Приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Целью написания данной работы является анализ теории и практики приватизационного процесса, который занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами:
1) Необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;
2) Постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;
3) Использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения его хода и результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Понятие и историческое становление приватизации…………….….6
1.2 Характеристика основных форм приватизации……………..…….…9
1.3. Анализ основных моделей приватизации……………………….….11
2. Особенности процесса приватизации в России
2.1 Преимущества и недостатки моделей приватизации в России…....13
2.2 Оценка итогов и проблем приватизации в России…………………17
2.3 Современный этап приватизации в России……………………...….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

приватизация 1.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:

Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).

Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).

Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.

Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.

При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие. 
     Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно-правовых форм в России еще значителен. О масштабах государственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек.

В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.

Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.

Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.

Латентная безработица существовала в тот период в нескольких формах: наличие избыточной рабочей силы (что выражалось в низкой производительности труда); отправка работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время (укороченная рабочая неделя); принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы – уникальное по своей форме и масштабам российское явление (средства, как известно, частично использовались для решения фискальных проблем, частично «прокручивались» коммерческими банками).

Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.

Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей с высоким уровнем образования – специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности. Экспертные оценки выявили, что в 1994 году только каждый десятый научный сотрудник и каждый третий специалист устроились на работу по специальности. В Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах» отмечалось, что 10,1 млн.  человек, или свыше 13% экономически активного населения, в 1994 году следует отнести к полностью или частично безработным.

2.3. Современный  этап приватизации в России

 

Принимая во внимание недостатки этапов чековой  и денежной приватизации и критически их оценивая, следует отметить, что  в сложившихся социально-экономических условиях назрела острая необходимость в смене приоритетов при реализации государственной политики в сфере приватизации госимущества. Сегодня на основе эффективного управления государственной собственностью необходимо достичь следующих основных результата:

1. Максимизации  доходов бюджета на основе  эффективного управления государственной  собственностью;

2. Оптимизации  структуры собственности (с точки  зрения народнохозяйственных пропорций  и на микроуровне) в интересах  обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

3. Использования  всех государственных активов  в качестве инструмента для  привлечения инвестиций в реальный  сектор экономики.

В основу государственной  политики в сфере приватизации в  ближайшей перспективе должны быть положены:

1. Новая цель приватизации;

2. Новые задачи, вытекающие из цели приватизации;

3. Обновленные  принципы проведения приватизационных  процессов;

4. Комплекс новых  мер, направленных на достижение  цели и решение задач приватизации;

5. Усиление государственного  контроля на всех этапах процесса  приватизации.

В отличие от целевых ориентиров предыдущих этапов приватизации, состоявших в основном в достижении количественных показателей (числу приватизированных предприятий, доходы федерального бюджета от пропажи  государственного имущества и др.), цель государственной политики в области приватизации в ближайшей перспективе должна состоять в кардинальном повышении эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.

Все приватизационные решения включая такие их элементы, как состав приватизируемых предприятий, сроки проведения приватизации, требования к потенциальным инвесторам, параметры инвестиционных и иных условий при продаже объектов государственной собственности, необходимость закрепления пакетов акций в государственной собственности к использования специального права в управлении открытыми акционерными обществами - («золотой акции») должны впредь определяться в основном с тех позиций, насколько они будут способствовать повышению эффективности функционирования; реального сектора российской экономики, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и т.п.

При оценке целесообразности принятия конкретных решений по управлению объектами государственной собственности (приватизация, передача в доверительное  управление, сдача в аренду и др.) исходя из вышеуказанной цели прежде всего необходимо оценивать, в какой степени эти решения позволят:

1. Создать благоприятную  экономическую среду для развития  бизнеса, прежде всего в реальном  секторе российской экономики; 

2. Оптимизировать структуру государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных обществах;

3. Минимизировать  расходы федерального бюджета  на управление государственным  имуществом;

4. Привлечь инвестиции  в реальный сектор российской экономики;

5. Привлечь в  экономику капиталы таких инвесторов, которые заинтересованы а долгосрочном  развитии российских предприятий,  готовы брать на себя обязательства  по реализации инвестиционных  и (или) социальных условий  и безусловно выполнять их;

6. Создать широкий  слой собственников, ориентированных  на долгосрочное развитие предприятий,  насыщение отечественной продукцией  российского рынка и ее продвижение  на мировой рынок, расширение  производства, появление новых рабочих  мест;

7. Существенно  повысить качество менеджмента и эффективность управления предприятиями;

8. Усилить ответственность  новых собственников и заинтересованность  руководства и персонала российских  предприятий за результаты их  производственной деятельности;

9. Сформировать  более эффективную структуру горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;

10. Обеспечить  рациональное пополнение доходной  части бюджета, с акцентом на  бюджет развития;

11. Восстановить  функционирование фондового рынка.

Перечисленные выше условия, с одной стороны, должны рассматриваться как предпосылки оценки правильности принимаемых приватизационных решений, а с другой стороны, являются содержательными задачами приватизации, необходимыми для достижения обновленной ее цели.

Ключевыми мерами, способными кардинально изменить ситуацию в сфере приватизации государственного имущества, должны стать:

1. Дифференцированный  подход к приватизации предприятий  в зависимости от их ликвидности; 

2. Расширение  инструментария приватизации;

3. Принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий;

4. Ориентация  на интересы потенциальных инвесторов  при обязательном условии отсутствия  противоречия этих интересов интересам государства;

5. Обязательный  учет мирового опыта приватизации;

6. Сочетание  долгосрочных и краткосрочных  интересов государства при приватизации;

7. Организация  системы государственного контроля  на этапах подготовки и проведения  приватизации и выполнения новым собственником взятых на себя обязательств.

Цель государственного контроля состоит в минимизации  рисков в отношении использования  государственного имущества, безусловной  реализации принимаемых новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированного получения средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

В настоящее  время, государственная политика России должна ставить перед собой новые  цели, задачи, принципы, направленные на повышение эффективности функционирования реального сектора российской экономики, на создание новых рабочих мест, на расширение налогооблагаемой базы и на повышение эффективности предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы отметить, что сравнение с практикой других стран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности идет в России средними темпами и с относительным успехом.

В большинстве переходных экономик игнорировался опыт таких стран, как Франция, Великобритания или Италия, где в ходе развития рыночных систем приватизационные процессы сменялись процессами национализации. Во всех случаях эти решения были призваны обеспечивать эффективное функционирование предприятий и национальной экономики в целом. Программы приватизации для всех отраслей и компаний тщательно готовились и не менее тщательно контролировалось их реализация. Для этих целей разрабатывалось законодательство не только о разгосударствлении собственности, но и ее "деприватизации" в случае неэффективного использования, поскольку частная собственность - это не столько право на получение выгоды (в виде присвоения конечного результата), сколько определенное поведение, ответственность за развитие и созидание, способность к воспроизводству за счет собственных ресурсов. В некоторых случаях национализация выполняла корректирующую роль, если в ходе приватизационных процессов возникали непредвиденные провалы рынка.

Информация о работе Приватизация