию рыночной структуры;
  • Нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления;
  • Корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач:
    • Повышение качества жизни;
    • Обеспечение конкурентоспособности российской экономики. 

Достижение этих целей  предполагает:

  • Организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;
  • Обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;
  • Проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
  • обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
  • снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
  • активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
  • упорядочение оказания государственной помощи;
  • организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
  • пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

Теперь перейдем к основным принципам реализации антимонопольной  политики. Здесь можно выделить следующие  положения:

  1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.
  2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  3. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
  4. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

Экономическая результативность отдельных рынков(отраслей) зависит  от поведения продавцов и покупателей  во время проведения ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, рекламы и политики коммуникаций, инвестиций в новое производство, горизонтальной и вертикальной интеграции, тактики решения юридических  вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи  с этим, надо отметить, что глобальной целью государственной антимонопольной  политики является создание среды для  равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и  устойчивому экономическому развитию.

1.6 Два подхода проведения антимонопольной политики.

Дело с государственным регулированием степени существующей на рынке концентрации и размера фирм очень осложнено. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии в масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством

В связи с описанным  противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно  сосуществуют два подхода, имеющие  свои достоинства и недостатки:

  • Поведенческий критерий применения санкций – государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений.

Информация о работе Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ