Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством является одной из наиболее сложных в экономике. В хозяйственной системе государство играет важную роль, а объективные экономические предпосылки усиливают ее в регулировании общественного производства.
Введение 3
1. Теоретические аспекты существования монополий и их регулирования. 4
1.1.Понятие монополии. Характерные черты и виды. 4
1.2. Монополия: «за» и «против». 7
1.3. Признаки монополизации рынка. 8
1.4. Сущность государственного регулирования. 10
1.5. Необходимость антимонопольной политики. 11
1.6. Два подхода к проведению антимонопольной политики. 14
1.7. Регулирование различных видов монополий. 15
1.7.1. Регулирование деятельности естественных монополий. 15
1.7.2. Регулирование деятельности искусственных монополий. 19
2. Анализ существования явлений монополизации и ее регулирования в российской практике. 20
2.1. Генезис монополизма в России. 20
2.2. Монополизм в современной российской экономике. 22
2.3. ФАС России. История, функции и полномочия. Основные направления деятельности. 24
2.4. Антимонопольное законодательство Российской Федерации. Правовые основы деятельности ФАС России. 26
2.5. Административная практика антимонопольного регулирования на примере нескольких сфер. 28
2.5.1. Примеры деятельности ФАС в сфере электроэнергетики. 28
2.5.2. Состояние рынка телекоммуникаций с точки зрения ФАС, административная практика в данной сфере. 32
2.5.3. Прецеденты в сфере агрохимической промышленности. 33
Заключение 34
Список литературы 37
Если в условия совершенной
конкуренции Р=МС, то у монополии,
как правило, Р>МС. Отсюда, по мнению
большинства экономистов, неэффективность
в распределении ресурсов. Деятельность
монополий усиливает
Понятно, что чем слабее конкурентная среда, тем больше простора для деятельности монополистов, и, как следствие, выше степень монополизации рынка, что влечет за собой необходимость регулирования. Так как же и когда возникает данная необходимость?
1.3 Признаки монополизации рынка.
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:
Теперь рассмотрим эти два признака подробнее.
С точки зрения антимонопольной политики, наиболее важным из этих показателей является доля оборота фирмы на конкретном рынке, так как именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.
Существует несколько
показателей для измерения
, где x – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.1
Понятно, что чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше и значение индекса. Рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда < 1000. Другими словами, рынок не является монополизированным, если доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших – 44%, трех крупнейших- 54%.
Картель – это разновидность олигополии, когда происходит сговор фирм, которые ориентируются на долгосрочное монополистическое равновесие. Цены и объемы производства в данном случае устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия.
Система участий представляет собой владение фирмой частью капитала ее конкурентов. Она также может проявляться и в том, что основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь практически совладельцами единого капитала, фирмы выступают на рынке как одно предприятие.
Личная уния проявляется в управлении одни ми и теми же лицами разными фирмами-конкурентами. Очевидно, что действия обеих фирм будут осуществлением совместно принятых решений.
Все данные формы переплетения фирм-конкурентов приводят к тому, что, несмотря на внешнее соперничество, фирмы фактически действуют заодно. Поэтому они рассматриваются государственными органами как единое целое и подлежат соответствующему контролю. В тех случаях, когда переплетение имеет характер сговора, наносящего ущерб потребителю, оно прямо запрещается законами большинства развитых стран и России.
1.4 Сущность государственного регулирования.
Таким образом, возникает
необходимость государственного регулирования.
Изначально понятие «государственное
регулирование экономики» подразумевает
под собой воздействие
Государственное регулирование может существовать не только в плановой экономике, но и в рыночной экономике. Государственное регулирование экономики является научной дисциплиной, которая изучает формы участия государства в экономической жизни страны, используя методы и рычаги воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающие эффективное формирование рыночных отношений. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между потребителями продукции и производителями с поставщиками продукции. Государственное регулирование выступает в роли главного регулятора поведения централизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны. Важным аспектом государственного регулирования является антимонопольная политика. Так почему же она так важна?
1.5 Необходимость антимонопольной политики.
Конкуренция оказывается под угрозой, когда власть и рычаги экономического воздействия на рынок сконцентрированы в руках небольшого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов и ведут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития и, как результат, к снижению эффективности рыночной системы.
Можно выделить следующие основные цели, достижение которых позволяет идентифицировать эффективность рыночной системы:
Эффективность функционирования
общества формируется за счет результативности
отдельных отраслей и эффективности
правительственной политики, в том
числе и государственной
Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил. Существует также более широкое явление – конкурентная политика, которая предполагает комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком.
Что касается содержательной сущности антимонопольной политики любого государства, следует иметь ввиду два уровня понимания этой политики:
В широком смысле политика
антимонопольного регулирования предопределяет
широкое участие
В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на:
Достижение этих целей предполагает:
Теперь перейдем к основным принципам реализации антимонопольной политики. Здесь можно выделить следующие положения:
Экономическая результативность
отдельных рынков(отраслей) зависит
от поведения продавцов и
1.6 Два подхода проведения антимонопольной политики.
Дело с государственным регулированием степени существующей на рынке концентрации и размера фирм очень осложнено. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии в масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством
В связи с описанным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки:
Информация о работе Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика РФ